Татьяна Грязнова (YASNO): «Банки, которые продолжают держаться за бумажные документы и мокрые печати, останутся вне рынка»

05 мая 2020

Энергопоставляющие компании Украины, как и большинство других предприятий, перестраивают свою работу и пытаются выстроить эффективные отношения с потребителями онлайн. О том, как организации, поставляющие электроэнергию населению и бизнесу, работают в кризис рассказала Banker.ua директор по экономике и финансам YASNO Татьяна Грязнова.

Об услугах компании

YASNO – поставщик электроэнергии, решений по энергоэффективности и для электромобилей, который предоставляет услуги для 3,5 миллионам украинских семей. Под именем YASNO объединены продукты и услуги компаний по поставке электроэнергии, энергоэффективности и электромобильности в трех регионах Украины: Киеве, Днепропетровской и Донецкой областях.

В минувшем году мы запустили несколько значимых проектов. Это и солнечные панели под ключ для частных домохозяйств, системы хранения электроэнергии, объединившиеся в направлении бизнеса YASNO Efficiency. Энергоэффективные наборы для домохозяйств и всевозможные дополнения к многопрофильному сервису «Розумний Watt» — в YASNO Smart. Начали продажу зарядок для электромобиля для дома и бизнеса от YASNO Е-mobility.

YASNO повышает стандарты коммунальных и энергетических услуг, развивает дистанционные каналы обслуживания: онлайн-обслуживание на сайте компании, мобильные приложения, клиенты могут общаться с нами с помощью чат-бота, телефонных голосовых роботов, передавать показания счетчика через Viber.

Более 50% клиентов YASNO используют онлайн-сервисы для решения вопросов, связанных с поставкой электроэнергии, передачи показаний счетчиков, получения консультаций и заказа дополнительных товаров и услуг.

Компания развивает сеть из 65 энергоофисов – это новый формат помещений для комфортного обслуживания клиентов. В энергоофисах предусмотрено предоставление консультаций по поставке электроэнергии и энергоэффективности, зона продажи дополнительных продуктов и услуг, отдельные зоны для обслуживания частных и бизнес-клиентов, терминалы самообслуживания, система электронной очереди, зона экспресс-обслуживания.

Об удобстве для клиентов

В соответствии с действующим законодательством, все деньги клиентов за электроэнергию попадают на счета со специальным режимом обслуживания, открытые в уполномоченном государственном Ощадбанке. Свободные средства мы размещаем в одном из крупнейших банков Украины — ПУМБ. Это сотрудничество сложилось исторически, поскольку YASNO и ПУМБ входят в одну Группу – SCM.

Для удобства клиентов, мы работаем со всеми ключевыми операторами Украины в сфере онлайн-платежей. Через Личный кабинет на сaйте наши клиенты могут выбрать для оплаты сервисы, предоставляемые такими известными платежными системами, как Приват24 от Приватбанка, Portmone, EasyPay, Masterpass и другие.

ПУМБ и YASNO предлагают удобные дистанционные решения для оплаты за электроэнергию, что особенно полезно и безопасно для здоровья во время карантина. Достаточно один раз добавить свой адрес в ПУМБ Online и ежемесячно тратить меньше 1 минуты на оплату коммунальных услуг. В мобильном приложении ПУМБ Online есть возможность оплачивать услуги по домашнему адресу. К своему домашнему адресу можно добавить услугу YASNO и платить в несколько простых шагов. Оплата за электроэнергию через ПУМБ для клиентов YASNO происходит без комиссии.

Для удобства клиентов мы работаем со всеми ключевыми операторами Украины в сфере онлайн-платежей. Через Личный кабинет на сaйте наши клиенты могут выбрать для оплаты сервисы, предоставляемые такими известными платежными системами, как Приват24 от Приватбанка, Portmone, EasyPay, Masterpass и другие. При этом для клиента оплата за электроэнергию YASNO происходит без комиссии.

О сотрудничестве с банками

Сегодня среди наших банков-партнеров такие крупнейшие банки, как Ощадбанк, ПУМБ, Привабанк, Укргазбанк. Выбор обусловлен как регуляторными требованиями, так и максимальным удобством для клиентов: мы всегда сотрудничаем с теми банками, чья сеть наиболее широко представлена в регионах нашей работы. Это значительно упрощает и в большинстве случаев удешевляет для наших клиентов процесс расчетов.

Что же касается зарплатного проекта, то мы привлекли к сотрудничеству ПУМБ. В какой-то степени выбор банка ПУМБ для выплаты зарплат был обусловлен тем, что мы входим в одну группу компаний. Но это и большая ответственность для банка: они предоставляют нам отличный сервис и дополнительные продукты. К примеру, наши сотрудники могут пользоваться программами мгновенного беззалогового кредитования на выгодных условиях, банк готов устанавливать банкоматы в местах, удобных для компаний-клиентов. Онлайн-сервисы банка считаем одними из лучших.

О проблемах в работе банков

На мой взгляд, многие банки все еще относятся к клиентам, как к назойливой мухе, считая проблемы с банкингом исключительно проблемами клиентов. Декларируя высокий уровень обслуживания, в реальных ситуациях не могут поддержать достаточный уровень лояльности обслуживающего персонала и соответственно, достойное качество предоставления банковских услуг.

Сегодняшние обстоятельства заставляют все компании, не только банковский сектор, кардинально пересмотреть бизнес-модели в пользу онлайн предоставления всех сервисов. Считаю, что условия работы в карантине становятся существенным катализатором для развития всех процессов, связанных с бесконтактным сервисом. Так, банки, которые продолжают держаться за бумажные документы и мокрые печати и подписи, останутся вне рынка. А банки, которые увидели возможности в сложившихся условиях для развития новых продуктов и услуг, для работы в синергии с другими рынками и игроками, будут отвоевывать долю рынка и лояльность клиентов.

К примеру, я вижу такие варианты синергии с крупными сетевыми банками для нашего бизнеса.

Первое – это онлайн-управление платежным календарем (когда клиент может не волноваться о просроченной задолженности за коммунальные услуги, а сверка счета и оплата проходят между компанией-поставщиком и банком автоматически).

Второе – онлайн-кредитование домохозяйств может стать более доступным. При желании, клиент может разрешить компании-поставщику предоставить историю своих платежей за энергоносители и банк, мгновенно оценив культуру расчетов и платежеспособность клиента, будет готов выдать кредит по онлайн-заявке на более выгодных условиях, т.к. кредитный риск в такой ситуации снижается.

И третье – онлайн-страхование рисков, связанных с долгами арендаторов за коммунальные платежи. Бывают ситуации, когда арендодатель осознает, что за долги арендатора за энергоносители его имущество может быть арестовано.

Сегодняшние обстоятельства заставляют все компании, не только банковский сектор, кардинально пересмотреть бизнес-модели в пользу онлайн предоставления всех сервисов. Считаю, что условия работы в карантине становятся существенным катализатором для развития всех процессов, связанных с бесконтактным сервисом
img
Татьяна Грязнова, директор по экономике и финансам YASNO

О страховании

Рынок страхования для ритейл-поставщиков коммунальных услуг в Украине пока только формируется. Сегодня мы пользуемся стандартными услугами добровольного медицинского страхования для сотрудников, обязательными видами страхования и страхованием наших зарядных станций. Выбор компаний-агентов осуществляется в рамках закупочных процедур. В этом году мы сотрудничаем с Страховой Группой ТАС (в Киеве), Альфа Страхование (Донецкая область) и АСКА (Днепропетровская область).

О работе в период карантина

Заботясь о здоровье и безопасности клиентов, YASNO приостановил личный прием посетителей во всех энергоофисах на период карантина. Общение со специалистами компании происходит по телефону и через интернет. Для каждого энергоофиса выделены дополнительные стационарные номера телефонов и электронные адреса.

Сегодня дистанционно работает более 80% всех сотрудников. На надомный формат работы переведены сотрудники бэк-офиса и категории, потенциально уязвимые к вирусу COVID-19. Специалистов, которые продолжают работать в офисе, компания обеспечивает необходимыми индивидуальными средствами защиты: масками, дезинфекторами, резиновыми перчатками; закупает экспресс-тесты, инфракрасные бесконтактные термометры и защитные экраны.

О прогнозах на будущее

Мы ведем постоянный мониторинг ситуации с коронавирусом в мире и Украине. И готовимся к тому, что постепенно угроза будет отступать, карантинные меры смягчаться, как это происходит в Европе и Китае. У нас уже есть план «выхода бизнеса из карантина». При этом, наработки, которые были сделаны в период карантина – а именно максимальный переход на электронный документооборот, расширение каналов онлайн-обслуживания клиентов – мы продолжим использовать и совершенствовать. Мы делаем все, чтобы вызовы, которые сейчас преодолеваем, позволили нам укрепить конкурентное преимущество, улучшить обслуживание, увеличить лояльность и количество наших клиентов.


Все самое интересное за неделю в нашей рассылке: