Продолжая пользоваться данным сайтом или нажав "Принимаю", Вы даёте согласие на обработку файлов cookie и принимаете условия Политики конфиденциальности.
Им не безразлично: наследует ли банковский сектор тенденцию социально ответственного бизнеса
Социальная ответственность, разные корпоративные инициативы и программы развития компаний становятся реальной современной практикой. Однако цель воплощения КСО практик все еще отличается: для кого-то это инструмент для увеличения капитализации, а для кого-то реальное желание менять себя, страну и строить ответственный и прозрачный бизнес.
Banker.ua выяснял, как развивается корпоративно-социальная ответственность в Украине, каковы ее основные тренды, и что именно делают в этом направлении украинские банки.
Материал подготовлен для печатной версии журнала Banker.
КСО ≠ устойчивое развитие компании
Корпоративно-социальная ответственность (КСО) является конкретной концепцией управления и, по сути, ответственностью компаний за положительное или негативное влияние на общество, среду или отношения с клиентами, работниками, поставщиками. Так считает руководитель Центра «Развитие КСО» Марина Сапрыкина.
По ее словам, составляющими концепции КСО являются корпоративное управление, защита прав человека, отношения в коллективе, с клиентами и общинами, защита окружающей среды и честные операционные практики — как компании ведут себя на рынке по отношению к поставщикам, партнерам и конкурентам.
Кроме того, социальная ответственность входит в ESG-критерии. ESG, или «Environmental, Social, Governance», касается всех составляющих бизнеса и является основой стратегии устойчивого развития компании — действий с обеспечением экологических, социальных и управленческих практик.
«Что касается КСО и устойчивого развития компаний, то обычно происходит подмена в этих терминах. Устойчивое развитие – это концепция развития с целью удовлетворить человечество сегодня без ущерба для будущих поколений. Но компании часто используют термин не «устойчивое развитие», а «устойчивость». И это нахождение сверхсистемных целей компании, ради чего она работает. Это ее внешнее стремление изменить мир к лучшему. Главным алгоритмом действий являются цели устойчивого развития-2030. Их 17, они разработаны ООН. Это призывы к действиям, выступающим ориентирами для компаний и их вкладу в развитие общества», — объясняет Марина Сапрыкина.
Основные направления и тренды развития КСО
По словам Виктории Торяник, руководительницы PR и корпоративных коммуникаций Креди Агриколь Банка, развитие КСО включает многокомпонентную составляющую: антикоррупционные политики компаний, принципы равенства среди работников, в частности гендерный и возрастной баланс, социальную защищенность рабочих, благотворительность, волонтерство, экоинициативы и т.д.
Александр Сосис, акционер Банка Альянс, считает, что вообще развитие КСО должно быть комплексным и учитывать факторы от окружающей среды к собственно создаваемому продукту. Но в большинстве своем бизнес реагирует на запрос общества. Что это значит? Если у общества есть определенный запрос и активный отклик на этот вопрос, то он становится первоочередным в развитии КСО компаний.
Например, не так давно в сети разгорелся скандал по поводу личного фото украинского фуд-производителя на территории РФ, на что украинские маркетплейсы сразу отреагировали на общественное осуждение и сняли эту продукцию с продаж. То есть, они отреагировали на запрос общества.
То же сейчас происходит и с поддержкой экологических инициатив, гендерного и расового равенства. Однако не следует забывать и откладывать другие направления КСО, такие как забота о человеческих ресурсах и их развитии, прозрачность деловых отношений и чистая финансовая деятельность, создание действительно необходимого продукта, отвечающего реалиям ответственного потребления.
Руководительница социальных проектов и директор благотворительного фонда «Помогать просто!» Анна Павлова (основателем является ПриватБанк) отмечает, что корпоративно-социальная ответственность — это относительно новый тренд в Украине, который и сейчас продолжает эволюционировать от благотворительности и спонсорства, краткосрочных проектов к устойчивому развитию и ответственному ведению бизнеса.
«И этот тренд с каждым годом только усиливается. С одной стороны, это происходит под влиянием требований, условий сотрудничества с иностранными инвесторами, инициатив компаний с иностранным капиталом из зарубежных стран. С другой стороны, украинское общество все чаще требует от компаний на рынке давать ответ на вопрос «А что вы делаете для развития Украины, общества, своих сотрудников или сотрудниц, потребителей?». И эти ответы должны быть обоснованы не словами, а конкретными результатами», — уверен эксперт.
Директор по вопросам коммуникации, КСО и привлечению UKRSIBBANK BNP Paribas Group Янина Ольховская, говоря о тенденциях во всем мире, говорит, что сейчас наблюдается постепенное перерастание темы корпоративно-социальной ответственности в глобальную концепцию ESG — экологическое, социальное и корпоративное управление. И этот новый стандарт подхода к оценке деятельности компаний в части их влияния на общество и экологию будет определяющим при принятии бизнес-решений, в том числе инвестиционных.
Почему это важно
Каждый из нас ежедневно общается с сотней брендов, бизнесов и проектов. Поэтому можно утверждать, что жизнь каждого украинца прямо пропорционально зависит от качества и ответственности этих компаний и структур: каким образом происходит производство, какие условия труда сотрудников, как различные учреждения, в том числе финансовые, могут помочь развивать свое дело, как можно привлечь свободные ресурсы к решению публичных задач. Вариантов может быть очень много. И это мощная поддержка, которая помогает государству создавать сильные позиции не только извне, но и внутри страны.
Почему бизнесу в целом и в частности банкам важно и выгодно становиться социально ответственными? Если вы владелец бизнеса, до сих пор не воспринимающий абстрактные ценности, то вы точно хорошо понимаете язык цифр. Александр Сосис приводит несколько таких:
«Миллениалы тратят на 70% больше средств на бренды с системой ценностей и корпоративной ответственностью; 51% взрослых чаще покупают продукт или пользуются услугой компании, поддержавшей социальные инициативы. Что уж говорить о поколении Z. Если у вас есть дети, то вы уже сейчас можете заметить, как их мнение влияет на ваш выбор. Это молодое поколение, выросшее на лозунгах об осознанном потреблении, заботе об экологии и изменении моральных норм. В будущем именно они станут основной аудиторией вашего бренда».
Янина Ольховская (UKRSIBBANK) говорит, что быть банком для меняющегося мира — это быть ответственным за будущее. Однозначно хорошо работать здесь и сейчас уже недостаточно. Необходимо постоянно заглядывать в будущее и мыслить на 20–30 лет вперед.
«По опросу, который мы провели вместе с нашим партнером, платежной системой Mastercard, большинство украинцев отмечают, что знания о том, как компания занимается устойчивым развитием, повлияет на конечную покупку, 60% респондентов отметили, что выберут товары компаний, которые заботятся об окружающей среде. И задача бизнеса – не просто учитывать тренд КСО и устойчивого развития в своей деятельности, а дать и потребителям удобное решение, чтобы помочь им участвовать в создании глобального устойчивого будущего», – уверяет Ольховская.
Для этого UKRSIBBANK BNP Paribas Group внедряет ряд инициатив, среди которых запуск ответственных потребительских кредитов, инвестиции в проекты энергоэффективности, реализация программ по снижению вредных выбросов углекислого газа в атмосферу. А недавно UKRSIBBANK стал эксклюзивным партнером в Украине глобальной инициативы Мasterсard Priceless Planet Coalition, целью которой является высадка 100 миллионов деревьев к 2025 году для сдерживания глобального потепления.
Эксперт подчеркивает: «Только в этом году, вместе с нашими клиентами, мы восстановим 75 тысяч деревьев в критически важных для нашей планеты лесах».
Директор благотворительного фонда «Помогать просто!» Анна Павлова также отмечает, что финансовые учреждения Украины должны уделять особое внимание ответственному ведению бизнеса и приводит такие факты.
В общенациональном опросе в конце 2018 года, проведенном организацией USAID, отмечено, что украинцы имеют самый низкий уровень финансовой грамотности. По международной методике ОЭСР, Украина отстает по уровню финграмотности от других стран-членов ОЭСР с показателем 11,6 (из 21 возможных баллов, среднее значение — 13,2). Низкий уровень доверия к финучреждениям, пассивность самообразования, доверчивость и сильное желание получать «сверхприбыль» при пользовании финансовыми услугами приводят к трагическим последствиям попадания в финансовые ловушки. При таких показателях финансовой грамотности очень важно сделать финсектор прозрачным, услуги и условия понятными и справедливыми, а возможность пользования банковскими услугами более доступной.
Поэтому задачи банков и других участников финансового рынка Украины — усиливать положительные изменения в этом направлении:
- повышать доступность и уровень пользования финансовыми услугами;
- усиливать защиту прав потребителей финансовых услуг;
- повышать уровень финансовой грамотности населения.
Доступность — это возможность стать клиентом банка с минимальными затратами времени и усилий. Это возможность выполнять банковские операции в любое время, независимо от физических, возрастных особенностей или местонахождения.
Защита потребителей состоит из многих принципов. Банки должны обеспечить надлежащую защиту, использование персональных данных и конфиденциальную информацию клиентов. В основе ответственного банкинга должно быть отсутствие навязывания ненужных потребителю банковских услуг, прозрачные условия обслуживания, написанные на «неюридическом» языке, понятные тарифы без звезд и мелкого шрифта, отсутствие ложной и обманчивой рекламы.
Банки должны быть открыты для предоставления корпоративной информации, даже если это может быть неудобно, поддерживать и постоянно улучшать эффективную систему внутреннего контроля и риск-менеджмента. Также неотъемлемой составляющей КСО финучреждений является предотвращение мошенничества и злоупотреблений.
Виктория Торяник (Креди Агриколь Банк) рассказала, что в их финучреждении системно работают над развитием культуры прозрачного и честного ведения бизнеса, соблюдают этические принципы и кодекс сотрудничества, вносят весомый вклад в развитие общества и охрану окружающей среды. Как результат, Креди Агриколь занял шестую позицию в рейтинге лидеров устойчивого развития, соорганизатором которого выступила Сеть Глобального договора ООН в Украине.
«Социальная ответственность — неотъемлемая составляющая деятельности международной группы Креди Агриколь, к которой мы относимся. Стремимся продолжать и развивать хорошие традиции Группы на украинском рынке через системные проекты по устойчивому развитию, привлечению сотрудников и собственным примером вдохновлять других на добрые дела. – говорит Виктория Торяник. – Через программу We Care! увеличиваем уровень вовлеченности сотрудников. У компании много проактивных и положительно настроенных людей, и наши волонтерские проекты — удачный инструмент для объединения их ресурсов и энергии».
Эксперт также добавляет, что развитие КСО помогает привлечь молодежь в банк. Они ведь хотят работать в социально ответственной компании с развитой корпоративной культурой.
Марина Сапрыкина из Центра «Развитие КСО» отмечает, что сегодня от бизнеса ожидают активную позицию по важным для общества вопросам: «Компании — это часть общества, поэтому успешно работать отдельно от проблем их работников, клиентов, поставщиков невозможно. Бизнес обязан беспокоиться проблемами общества, нужно нести ответственность за свое влияние. К тому же, внедрение КСО делается не только ради настоящей выгоды, но и ради устойчивого развития будущих поколений. Сами компании получают значительные бонусы от внедрения КСО в виде инвестиций, привлечения талантов и конкурентного преимущества».
Недавно в рамках рейтинга «Компании, дружественные семьям» Центр «Развитие КСО» совместно с Фондом ООН в сфере народонаселения в Украине, UNFPA опросили 50 компаний из 16 отраслей, которые продемонстрировали свои политики и практики поддержки работников с семьями. Рейтинг определил лидеров корпоративного сектора Украины, что значительно повышает социальную привлекательность этих компаний и приносит выгоды, как лучшая производительность и клиентоориентированность, повышенная лояльность и доверие работников, меньшая текучесть кадров, уменьшение расходов на рекрутинг и улучшенный бренд работодателя.
Как развивается КСО в Украине
В UKRSIBBANK убеждены, что современный бизнес играет немаловажную роль в обществе. Мир сталкивается с серьезными вызовами, и КСО – это важное стратегическое направление, которому с каждым днем ответственный бизнес уделяет все больше внимания и времени. Так, работа над вопросами глобального изменения климата, социальных рисков и корпоративного управления становится неотъемлемой частью плана действий на ближайшие несколько лет во многих международных и украинских компаниях.
«Наша роль как финансового института заключается в развитии дополнительных ценностей и преимуществ в этом направлении для всех заинтересованных сторон UKRSIBBANK: клиентов, партнеров, работников, общества, окружающей среды», – рассказывает Янина Ольховская.
Александр Сосис из Банка Альянс считает, что если во многих странах понятие корпоративно-социальной ответственности уже давно стало составной частью бизнеса, то в Украине его все еще могут спутать с благотворительностью или проведением корпоративов.
«Разница в том, что КСО — это налаживание бизнес-процессов, позволяющих не только получать прибыль, но и решать общественные потребности, какими бы они ни были. Одним из препятствий популяризации КСО становится отсутствие государственной регламентации этого вопроса. Проще говоря, если нет цели с измеряемым результатом, сроком и бонусами, то и бизнес рассматривает введение КСО по собственному усмотрению. В европейских странах социальная ответственность утверждена на законодательном уровне, что пока не соответствует действительности в Украине», — утверждает Александр.
Несмотря на это, продолжает эксперт, деятельность банковского и финансового сектора в Украине имеет высокие оценки от мирового сообщества и показывает не менее высокие темпы роста. Поэтому уровень ответственности за свои действия в этой сфере достигает международных стандартов, что все больше привлекает компании к корпоративно-социальной ответственности.
Александр Сосис уверен, что именно благодаря влиянию иностранных компаний и началось развитие социальной ответственности в Украине, но считает, что сейчас мы все же перешли на новый уровень – уже не начальный. Это связано с рядом событий, объединивших общество и показавших готовность бизнеса помогать: коронавирусный кризис, аннексия украинских территорий, патриотические события.
По словам Виктории Торяник, международные компании могут привнести на украинский рынок высокие стандарты благотворительности и корпоративно-социальной ответственности. Современный устойчивый бизнес уже давно не рассматривает свою прибыль как единственный результат и цель своей деятельности, а задумывается, какую пользу может принести обществу или комьюнити. И обществу важно иметь такие опоры для развития.