Продолжая пользоваться данным сайтом или нажав "Принимаю", Вы даёте согласие на обработку файлов cookie и принимаете условия Политики конфиденциальности.
Я хочу создать банк, который решает проблемы: Иван Свитек о своей миссии в Юнекс Банке
Приход Ивана Свитека в Юнекс Банк не только как CEO, но и как миноритарного партнера нового владельца в лице Dragon Capital, стал одним из самых громких событий на банковском рынке Украины в 2021 году. Уровень ожиданий от Свитека, учитывая его опыт и скиллы, запредельный, как со стороны новой команды Юнекс Банка, так и со стороны конкурентов, которые все пристальнее следят за камбэком чеха на украинский банковский рынок. О том, в каком состоянии находится украинский финсектор, кто из ритейлеров запустит свои банковские проекты, о выборе банка для покупки, конкуренции, а также о личных мечтах и планах по трансформации продуктовой линейки Иван Свитек рассказал в эксклюзивном интервью Banker.ua.
Интервью подготовлено для печатной версии журнала Banker.
– Иван, вам хорошо знаком украинский банковский рынок, который в последние годы проходит достаточно глубокую трансформацию. Как бы вы охарактеризовали нынешнее состояние рынка? Насколько сейчас сформированы комфортные условия для самих банкиров и потребителей банковских услуг?
– Украинский рынок очень маленький по сравнению с рынками Европы, но в то же время он очень продвинутый и по некоторым параметрам даже опережает европейский. Это видно, например, по таким успешными проектам, как monobank (такого проекта в европейских странах нет), а также по количеству диджитальных платежей.
Вообще в Украине есть два типа людей: те, которые совсем не пользуются банковскими услугами, это около 30%, и есть другой тип – их около 20-25%, которые очень продвинутые в плане использования банковских продуктов, они требовательны и даже в чем-то избалованы. Такие клиенты привыкли, что все удобно, быстро, все в «цифре» и бесплатно.
Раньше было очень много банков, которые занимались непонятными бизнесами, много «карманных» банков и финучреждений с отрицательным капиталом. Затем состоялась «чистка», которая пошла на пользу не только банковской системе, но и экономике Украины.
– Вам как менеджеру, очевидно, приходится работать в новых для себя условиях. Как бы вы охарактеризовали свой приход в Юнекс Банк по сравнению с вашим назначением в Альфа-Банке в 2017 году? Что общего и отличного вы бы выделили?
– В Альфа-Банк я пришел, когда происходил «банкопада». Сегодня его нет, и появилось очень много игроков, включая необанки: monobank, sportbank, izibank, O.Bank, todobank и тому подобное. И с кем бы я не общался из банковского сектора, все говорят, что готовят необанк, поэтому это гигантские изменения.
Существует еще ряд игроков, которые только заходят на рынок, например, «Укрпочта» планирует сделать свой банк, является проекты в «Новой Почты» и «Сильпо». Также состоялась продажа банка Кредит Днепр. Организации, в которых есть какая клиентская база, они все думают о совместных проектах с существующим банковским учреждением или хотят создать его сами.
У крупных ритейлеров действительно есть, что предложить, например, «Сильпо» может дать хороший кэшбек на покупки, «Новая Почта» – бесплатную доставку, и все они пытаются монетизировать свою клиентскую базу. Более того, «Сильпо» уже использует свою кассу для выдачи наличных, также есть программа «Личный счет». Я думаю, ритейлеры будут стараться предоставить полный спектр услуг, в том числе и депозиты, платежи, чтобы удержать клиента внутри этой экосистемы.
Но не все так однозначно. Все-таки есть проекты, в которые я верю и в которые не верю. У всех есть уникальные преимущества, и они не совсем друг с другом конкурируют. Успех продукта зависит не от базы и самого продукта, он зависит от культуры понимания финансовых услуг.
Идея создания ритейлерами собственного банка сама по себе не нова, она существует уже 30-40 лет. Потребительское кредитование началось с ритейлеров еще в 30-х годах, в годы Великой депрессии. У людей не было денег, чтобы приобрести в магазине обычные бытовые приборы вроде плиты или холодильника, поэтому в магазинах начали выдавать товары в рассрочку.
– Банки меняются, и ритейлеры идут в банкинг, то есть все конкурируют за потребителя. А что собой представляет сегодня украинский потребитель, насколько это платежеспособный и сознательный индивид? Что нужно делать, чтобы было больше качественных клиентов?
– Экономика должна расти. Финансовый сектор можно сравнить с экономикой. Если экономика слабая, то и финсектор будет слабым. За все время, что я нахожусь в Украине, экономика очень сильно изменилась. Еще в 2014 году была сильная зависимость от тяжелой металлургии, сегодня же экономика стала гораздо больше ориентирована на агросектор и услуги. Это принципиальное изменение, которое влияет и на развитие финансовых услуг.
Структура экономики не изменилась, изменились рынки. Раньше все шло на Восток, сейчас же больше идет в Европу или Китай. Это гигантская переориентация. Также появилось новое поколение предпринимателей средней руки. Есть, конечно, олигархи, но под ними уже огромный слой предпринимателей из сферы агро, IT, сферы услуг, и они более прогрессивные, быстрее учатся.
– Сделка по покупке Юнекс Банка была одним из самых ожидаемых событий этого года. Почему выбор пал именно на этот банк? В каком финансовом состоянии вы взяли Юнекс?
– Сначала мы хотели купить Идея Банк, он был интересен как актив, более прибыльный, но мы не договорились о цене тогда, в основном из-за пандемии. Затем мы искали новый вариант. Юнекс Банк сейчас не очень активен, пока он убыточный, но с чистым капиталом. Здесь все нужно строить с нуля. Юнекс Банк начинает новый виток развития, и эту историю мы хотим писать с чистого листа.
– В свое время, комментируя слияние Альфа-Банка и Укрсоцбанка, вы отмечали, что последний был крайне ценен своей качественной клиентской базой. В чем вы видите главное конкурентное преимущество бренда Юнекс Банк в Украине?
– У Юнекс Банка есть главное – свои ценные клиенты, и наша первоочередная цель – их сохранить. В то же время, с точки зрения позиционирования и продуктовой линейки банк ждет тотальная перестройка. Бренд Юнекс Банка пока остается, он неплохой. Я уверен, что мы будем модернизировать банк, в том числе и через новую маркетинговую стратегию. Возможно, мы проведем ребрендинг, но нейминг и атрибутика банка нас вполне устраивают.
– На рынке сейчас сложилось несколько фронтов конкуренции между банками – розничная, с особой гонкой в сегменте кредитных карт; корпоративная – со все более сложной охотой на крупных клиентов; и технологическая, в которой банки конкурируют в первую очередь финтех-решениями. На каком из этих фронтов себя видит новый Юнекс Банк и какие цели перед собой ставит в ближайшей перспективе?
– Мы хотим создавать свою собственную историю. Я бы хотел, чтобы мы в основном фокусировались на рознице, но считаю, что невозможно обойтись без корпоративного бизнеса. У нас будет и универсальная розница с кредитами наличными, картами, депозитами, и отдельно корпоративная линейка, будем брать за основу средний корпоративный сегмент. Я думаю, что конкурировать исключительно ценой – это не оптимальный вариант, нужно конкурировать больше сервисом.
Это мобильные приложения, лояльность, улучшение клиентского опыта, доступность контактного центра, способность решить задачу в одно касание, понятные продукты, доступность банкоматов и отделений и тому подобное. И таких банков, которые делают это реально хорошо, в Украине немного. У многих банков есть свои «фишки», но все равно каждому чего-то не хватает. Все фокусируются только на продукте, но это лишь малая часть клиентского опыта. Здесь очень много нюансов.
– Не секрет, что Томаш Фиала – главный инвестор и владелец банка. Будет ли в деятельности Юнекс Банка участвовать Dragon Capital и Томаш лично? Или они будут заниматься контролем и инвестиционным планированием?
– Dragon Capital участвует во многих проектах, но все они независимы. Председатель Совета директоров нашего банка – это представитель Dragon Capital, вместе с ним и с Томашем мы строим отношения и стратегию. Есть проекты, где мы будем сотрудничать с Dragon Capital, и это интересно. Что касается сферы их максимальной компетенции – инвестиций, я уверен, что этот сегмент в Украине будет расти. Вектор на реформы и интеграцию с Европейским союзом будет только способствовать этой тенденции.
– Если говорить о продуктовой линейке, сейчас банки начинают активно возвращаться в потребительское кредитование. Верите ли вы, что в Украине будет новый бум кэш-кредитов, как 15 лет назад, и будет ли он чем-то отличаться от предыдущего?
– В гигантский бум я не верю, но по мере роста таких объективных показателей, как ВВП, который пока в Украине крайне низкий, будет расти и спрос на потребительское кредитование.
Второй тренд – люди готовы платить за удобство. Например, когда классический банк выдает кредит под 50% годовых, и есть PDL-компании, которые предлагают кредит под 500% годовых, все равно есть люди, которые готовы брать кредит в PDL-компании, потому что это быстрее и удобнее. Я считаю, что бум PDL – это epic fail классических банков. Сейчас такие компании смотрят в сторону приобретения банков или интеграции PDL-продукта в банковскую инфраструктуру, но это непростая тема.
Здесь как в медицине: есть два врача, но у них разные специализации, и общего между ними ничего нет. Так же с банками и PDL-компаниями. Даже если у последних классная клиентская база, далеко не факт, что они смогут ее монетизировать в банковском сегменте.
– Верите ли вы в восстановление спроса на такие продукты, как автокредиты и ипотека, которые долгие годы в Украине находились в достаточно глубоком кризисе?
– Я пока не верю. Льготные кредиты – это во многом искусственная тема, которая живет за счет субсидий, помощи государства. Если фондирование стоит 12%, то как кредит может быть дешевле? Я вижу потенциал в автокредитах для Юнекс, но это вопрос не ближайшей перспективы. Здесь нужна правильная оценка рисков, дистрибуция, подготовка качественного продукта.
– Недавно вы анонсировали набор финтех-команды для Юнекс Банка и в целом проходите через обновление кадров. Как обстоят дела с рекрутингом сейчас в Украине?
– На сегодняшний день я считаю, что нет лучшего места работы, чем Юнекс Банк. Есть, конечно, крутые новые проекты на украинском рынке, но это обычно стартапы. У нас же новый проект, банк с лицензией, фондированием, но мало таких людей, у которых «горят глаза», которые хотят работать. Если вы хотите работать в таких крутых условиях, то приходите к нам. Я считаю, что в Украине есть талантливые люди, но найти их трудно было всегда и во всех сферах – банковское дело в этом вопросе не исключение.
Главное – понимать, какие тебе люди нужны, и уметь их мотивировать. Я понимаю, что мне нужна команда инициативных и увлеченных специалистов, которым мы готовы платить не только деньгами, но и возможностями, новыми вызовами.
Сегодня я трачу половину своего рабочего дня на интервью. Я поставил себе задачу, что проведу встречи со всеми. Уже после двух минут интервью я понимаю, подходит человек мне или нет. Хорошего специалиста всегда было непросто найти, как и сейчас.
Для меня важны ценности: честность, открытость и желание что-то сделать. Если человек приходит на интервью и не улыбается, он уже недоволен жизнью, у него нет мотивации. Я готов учить, помогать, но с человеком должно быть приятно общаться, у него должно быть желание чего-то достичь в жизни. Это самое главное.
– Три цели, которых планирует достичь Юнекс Банк до конца 2021?
– Я хочу прийти в точку безубыточности, внедрить одну или две крутые услуги, которых пока ни у кого нет, а также хочу, чтобы наш классический банк, который мы купили, работал по новым стандартам и на новый результат.
Сейчас в Юнекс Банке обслуживается несколько тысяч клиентов, в 2021 году мы будем фокусироваться на создании хорошего продукта, который позволит сделать важный рывок на рынке.
Главный мой месседж – я хочу построить банк, который предоставит финансовые продукты, способные решать проблемы людей. Именно решение проблемы клиента – это путь к созданию успешного банка, в этом я уверен на все 100%.
БЛИЦ
Три главные качества Ивана Свитека?
Скорость, энергия, эмоции.
Доллар или биткоин?
Доллар.
Маркетинг и коммуникации или глубокая операционка?
Операционка. Я вижу много компаний, где есть супер PR, но понимаю, что внутри все далеко не так хорошо. Я хочу быть ближе к реальности. Для меня важна суть, а не форма.
Стейк или овощной смузи?
И то, и другое.
Украина тремя словами?
Лук, в котором много слоев. Это гигантские ресурсы. И нереализованный потенциал.
Главные качества успешного банкира?
Он должен быть настоящим, честным, ставить цели, всегда куда-то бежать.
Ваш идеальный отпуск?
Заниматься своим любимым делом – своим банком. Я работаю все 24 часа. Для меня это не работа, я кайфую. Я хочу ходить на работу, где меня ждут приятные люди. А если вокруг вас люди, которые не разделяют ваши цели и амбиции, то это уже не работа.
Юнекс Банк через 5 лет?
ТОП 5 в рознице по Украине.