Сергей Наумов, СЕО Ощадбанка: «Мы призываем организации и граждан присоединяться к развитию безбарьерности в Украине уже сегодня»

16 октября 2024

Banker.ua впервые презентует свою авторскую премию Banker Awards 2024, в рамках которой отмечает лучшие украинские банки и компании за их достижения в течение года. Эти бизнесы стали двигателями развития страны, финсектора и экономики, и отличие их усилий будет стимулировать их к дальнейшему улучшению собственных продуктов и сервисов, автоматизации процессов и цифровизации. Итак, представляем вам победителей премии и их номинации и публикуем эксклюзивные интервью с ними.

Ощадбанк — победитель в номинации «Инклюзивный банк»

Сегодня Ощадбанк имеет крупнейшую сеть отделений в Украине — около 1200, из которых более 70% сертифицированы в соответствии с государственными стандартами инклюзивности. Они оборудованы пандусами, тактильной плиткой, кнопками вызова менеджера и т.д.

Отдельно в сети Ощада есть 23 отделения, разработанные по собственному безбарьерному проекту — в банке их называют суперинклюзивными. Эти отделения дополнительно оборудованы заниженными кассами, специализированными санузлами, банкоматами и терминалами с тактильными маркерами и разъемами для наушников. В Ощадбанке есть 72 банкомата и 66 терминалов самообслуживания, специально обустроенных для обслуживания людей с нарушениями зрения. А еще Ощад первым среди банков в прошлом году запустил мобильные подразделения на базе автофургонов, предоставляющих банковские услуги в тех населенных пунктах, где не работает ни один другой банк. Также создана отдельная сервисная модель обслуживания «Моя безбарьерность», в рамках которой сотрудники прошли специализированный курс обучения, включающий даже базовую медицинскую подготовку.

Недавно в перечне услуг банка появился онбординг – присоединение новых клиентов – физических лиц онлайн. Также Ощадбанк ввел онбординг для ФЛПов и является активным участником государственной программы помощи бизнесу еРабота, включая направление, поддерживающее ветеранское предпринимательство. Кроме того, с апреля 2024 года Ощад первым среди банков положил начало специальной кредитной программе для ветеранов под названием «Бизнес 4.5.0».

Кроме вышеупомянутых проектов, специальных курсов по обслуживанию ветеранов для персонала и помощи в открытии/развитии собственного дела Ощадбанк реализует еще две крупные инициативы: программу адаптации собственных ветеранов и участие в партнерских проектах, призванных помочь в реабилитации украинских военных и гражданских, военных и гражданских, раненых в результате полномасштабного вторжения страны-агрессора.

Полную версию текста читайте на страницах журнала, который можно приобрести здесь. Ниже представляем эксклюзивное интервью победителей.

Глава правления Ощадбанка Сергей Наумов рассказал о том, как банк имплементирует принципы инклюзивности в своей работе и почему в Украине уже сегодня всем нужно приобщаться к безбарьерным программам.

— Сергей, на чем базируются программы инклюзивного банкинга Ощада?

— Мы опираемся на собственный опыт, исследования и лучшие мировые практики. В конце прошлого года была начата специальная программа «Моя безбарьерность», одна из целей которой — масштабировать доступность услуг Ощадбанка для миллионов украинцев с инвалидностью и отдельно для ветеранов. Внутренняя составляющая программы включает три основных направления: физическую доступность, коммуникационную безбарьерность (подготовку персонала) и развитие цифровых сервисов с учетом потребностей людей с инвалидностью.

В рамках этой программы мы провели масштабную обучающую программу для всех сотрудников – «Инклюзивно приветливые». Она предполагает специализированное обучение персонала правильной коммуникации для понимания и принятия человеческого разнообразия, ведь мы предоставляем качественный сервис всем категориям клиентов. Отдельное внимание во время учебы было уделено правилам взаимодействия с ветеранами и ветеранками.

В реализации идеи инклюзивного банкинга для Ощадбанка важны доступность финансовых услуг, социальная ответственность, партнерство с правительством и международными организациями, прозрачность и этические стандарты.

— Какие существуют составляющие программы «Моя безбарьерность»?

— Ощадбанк активно расширяет доступ к банковским продуктам и услугам по всей контролируемой территории Украины и среди групп людей, нуждающихся в специальном обслуживании. Делаем это, в частности, путем цифровизации и улучшения физической доступности отделений. Также в этом году запущены мобильные отделения на базе автотранспорта, работающие вблизи линии разграничения.

Есть отдельное направление программ помощи ветеранам/ветеранам, которые направлены на их реабилитацию и реинтеграцию в общество.

Кроме того, Ощадбанк совместно с Visa поддерживают проведение общественной дискуссии по теме инклюзивности. Весной мы совместно организовали обширную конференцию по безбарьерности, где присутствовало более 160 компаний — Новая Почта, Укрзализныця, Fozzy Group, Novus, McDonald’s. На форуме обсудили методологические и практические аспекты того, как развиваться безбарьерность в Украине.

При содействии Ощадбанка и Visa протезированный военный Александр Будько с позывным «Терен» создал первое инклюзивное тревел-шоу «Відвал ніг або All inclusive», в котором исследовал безбарьерность украинских городов. Этот проект имел влияние не только на бизнесы, но и на общество из-за большого публичного резонанса. К примеру, некоторые мэры по результатам инспекций Александра положили начало изменениям на улицах своих городов. В скором времени Александр будет продвигать тему инклюзии в новом шоу с участием «Холостяк». Ощад тоже присоединился к этому проекту.

Главный Telegram-канал банкиров

— Как банк сотрудничает с общественными организациями и государственными структурами по поддержке инклюзивных финансовых инициатив?

– Имплементация безбарьерных решений – задача для всех стейкхолдеров: государства, бизнеса, общественного сектора. Свою миссию в этой сфере Ощад видит не только в том, чтобы улучшать собственную инклюзивность, но и помогает сплачивать вокруг этого движения неравнодушных граждан и организации.

Один из примеров такого сотрудничества – участие банка в работе сообщества «Бизнес без барьеров» – компаний, объединенных вокруг инициативы первой леди Елены Зеленской «Без барьеров». Представители бизнесов регулярно встречаются, представляют свои инклюзивные инициативы и участвуют в совместных проектах.

К примеру, участники сообщества Visa и Ощадбанк в партнерстве с БФ «Майнди», Координационным центром по психическому здоровью КМУ, ОО «Безбарьерность», Житомирским ОВА, Овручским городским советом и другими ОВА начали создание сети реабилитационных модулей в малых городах Украины — установили пилотный мобильный реабилитационный модуль в Овруче. На очереди запуск еще трех таких учреждений.

В рамках инклюзивной программы «Моя безбарьерность» Ощадбанк поддержал украинское паралимпийское движение, в котором участвует немало ветеранов российско-украинской войны.

По инициативе НБУ и ЕБРР Ощад присоединился к Хартии по финансовой инклюзии и реинтеграции ветеранов, согласно которой банк обязуется поддерживать реинтеграцию и ресоциализацию ветеранов и ветеранок войны в гражданскую жизнь и защищать их экономические интересы и возможности. Перечень подобных инициатив Ощада, реализуемых совместно с партнерами, можно продолжать долго.

Имплементация безбарьерных решений является задачей для всех стейкхолдеров: государства, бизнеса, общественного сектора. Свою миссию в этой сфере Ощад видит не только в том, чтобы улучшать собственную инклюзивность, но и помогает сплачивать вокруг этого движения неравнодушных граждан и организации

— Каковы планы Ощадбанка по расширению инклюзивности в ближайшие годы?

— Имея наиболее разветвленную сеть отделений, мы работаем над тем, чтобы 100% нашей сети соответствовало государственным нормам инклюзивности — процент наших учреждений, прошедших сертификацию на соответствие государственным нормам, постоянно увеличивается. Также запланировано увеличение количества инклюзивных отделений, разработанных по собственному проекту, эти отделения значительно превосходят действующие нормативы инклюзии. Будем наращивать количество наших мобильных «отделений на колесах», работающих там, где не представлен ни один другой банк. Также планируем расширение сети специализированных банкоматов и терминалов самообслуживания для людей с нарушениями зрения.

И, конечно, будем продолжать информационную кампанию о необходимости инклюзивных изменений. Это часть процесса интеграции Украины в европейское сообщество.

— Какие вызовы банк видит во внедрении инклюзивных практик и как планирует преодолеть их?

— Многие десятилетия никто в Украине особо не задумывался о том, чтобы страна жила по безбарьерным нормам. В результате сложилась ситуация, когда количество изменений, необходимых для того, чтобы все категории украинцев имели равный доступ к различным возможностям, огромно. Ни одна организация или даже государство самостоятельно не в состоянии исправить эту ситуацию. К примеру, мы построили полностью инклюзивное отделение, где людям с инвалидностью можно комфортно получить все необходимые сервисы. Но как, например, человек на колесном кресле доберется до этого отделения, если в его доме отсутствует пандус, а общественный транспорт не предусматривает специального устройства, которое позволяет пользоваться им людям с инвалидностью? Безбарьерная Украина — это титаническая задача, однако совместными усилиями всех партнеров мы постепенно приблизимся к европейским стандартам в этой сфере. Присоединяйтесь к безбарьерному движению уже сегодня!


Все самое интересное за неделю в нашей рассылке: