Продолжая пользоваться данным сайтом или нажав "Принимаю", Вы даёте согласие на обработку файлов cookie и принимаете условия Политики конфиденциальности.
The Big Short: как сделать финансовый кризис понятным и интересным
Художественный фильм «Игра на понижение», посвященный финансовому кризису 2008 года, основан на реальных событиях и за весь хронометраж пытается никуда от них не отступать. Картина была выдвинута на «Оскар» в пяти номинациях, включая «Лучший фильм», и это не удивительно, ведь в картине снялись настоящие звезды: Кристиан Бэйл, Брэд Питт, Кэрелл и Райан Гослинг.
Если есть сомнения, что кино на такую скучную тему может быть интересным, то поверьте, создатели сделали все возможное, чтобы фильм получился легким, интересным и понятным любому зрителю.
В чем идея фильма?
В 2005 году эксцентричный менеджер хедж-фонда Майкл Бьюрри присматривается к американскому рынку недвижимости и обнаруживает, что тот находится на грани небывалого краха. Поскольку никто больше этого не замечает, Бьюрри осознает, что это шанс заработать колоссальные деньги. Поэтому он вкладывает почти все средства своего фонда в облигации, которые будут оплачены в условиях рыночного краха. Новость об этом финансовом ходе облетает Нью-Йорк, и в то время, как большинство участников рынка крутят пальцами у виска, несколько бизнесменов решают провести собственные расследования и выяснить, почему «безумец» вкладывает деньги в заблаговременный проигрыш, и стоит ли им тоже сыграть на понижение.
Глобальный кризис 2007-2008 годов открыл все тайные двери и призвал банкиров к объяснению, что тогда произошло в американской и мировой экономике. Поскольку этот кризис был тесно связан с использованием сложных финансовых инструментов, его суть невозможно было растолковать несколькими фразами, хотя интернет и СМИ по полной выпускали материалы, в которых пытались объяснить людям сложные аббревиатуры вроде CDO. У кого-то это получалось лучше, у кого-то – хуже, но в то время, когда основная волна кризиса спала, все, кто хотел разобраться в случившемся, это сделали. Особенно, если они владели английским языком.
Так что же произошло? Ответам именно на этот вопрос и посвящен фильм. Авторы подошли к этой задаче с юмором и креативом, за которые хочется аплодировать. Интересная «фишка»: чтобы объяснить какой-то сложный термин, фильм просто периодически прерывают посреди рассказа и показывают нам или обнаженную Робби в ванной с бокалом шампанского, или известного шеф-повара Энтони Бурдена, или певицу Селену Гомес. Каждый из них ломает четвертую стену и обращается к зрителю напрямую, объясняя на пальцах финансовые термины и практики. И это реально работает. Даже обычный человек начинает в общих чертах понимать механизмы рынка.
О сути проблемы
Некоторое время весь Уолл-стрит верил в незыблемость ипотечного рынка, потому что это стабильный доход, ведь люди всегда пытаются платить ипотеку в первую очередь, иначе потеряют жилье. Так и было, пока банки в попытках увеличить прибыль не начали выдавать кредиты на покупку недвижимости всем желающим, среди которых множество клиентов повышенного риска – без поручителей, справок о доходах и проверки кредитной истории.
Обычно такие кредиты обозначались как неблагонадежные. Но поскольку банки продавали пакеты этих долгов, любя легкие и быстрые деньги, они заставляли компании, присваивающие рейтинг благонадежности кредитам, ставить им высокий рейтинг. Что-то вроде: «Смотри, проблем не будет, вот эти точно платят вовремя». А на самом деле сложилось так, что среди клиентов были одни бедняки, аферисты и алкоголики, которые запросто могут ничего не выплачивать до скончания века.
К этому добавились шулерские «мутки» с пакетами чужих долгов, но суть одна: долгами, которые люди не смогут выплатить, оперировали как настоящими деньгами, которых в действительности не существовало в природе.
Можно сказать, что система стояла на фундаменте из гвоздей и палок, но была уверена, что под ней, как и раньше, бетон и цемент. А потом «здание» покосилось и рухнуло: платежи по кредитам от неплатежеспособных клиентов так и не поступили, образовав гигантский недобор.
По сути, главные герои фильма «Игра на понижение» сделали ставку на то, что рынок недвижимости буквально упадет. Оформили документы, поставили на это миллионы долларов. А поскольку никто не мог поверить, что исторически незыблемый сектор ипотечного кредитования упадет, над ними смеялись и с радостью брали деньги под бешеную ставку.
Как команда подошла к реализаци идеи
Во-первых, важно рассказать о режиссере ленты, которым стал Адам МакКей. Интересно то, что он известен как создатель комедий вроде его знаменитого «Телеведущего». Поэтому многие были удивлены, увидев, что он взялся за такой сложный и вроде совсем не смешной материал, с которым в итоге полностью справился.
Некоторые упорно называет фильм комедией, и понятно, почему – он действительно старается сохранять бодрость, динамичность и легкость подачи, но никаких вымученных шуток и откровенно комедийных сцен здесь нет. Формат комедии стоит ближе к фарсу, когда вспоминаешь о реальных событиях и начинаешь улыбаться от того, насколько люди наивны.
Кастинг прошел очень быстро – всего за три недели все приглашенные актеры подтвердили свое участие. В картине задействованы четыре лауреата премии «Оскар» (Бэйл, Питт, Томей, Лео) и два номинанта (Гослинг и Керелл). Съемки начались 18 марта 2015 и прошли примерно за 50 дней, преимущественно в Новом Орлеане. Отдельные эпизоды отсняли в Нью-Йорке и Лас-Вегасе. Интерьер офиса Lehman Brothers был воссоздан в вестибюле здания Управления финансовых услуг штата Нью-Йорк. Оператор Барри Экройд хотел снять фильм «не очень хорошо и не очень причудливо», следуя заданному режиссером документальному подходу и тону черной комедии.
При этом МакКей, заметив, что весь его актерский ансамбль слишком хорошо выглядит, заявил, что в этом фильме они не будут кинозвездами. Режиссер приложил максимальные усилия именно к образу Майкла Бьюрри. Это единственный персонаж, который сохранил имя своего реального прообраза, и по сюжету он находится в собственном мире, не общаясь с другими героями. Над образом режиссер вместе с Кристианом Бэйлом работали почти 10 дней. Настоящий Майкл Бьюрри, который консультировал создателей фильма, прислал Бэйлу свою одежду, чтобы тот выглядел аутентично в кадре.
По требованию режиссера, актер Кэрелл набрал около 20 фунтов веса (8 кг). Райан Гослинг вставил темные контактные линзы и «испортил» прическу. Стилистам также пришлось поработать над прической Брэда Питта, образ которого дополнили бородой.
Финансовым консультантом картины стал журналист Адам Дэвидсон. Режиссер опасался, что фильм будет слишком сложным для понимания рядовых зрителей, потому договорился с киностудией о большем количестве тестовых просмотров фокус-группами, чем это бывает обычно. Всего их было проведено шесть. Первый вариант режиссерского монтажа был продолжительностью 150 минут. После работы с фокус-группами хронометраж сократили до 130 минут.
Бюджет и награды
Премьера фильма и ограниченный просмотр состоялись в рамках кинофестиваля AFI Fest 22 сентября 2015. В широкий прокат картина вышла 11 декабря. Общие мировые кассовые сборы составили $133,4 млн при бюджете в $28 млн.
Фильм получил «Оскар» и премию BAFTA за лучший адаптированный сценарий, кроме того, был еще в четырех номинациях «Оскара», «Золотого Глобуса» и Британской киноакадемии, в том числе за лучший фильм.
Финансовое послевкусие
Конечно, фильм о финансовых махинациях остается фильмом о финансовых махинациях. Здесь нет экшена и любовных линий, нет драйва и безумия «Волка с Уолл-стрит», драматизма «Уолл-стрит: деньги не спят» и т.д. Но все, что можно было облегчить, разжевать и подать динамично, именно так и сделали. За это перед создателями хочется снять шляпу. После фильма остается понимание сути кризиса и будто удовольствие от того, что такой важный момент недавней истории прояснился.