10.11.2015

Рада приняла антикоруционные законы из "безвизового" пакета

Рада приняла закон "О внесении изменений в Уголовный и Гражданский процессуальный кодексы Украины относительно совершенствования института специальной конфискации с целью устранения коррупционных рисков при ее применении" ( №2541а). За данный закон проголосовали 272 из 374 народных депутатов.

Председатель комитета ВР по вопросам законодательного обеспечения правоохранительной деятельности Андрей Кожемякин на заседании парламента отметил, что предложенная Кабмином норма о распространении спецконфискации на все преступления не отвечает требованиям ЕС.

По его словам, директивой ЕС предусмотрено, что спецконфискация должна касаться лишь отдельных преступлений - коррупционных правонарушений, правонарушений, связанных с отмыванием денег, терроризмом, преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков и других.

Он отметил, что правительством предлагалось применение спецконфискации к третьим лицам.

Кожемякин отметил, что одновременно в статье 6 директивы ЕС четко указано, что третье лицо по крайней мере должно было бы знать, что цель передачи имущества была направлена на избежание конфискации на основе конкретных фактов и обстоятельств, в том числе как осуществлялось передача или приобретение - безвозмездно или в обмен на сумму, значительно более низкой, чем сумма рыночной стоимости.

Депутат сообщил, что во время подготовки ко второму чтению законопроекта поступило 96 поправок от народных депутатов, и комитетом было учтено 20 предложений.

Кожемякин доложил, что 9 ноября по поручению председателя Верховной Рады Владимира Гройсмана было проведено заседание комитета. По результатам этого заседания подготовлена дополнительная сравнительная таблица к законопроекту, и в ней есть две поправки, одна из которых техническая - изменение названия проекта.

Он отметил, что вместе с юридическим управлением ВР будут доработаны правки по принятому закону.

Принят закон о подследственности

Рада приняла правительственный Закон о внесении изменений в Уголовный процессуальный кодекс относительно выполнения рекомендаций Европейского Союза по выполнению Украиной плана действий по либерализации Европейским Союзом визового режима для Украины относительно уточнения подследственности органов досудебного расследования ( №2542а). За это решение проголосовали 325 народных депутатов из 378, зарегистрированных в сессионном зале.

Как отметил председатель Комитета ВР по вопросам законодательного обеспечения правоохранительной деятельности Андрей Кожемякин, закон является техническим. В частности, ним предлагается ограничить полномочия Службы безопасности по осуществлению досудебного расследования преступлений, оставив лишь преступления против национальной безопасности, а также связанные с терроризмом.

Кроме того, конкретизируется подследственность преступлений для органов Государственного бюро расследований - им передается право расследовать преступления, которые ранее были подследственны МВД и СБУ, добавил депутат.

Законом, в частности, устанавливается, что следователи органов Государственного бюро расследований осуществляют досудебное расследование преступлений, совершенных должностными лицами, которые занимают особо ответственное положение согласно части первой статьи 9 Закона “О государственной службе”, лицами, должности которых отнесены к первой - третьей категориям должностей государственных служащих, судьями и работниками правоохранительных органов, кроме случаев, когда досудебное расследование этих преступлений отнесено к подследственности Национального антикоррупционного бюро Украины в соответствии с частью пятой этой статьи.

Также речь идет о преступлениях, совершенных должностными лицами Национального антикоррупционного бюро, заместителем генерального прокурора – руководителем Специализированной антикоррупционной прокуратуры или другими прокурорами Специализированной антикоррупционной прокуратуры, кроме случаев, когда досудебное расследование этих преступлений отнесено к подследственности детективов подразделения внутреннего контроля Национального антикоррупционного бюро в соответствии с частью пятой этой статьи. Кроме того, это преступления против установленного порядка несения военной службы (военные преступления), кроме преступлений, предусмотренных статьей 422 Уголовного кодекса Украины.

До дня введения в действие положений части четвертой статьи 216 этого Кодекса полномочия по досудебному расследованию осуществляют следственные органы прокуратуры, которые пользуются полномочиями следователей, определенных этим Кодексом, - в отношении преступлений, предусмотренных частью четвертой статьи 216 этого Кодекса.

После введения в действие положений части четвертой статьи 216 этого Кодекса уголовные производства, начатые следователями органов прокуратуры, в трехмесячный срок передаются следователями этих органов соответствующему органу досудебного расследования с учетом подследственности, определенной этим Кодексом.

До дня введения в действие части пятой статьи 216 настоящего Кодекса полномочия по досудебному расследованию предусмотренных ею преступлений осуществляют следователи органов прокуратуры, которые пользуются полномочиями следователей, определенных этим кодексом.

После введения в действие части пятой статьи 216 настоящего кодекса материалы уголовных производств, досудебное расследование которых осуществляется органами прокуратуры, передаются следователями органов прокуратуры Национальному антикоррупционному бюро Украины.

Этот Закон вступает в силу со дня, следующего за днем его опубликования.

Уголовные производства, начатые следователями органов внутренних дел, безопасности и прокуратуры до дня вступления в силу этого Закона, в трехмесячный срок передаются следователями этих органов соответствующим органам досудебного расследования с учетом подследственности, определенной Уголовным процессуальным кодексом Украины.

Нардепы поддержали закон об аресте имущества коррупционеров

Рада приняла закон о внесении изменений в Уголовный процессуальный кодекс Украины относительно отдельных вопросов наложения ареста на имущество с целью устранения коррупционных рисков при его применении (№2540). За соответствующий правительственный закон из "безвизового пакета" проголосовал 291 народный депутат из 371, зарегистрированного в сессионном зале.

Как отметил лидер фракции "Блока Петра Порошенко" Юрий Луценко, текст, который окончательно наработал профильный комитет, сбалансировал законопроект между "жесткими наказаниями коррупционеров и связанных с ними третьих лиц, с правосудными европейскими правилами, определенными в соответствующей директиве о необходимости доказательств в отношении каждого отдельного предмета, который может быть приобретен коррупционным путем, в том числе третьим лицом".

Вместе с тем, перед голосованием премьер-министр Арсений Яценюк отметил, что ряд статей доработанного депутатами законопроекта не соответствуют европейскому законодательству.

"В том случае, если данный законопроект не будет соответствовать европейскому законодательству - а юридическая экспертиза именно на это указывает, - то это станет предпосылкой того, что Украине не дадут безвизовый режим", - сказал премьер.

Яценюк отметил, что после голосования за законопроект необходимо получить юридическое заключение Европейского Союза.

"Если в соответствии с этим юридическим заключением получится так, что только что принятый закон не принимается Европейской комиссией как соответствующий европейскому законодательству, то либо президент Украины внесет соответствующие предложения в парламент, либо мы переголосуем этот законопроект с целью, чтобы получить безвизовый режим", - отметил премьер.

Как отметил председатель Верховной Рады Владимир Гройсман, если в законе не будет необходимых норм, то он будет пересмотрен так, чтобы соответствовал европейским директивам.

Спикер отметил, что часть статей принимается в редакции правительства, а в целом - в редакции профильного комитета, а также учитываются озвученные в сессионном зале поправки Луценко.

Законом устанавливается, что арестом имущества является временное, до отмены в установленном настоящим Кодексом порядке, лишение по решению следственного судьи или суда права на отчуждение, распоряжение и/или пользование имуществом, в отношении которого существуют достаточные основания полагать, что оно является предметом, средством или орудием совершения преступления, доказательством преступления, что оно приобретено преступным путем, является доходом от совершенного преступления, получено за счет доходов от совершенного преступления или может быть конфисковано и применяется к подозреваемому, обвиняемому, осужденному, или может подлежать специальной конфискации в отношении третьих лиц, юридического лица или для обеспечения гражданского иска.

Задачей ареста имущества является предотвращение возможности его сокрытия, повреждения, порчи, уничтожения, переделки, отчуждения.

Арестованным может быть имущество, которым владеет, пользуется или распоряжается подозреваемый, обвиняемый, осужденный, третьи лица, юридическое лицо, к которому могут быть применены меры уголовно-правового характера по решению, постановлению суда, следственного судьи.

Определяется, что третьи лица, имущество которых может быть арестовано, - это лица, которые получили или приобрели у подозреваемого, обвиняемого или осужденного имущество безвозмездно или в обмен на сумму, значительно ниже рыночной стоимости, или которые знали или должны были знать, что цель такой передачи: получение дохода от имущества, добытого в результате совершения преступления, сокрытия преступления и/или во избежание конфискации.

Основанием для ареста имущества является наличие постановления следственного судьи или суда при наличии совокупности оснований считать, что имущество является предметом, доказательством, средством или орудием совершения преступления, приобретенное преступным путем; является доходом от совершенного преступления или получено за счет доходов от совершенного преступления. Арест имущества возможен также в случаях, когда санкцией статьи Уголовного кодекса Украины, которая инкриминируется подозреваемому, обвиняемому, предусматривается применение конфискации, к подозреваемому, обвиняемому заявлен гражданский иск в уголовном производстве. Арест также может быть применен к имуществу третьих лиц с учетом части второй настоящей статьи.

Стоимость имущества, которое надлежит арестовать, должна быть соразмерна размеру вреда, причиненного уголовным правонарушением или указанного в гражданском иске, размеру неправомерной выгоды, полученной или которая могла быть получена юридическим лицом.

Кроме того, в неотложных случаях и исключительно с целью сохранения вещественных доказательств или обеспечения возможной конфискации или специальной конфискации имущества в уголовном производстве по тяжкому или особо тяжкому преступлению по решению директора Национального антикоррупционного бюро Украины (или его заместителя), согласованного прокурором, может быть наложен предварительный арест на имущество или средства на счетах физических или юридических лиц в финансовых учреждениях. Такие меры применяются сроком до 48 часов. Безотлагательно после принятия такого решения, но не позднее чем в течение 24 часов, прокурор обращается к следственному судье с ходатайством об аресте имущества.

Арест может быть наложен в установленном настоящим Кодексом порядке на движимое или недвижимое имущество, на денежные средства в любой валюте наличными или в безналичной форме, в том числе средства и ценности, находящиеся на банковских счетах или на хранении в банках или других финансовых учреждениях, расходные операции, ценные бумаги, имущественные, корпоративные права, находящихся в собственности или владении, пользовании, распоряжении подозреваемого, обвиняемого, осужденного, третьих лиц, в отношении которых постановлением или решением следственного судьи, суда определена необходимость ареста имущества.

Не может быть арестовано имущество, если оно находится в собственности добросовестного приобретателя.

Запрет использования жилого помещения лицами, которые на законных основаниях проживают в таком жилом помещении, не допускается.

В ходатайстве следователя, прокурора об аресте имущества должна быть указана, в частности, достаточная, надлежащая, допустимая, достоверная совокупность доказательств, что имущество, в отношении которого осуществляется ходатайство, является предметом, средством или орудием его совершения, доказательством преступления, приобретенное преступным путем, доходом от совершенного уголовного преступления, полученного за счет доходов от совершенного преступления.

Этот закон вступает в силу со дня, следующего за днем его опубликования.

Ходатайства об аресте имущества, поступившие на рассмотрение следственных судей, судов, и решения по которым не приняты до вступления в силу этого закона, рассматриваются в порядке, действовавшем до вступления в силу данного закона.

Вещи, изъятые в ходе обыска жилища или иного владения лица во исполнение соответствующего постановления следственного судьи, суда до вступления в силу данного закона, имеют правовой статус, определенный законодательством, действовавшим до вступления в силу данного закона.

Ранее президент Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер в письме к президенту Украины Петру Порошенко предупреждал, что без антикоррупционных законов, которые входят в этот пакет, Украина не сможет рассчитывать на отмену виз.

Напомним, 5 ноября парламент поддержал 4 "безвизовые" инициативы: "О беженцах и лицах, нуждающихся в дополнительной или временной защите", "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины об усовершенствовании положений судебной защиты иностранцев и лиц без гражданств и урегулировании отдельных вопросов, связанных с противодействием нелегальной миграции" (в первом чтении), проект нового Трудового кодекса Украины (в первом чтении) и "О внешней трудовой миграции".