25.05.2015

Кто формирует тарифы ЖКХ для киевлян

Кто формирует тарифы ЖКХ для киевлян

Повышение коммунальных тарифов - сегодня одна из самых актуальных и обсуждаемых для украинцев тем.  Наибольший рост тарифов произошел на газ: минимальный тариф на газ для населения подорожал в 3,3 раза — до 3 600 грн за тысячу кубометров топлива, тариф на тепло для населения подорожал на 72% — до 537,2 грн за Гкал., минимальный тариф на электроэнергию для населения увеличился на 19% — до 0,37 грн за кВтч., тарифы на водоснабжение и водоотвод были повышены с 1 мая 2015 года в районе 4-20% в зависимости от конкретного водоканала.

За всю историю независимости Украины ни одно правительство так и не смогло решить вопрос о приведении тарифов на ЖКХ к рыночным показателям. Нынешнее правительство, оказавшись в ситуации без выбора – под жестким условием Международного валютного фонда о предоставлении стране кредита, – вынуждено было на государственном уровне принять решение о повышении тарифов. В свою очередь на поддержку малоимущих семей новой системой субсидирования в связи с повышением тарифов за услуги ЖКХ расходы госбюджета увеличены с 12 до 24 миллиардов гривен.

Но основной негатив от повышения тарифов испытывает не так центральная, как местная власть, которая напрямую общается с гражданами и выполняет решения правительства  на практике в конкретных городах и населенных пунктах Украины. Поэтому местные власти пытаются объяснить, что  тарифы на большинство коммунальных услуг не находятся под их ведомством и контролем. 

Так Киевская городская государственная администрация с самого момента повышения тарифов проводит  разъяснительную компанию для горожан, кем принимается решение о повышение тарифов, и кто ответственен за качество предоставляемых коммунальных услуг.


 
Как сформировать справедливые цены на тарифы. Неравный бой.

Мэр Киева занял очень жесткую позицию по отношению к монополистам, формирующим основные тарифы, потребовав установить для жителей Киева справедливые цены. Так, по поручению Виталия Кличко планируется провести аудит ПАО «Киевэнерго». Независимые международные эксперты, которые будут определены в результате тендера, проведут тщательную проверку обоснованности тарифов на отопление и горячую воду.

Также монополистов обязали за свои средства установить три тысячи домовых счетчиков тепла. Еще на тысячу приборов киевские власти выделят деньги из городского бюджета. Ведь при наличии счетчика жильцы платят лишь за фактически потребленное тепло, а это в среднем на 30 процентов меньше, чем в том случае, если такого прибора в доме нет.

В Киеве также планируют создать пилотные варианты центров защиты прав потребителей. Человек сможет написать там заявку на перерасчет при получении некачественной услуги. Планируется что эти центры будут работать по принципу единого окна, чтобы гражданам не приходилось обивать пороги множества инстанций. Они должны будут открыться при ремонтно-эксплуатационных участках, то есть при «ЖЭКах». Центры будут принимать также обращения, касающиеся тепло- и газоснабжения, назначать исполнителя и контролировать процесс выполнения. Сегодня в столице успешно работает контакт-центр по вопросам жилищно-коммунального хозяйства, принимающий жалобы от горожан (номер телефона 15−57).

За счет чего возможно сохранить стабильность квартплаты

В Киеве городские власти активно изыскивают способ облегчить жителям столицы тарифную ношу. И единственный тариф, так называемую «квартплату», который напрямую формируют столичные чиновники, было решено не повышать. Более того, как пообещал мер города Виталий Кличко, качество услуг киевских коммунальных предприятий будет улучшаться.

Данный «жэковский» тариф включает плату за содержание жилых домов, лифтов, придомовых территорий, а также за вывоз мусора. Киевская городская государственная администрация (КГГА) предприняла ряд шагов, чтобы уже сегодня поддержать людей и сохранить расценки на эти услуги для киевлян без повышения.


 
В каждом районе столицы созданы новые предприятия - «Управляющая компания по обслуживанию жилого фонда», которые будут осуществлять управление процессом предоставления жилищных услуг населению. Новые предприятия призваны повысить качество этих услуг, не повышая тарифов на содержание домов и придомовых территорий в Киеве.

По словам заместителя главы Киевской горгосадминистрации Петра Пантелеева, уже создана Муниципальная инспекция Киева, которая будет заниматься поиском системных ошибок в работе исполнителей услуг и решать возникшие проблемы. Основная цель инспекции — повышение качества жилищно-коммунальных услуг.

Также был существенно уменьшен штат руководителей разных уровней, а также снижены раздутые административные расходы в «ЖЭКах», то есть те затраты, которые не шли непосредственно на услуги: на служебные авто, мобильную связь, личные кабинеты и тому подобное.

В скором времени изменения коснутся «ЖЭКов» на местах. Последние, в любом случае не будут ликвидированы, поскольку жители привыкли обращаться по знакомому для них адресу. На местах, где прежде находились «ЖЭКи», останутся ремонтно-эксплуатационные участки. А в штате последних — и весь линейный персонал: дворники, слесари, сантехники и так далее, их сокращать не планируют.

Киевские «ЖЭКи» по европейскому примеру будут заниматься исключительно ремонтами, уборкой и обращениям жителей, в то время, как для решения финансовых, юридических или бухгалтерских вопросов в каждом районе создана управляющая компания.

Похоже, что сохранение квартплаты на прежнем уровне достигается не за счет других статей городского бюджета для достижения политических дивидендов, а за счет прагматичного управленческого подхода. И хочется надеяться, что благодаря таким мерам удастся достичь того, что тариф на содержание домов и придомовых территорий, то есть квартплата, в Киеве повышаться не будет. А качество предоставляемых услуг будет улучшаться. 

Новости JOIN