24.11.2014

С 2015 г. вводится система электронного администрирования НДС

С 2015 г. вводится система электронного администрирования НДС

Государственная фискальная служба Украины (ГФС) и Государственная казначейская служба с 1 января 2015 г. вводят систему электронного администрирования налога на добавленную стоимость. Об этом говорится в постановлении Кабинета министров Украины № 569 от 16 октября 2014 г., сообщает главное управление ГФС в г. Киеве.

Согласно постановлению, в том числе планируется открытие до 25 декабря 2014 г. Госказначейством в указанной системе счетов плательщикам налога на добавленную стоимость, зарегистрированных плательщиками такого налога в соответствии с представленным до 15 декабря 2014 г. ГФС реестром плательщиков.

"Такой счет открывается автоматически на безвозмездной основе и исключительно на основании реестра плательщиков налога, орган фискальной службы после присвоения лицу индивидуального налогового номера плательщика налога направляет Госказначейству", - говорится в сообщении.

В свою очередь, казначейская служба направляет Фискальной службе сообщение об открытии электронного счета плательщика налога не позднее следующего рабочего дня со дня его открытия. После поступления такого уведомления Фискальная служба информирует налогоплательщика о реквизитах его электронного счета.

"Внедрение электронного администрирования налога на добавленную стоимость позволит детенизировать НДС. Ожидается, что предложенные изменения будут иметь большую социальную значимость и будут способствовать взаимовыгодному сосуществованию всех участников налоговых отношений", - подчеркивают в ГФС Киева.

Отметим, что с 1 января 2015 г. все налоговые накладные, в том числе и те, в которых сумма налога на добавленную стоимость не превышает 10 тыс. грн подлежат обязательной регистрации в Едином реестре налоговых накладных (с 01 января 2015 г. вступают в силу соответствующие изменения в п. 11 подр. 2 г. ХХ "Переходные положения" Налогового кодекса Украины).

 

Напомним, ранее Кабмин утвердил перечень продуктов питания и товаров для детей, которые освобождаются от НДС. Об говорится в сообщении пресс-службы Кабмина.

"С целью уменьшения расходов семей с детьми на приобретение продуктов детского питания и товаров детского ассортимента для младенцев правительство приняло постановление Кабинета министров Украины "Некоторые вопросы реализации подпункта 197.1.1 пункта 197.1 статьи 197 Налогового кодекса Украины". Постановлением утвержден перечень продуктов детского питания и товаров детского ассортимента для младенцев, операции, по поставке которых будут освобождаться от обложения налогом на добавленную стоимость", - говорится в сообщении.

В сообщении отмечается, что начальный перечень продуктов детского питания и товаров детского ассортимента был сформирован Министерством здравоохранения Украины и в дальнейшем доработан с учетом предложений органов центральной исполнительной власти и общественности, впоследствии вопрос был передан Министерству экономического развития.

 

Отметим, что плательщикам НДС, начиная с 2015 года, автоматически откроют счета в системе электронного администрирования НДС. Для открытия счетов органы ГФС перешлют банку реестр плательщиков, в котором будет указано название плательщика, код ЕГРПОУ и индивидуальный налоговый номер, поясняет ligazakon.ua.

Все налоговые накладные будут составляться исключительно в электронном виде и регистрироваться в Едином реестре налоговых накладных (ЕРНН) независимо от размера налога в одной налоговой накладной.

С 1 января 2015 года в ЕРНН можно будет зарегистрировать только такую налоговую накладную, сумма НДС в которой, т.е. величина налогового обязательства поставщика, не будет превышать определенную разрешенную ему сумму - «лимит регистрации». Это сумма, будет рассчитываться автоматически конкретно для каждого плательщика НДС в системе электронного администрирования по установленной формуле. На счета системы электронного администрирования будут зачисляться средства с собственного текущего счета плательщика НДС.

В ГФС отмечают, что введение новой системы сделает невозможным формирование фиктивного кредита и получение неправомерного возмещения НДС из бюджета, а это, в свою очередь, будет способствовать повышению уровня поступлений налога в бюджет. Кроме того, будет сокращен объем теневой экономики в стране и расходы государства на администрирование НДС.

Новые правила бюджетного возмещения НДС не применяются к суммам бюджетного возмещения, которые были заявлены до 1 января 2015 года. Указанные суммы подлежат возмещению согласно редакции ст. 200 Налогового кодекса, которая действует до 1 января 2015 года.

Напомним, 1 января 2015 года будет сокращено количество критериев, которые дают право на получение автоматического возмещения; с 19 ноября действует новое положение о регистрации плательщиков НДС.

 

Подробно о том, как будет функционировать анонсированный механизм, рассказывает директор департамента методологической работы по вопросам налого­обложения Государственной фискальной службы Украины Неля Привалова, пишет companion.ua.

Как будет осуществляться регистрация налоговых накладных в Едином реестре налоговых накладных?

Налоговые накладные в Едином реестре регистрируются в течение 15 календарных дней с момента составления. Регистрации подлежат все без исключения налоговые накладные, составленные налогоплательщиком. Заполняться они, как и декларации по НДС, будут в электронном виде.

Для регистрации налоговых накладных налогоплательщик должен иметь достаточную сумму налогового кредита, подтвержденную зарегистрированными в реестре налоговыми накладными или уплатой НДС при импорте товаров. При недостаточности суммы кредита плательщик должен собственными средствами пополнить счет в системе электронного администрирования налога. Зарегистрированные налоговые накладные будут предоставлять право на налоговый кредит, а на основании налоговой декларации (в соответствии с указанной в ней суммой) либо налог будет перечисляться в бюджет со счета системы электронного администрирования, либо, наоборот, НДС будет возмещаться из бюджета на текущий счет.

Планируется ли упрощение отчетности по НДС?

Да, планируется отмена реестра выданных и полученных налоговых накладных, копии которых сейчас плательщики предоставляют вместе с декларациями по НДС. Кроме того, предполагается отмена приложения к декларации по НДС, в котором расшифровываются операции с контрагентами.

Изменились ли критерии для автоматического бюджетного возмещения?

На сегодня отменены критерии по наличию расхождений между налоговым кредитом плательщика и налоговыми обязательствами его контрагентов, по уровню средней заработной платы, по численности работников, состоящих в трудовых отношениях с налогоплательщиком.

Автоматическое возмещение НДС будет осуществляться плательщикам с остаточной балансовой стоимостью, превышающей в двенадцать раз сумму налога, заявленную к возмещению, а также к тем, кто осуществляет операции, к которым применена нулевая ставка (не менее 40% общего объема поставок) и/или вкладывает инвестиции в необоротные активы в размерах не менее 3 млн. грн. в течение последнего года.

Еще одна важная вещь: возмещение будет осуществляться на месяц раньше, чем сейчас.

Что будет с остатком отрицательного значения налога на добавленную стоимость, сложившимся по состоянию на 1 января 2015 года?

Он будет проинвентаризован и возмещен в порядке, действовавшем до 1 января 2015 года, при условии соблюдения законодательства.

Как будет осуществляться расчет суммы налога на добавленную стоимость, на которую составляется налоговая накладная?

Он будет проходить в автоматическом режиме исходя из утвержденной формулы (Сумма полученных налоговых накладных + Сумма НДС, уплаченная при импорте + Сумма средств на счете в системе электронного администрирования - Сумма возмещения из бюджета - Сумма расхождений по налоговым обязательствам между данными ЕРНН и декларации). Для этого ежедневно будет осуществляться обмен соответствующими данными.

На какой банк будет возложена данная инициатива?

При Национальном банке будет создан новый банк.

Каков порядок открытия/закрытия счета в системе?

Открытие/закрытие счета будет осуществляться банком бесплатно в автоматическом режиме на основании соответствующих реестров плательщиков, предоставленных Государственной фискальной службой Украины. Плательщики налога к этому процессу привлекаться не будут.

Что происходит при аннулировании регистрации плательщика налога?

Остаток средств на счете системы электронного администрирования НДС автоматически зачисляется в государственный бюджет.

 

В то же время, внедрение электронного администрирования НДС может привести к потере бизнесом 70 млрд гривен в течение 2015 года. Об этом заявили в Федерации работодателей Украины, передают finance.ua.

Предостережения относительно катастрофических последствий от введения с 1-го января 2015 г. новой системы электронного администрирования НДС Федерация работодателей Украины изложила в обращении к Президенту Украины Петру Порошенко. В письме ФРУ призывает Главу государства инициировать перенос сроков введения НДС-счетов минимум на полгода, в течение которых следует радикально доработать соответствующие нормы или вообще отказаться от них.

Предложенная правительством система электронного администрирования НДС предусматривает создание для каждого плательщика НДС специального счета в Государственном казначействе Украины. При получении средств от продажи товаров или услуг сумма НДС сразу будет зачисляться на счет предприятия-продавца в Госказначействе.

“Действующая сейчас система администрирования НДС предусматривает перечисление суммы налога в госбюджет по итогам отчетного периода – месяца или квартала. Тем самым предприятия имеют возможность использовать средства, предназначенные для уплаты налога на добавленную стоимость, в текущей операционной деятельности. Новая система такой возможности не дает. Таким образом, внедрение системы электронного администрирования НДС, по подсчетам экспертов ФРУ, приведет к изъятию из оборотных средств предприятий не менее 20 млрд гривен”, – говорится в сообщении.

“Практики использования электронного администрирования НДС нет ни в одной стране мира. Налогоплательщики могут понести многомиллиардные убытки, которые предстоит компенсировать путем банковского кредитования. Фактически, состоится экспроприация государством налогового кредита, сформированного по налоговым накладным, выписанным до 1-го января 2015 г., которая будет измеряться десятками миллиардов гривен”, – говорится в обращении ФРУ на имя Президента.

Весомые потери несут и коммерческие банки, которые почувствуют отток значительных объемов средств с текущих счетов предприятий. Кроме того, значительно возрастет и сама процедура администрирования налога на добавленную стоимость. Беспокойство ФРУ также вызывает запрет на учет в учете налоговых накладных, выписанных до 1-го января 2014 г., общая сумма которых составляет минимум 50 млрд. Гривен.

Таким образом, введение новой системы администрирования НДС может привести к потере бизнесом менее 70 млрд гривен в течение 2015 года.

В ФРУ также отмечают, что введение НДС-счетов в предложенном формате коренным образом изменит действующий порядок администрирования, но не даст ответы на целый ряд вопросов. Так, остаются без ответа вопросы о порядке отражения и учета сумм НДС в случае выписки расчета-корректировки, восстановления налогового кредита, а также пересчета НДС, распределенного между необлагаемой и налогооблагаемой деятельностью. Не получили ответов на вопросы относительно порядка бюджетного возмещения НДС, к которому применяется процедура автоматического возмещения.

“Внедрение новой системы администрирования НДС в предложенном виде создает существенные риски для стабилизации экономической ситуации в Украине. Поэтому мы подчеркиваем необходимость отложить введение в действие новой системы минимум на полгода для того, чтобы бизнес и власть совместно нашли оптимальный вариант”, – отметил Председатель Федерации работодателей Украины Дмитрий Фирташ.