29.01.2015

Начата реформа системы исполнения судебных решений: ликвидирована государственная исполнительная служба

Начата реформа системы исполнения судебных решений: ликвидирована государственная исполнительная служба

Министерство юстиции получило функции Государственной исполнительной службы (ГИС), чтобы уже в конце года передать их частным судебным исполнителям. Так выглядит начатая реформа, призванная побороть коррупцию в сфере принудительного судебного исполнения. Пока эксперты видят в ней лишь усиление Министерства юстиции.

Об этом пишет на сайте FinMaidan Дарья Кутецкая.

Соответствующее постановление правительства сегодня вступило в силу, дав старт реформе системы исполнения судебных решений. Официальная причина преобразований, по словам министра юстиции Павла Петренко, – высокая коррупционная составляющая работы ГИС.

Поэтому на первом этапе эти полномочия будет выполнять министерство, а на втором – частные исполнители. Помогать с внедрением реформы сферы принудительного исполнения решений приглашена Хатия Шелия, которая с 2010 по 2014 годы возглавляла в Грузии юридический департамент Национального бюро исполнения (аналог украинской ГИС).

Шелия предлагает интегрировать грузинский опыт в украинские реалии. По ее словам, в Грузии до 2008 года на исполнителей была большая нагрузка, многие решения не исполнялись, сбор в казну не уплачивался. "Если что-то и продавалась с торгов, то только своим", – говорит она. Решить эту проблему удалось с помощью частных исполнителей, открытости процесса реализации имущества и системой контроля работы исполнителей.

Около 90% судебных решений выносятся по спорам за имущество. Сроки их исполнения, в соответствии с законодательством, должны составлять шесть месяцев, для неимущественных дел – два месяца. Но некоторые производства не исполняются годами из-за высокой нагрузки на ГИС. Поэтому идея создания института частных судебных исполнителей в Украине обсуждается уже давно – как минимум с 2008 года. Попытки внедрить его были также в 2009, 2010 и 2012 годах. Но ни один законопроект не дошел до второго чтения.

Сейчас соответствующий законопроект разрабатывается в Администрации президента совместно с Министерством юстиции. Петренко надеется, что к лету закон будет принят. "Создадим базу для сдачи экзаменов на доступ к профессии, и с середины года можно начинать формировать профессиональный состав частных исполнителей", – сказал он. Аналогичная инициатива готовится и народными депутатами.

Усиление Минюста радует не всех. "Раньше руководителя ГИС назначал Кабмин. Вряд ли у министра получилось бы протащить своего протеже еще раз. Поэтому он просто эти функции перевел под себя", – утверждает председатель Всеукраинской общественной организации "Украинская палата арбитражных управляющих" Анатолий Родзинский. По его словам, грузинским экспертам будет сложно препятствовать работе уже отлаженной системы.

 

Напомним, Минюст в рамках оптимизации планирует сократить численность своих подразделений с 45 примерно до 25.
Об этом на брифинге заявила первый заместитель министра юстиции Наталья Севостьянова, передает РБК-Украина.

"Мы разработали пакет оптимизаций, который включает в себя, во-первых, сокращение численности подразделений системы юстиции. Мы оптимизируем, и из 45 у нас останется 25 примерно", - заявила Севостьянова.

По ее словам, также будет сокращена на 20% численность центрального аппарата Министерства.

Первый замминистра отметила, что также будет уменьшено количество руководителей.

Кроме того, будет проведена проверка эффективности всех работников системы юстиции.

Севостьянова отметила, что будут увеличены сотрудникам зарплаты за счет перераспределения средств, которые высвободятся от сокращения штата.


Отметим, что Министерство юстиции Украины планирует передать функции регистрации бизнеса Торгово-промышленной палате. Об этом на брифинге сообщил министр юстиции Павел Петренко.

"Что касается других субъектов, речь идет о частных нотариусах, о Торгово-промышленной палате, мы так же планируем передать часть функций, связанную с регистрацией недвижимости... Так же Торгово-промышленной палате мы планируем передать функции по регистрации бизнеса... Вместе с функциями будут передаваться и средства, получаемые непосредственно за те или иные услуги", - рассказал Петренко.

Кроме того, Минюст планирует передать в регионы все функции по регистрации бизнеса.

"Мы планируем передать в регионы местным органам власти все функции по регистрации бизнеса, все функции по регистрации недвижимости... По регистрации недвижимости - этот процесс будет двухэтапный: на первом этапе мы передаем все функции так называемого фронт-офиса непосредственно, офис, который связан с введением архивов, будет храниться на региональном уровне, на уровне области, но с последующей передачей, когда местные органы власти будут институционально готовы к этому, и функций бэк-офиса", - отметил Петренко.

Напомним, что Министерство экономического развития и торговли предлагает сократить срок регистрации субъектов хозяйствования с 5 дней до 1 дня. Об этом говорится в сообщении пресс-службы МЭРТ.

"На данный момент государственная регистрация субъекта хозяйствования осуществляется за 5 рабочих дней, однако предлагаемые МЭРТ изменения к закону "О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц - предпринимателей" сделает возможным сокращение этого процесса до 1 дня", - говорится в сообщении.

Также министерством предложены изменения, которые позволят упростить и ускорить процесс открытия бизнеса путем сокращения сроков регистрации плательщиков налога на добавленную стоимость. Кроме того, планируется сокращение сроков и объединения процедур открытия счета в банке и уведомление налоговых органов об открытии счета.

*}