Продолжая пользоваться данным сайтом или нажав "Принимаю", Вы даёте согласие на обработку файлов cookie и принимаете условия Политики конфиденциальности.
Евромарафон: что ожидает бизнес и как к этому готовиться?
Юлия Шаипова, руководительница евроинтеграционных проектов Центра экономического восстановления
Александр Копрыга, руководитель евроинтеграционных проектов ОО «Легкий бизнес»
В июне Украина отметила первую годовщину статуса кандидата на вступление в ЕС. Новый статус сформировал новую рамку отношений между Украиной и Европейским союзом. Украина более чем серьезно смотрит на перспективу членства и активно работает над тем, чтобы уже в октябре получить рекомендацию по открытию переговоров о вступлении.
Что вообще происходит?
В настоящее время продолжается так называемый селф-скрининг – самооценка приближенности законодательства Украины к праву ЕС. А до конца года Совет ЕС должен принять решение о начале переговорного процесса. После этого – не месяцы, а годы очень детальных переговоров по каждой из 33 сфер политики, в которые сгруппированы акты права ЕС. Над этим будет работать целая команда переговорщиков Украины. Их профессиональным призванием на этот период станет успешное закрытие переговоров, в результате чего Украина сможет подписать соглашение о вступлении и стать членом ЕС.
Зачем бизнесу что-то делать?
По нашему мнению, вступление Украины в ЕС позволит бизнесу получить выход на новые рынки, получить доступ к ноу-хау, снизить стоимость производства, получать более высокие экспортные прибыли. Вместе с тем, надо сознавать вызовы, которые, безусловно, существуют. Как и в любом процессе. ЕС постарается защищать свои интересы и интересы действующих государств-членов. Украина постарается защищать свои интересы. И компромиссов будет много. Украинский бизнес должен быть вовлечен в эти процессы, чтобы иметь возможность влиять на позицию Украины и защищать свои интересы. Итак, как это можно делать?
Способы подготовиться к вступлению в ЕС
Способ 1. Открывать представительства в Брюсселе
Это довольно неочевидная вещь, но центр принятия решений – именно Брюссель. И самое большое поле для лоббизма вступления Украины или определенных условий для украинского бизнеса – именно там. Недавно, выступая на евроинтеграционном форуме в Киеве, президент ассоциации “Украинский клуб аграрного бизнеса” Алекс Лисситса, также сделал акцент именно на представительстве интересов украинского бизнеса в Брюсселе.
Практика представительств бизнеса в ЕС не нова, подобной практики придерживались страны Центральной Европы во время расширения 2004 года. Сформировались различные паттерны взаимодействия бизнеса с ЕС: прямое представительство компаний в Брюсселе, представители ассоциаций в Брюсселе, или непосредственное влияние на представителей государства в Брюсселе. Учитывая размеры Украины, а также довольно серьезную секторальную разрозненность, именно вариант с представительством ассоциаций является наиболее вероятным и действенным механизмом. Важно отметить, что наличие представителей ассоциаций на европейском уровне будет предоставлять также дополнительное преимущество в освоении новых рынков по сравнению с ассоциациями, функционирующими исключительно на национальном уровне.
Весьма понятно, что малый и средний бизнес редко имеют ресурсы для такого представительства, но что касается крупного бизнеса и бизнес-ассоциаций – то для них наличие своего голоса в Брюсселе имеет смысл. Представители общественных организаций и бизнес-ассоциаций, зарегистрированные в Брюсселе, имеют доступ к кулуарам Европарламента именно для осуществления адвокационных и лоббистских активностей. И украинскому бизнесу самое время начать этим пользоваться.
Способ 2. Создавать понимание своих потребностей
Иногда государства не могут эффективно защитить свои интересы на переговорах, поскольку не понимают своих национальных потребностей. Поэтому для того, чтобы обеспечить учет своих интересов, бизнес должен понять, какие сферы переговоров его будут касаться. Какие изменения это потребует от них и как они собираются на такие изменения реагировать.
Часто на переговорах государства просят о переходных периодах для внедрения определенных стандартов ЕС. И вот украинский частный сектор должен очень четко понимать, какие именно переходные периоды они хотят просить у государства, а государство в свою очередь – у ЕС. Какова должна быть продолжительность этих периодов, чем обосновывается потребность в переходных периодах? К примеру, рынок земли, который сейчас закрыт для иностранцев. Хотим ли мы как государство или как украинский частный сектор просить откладывать его открытие? И если да – то на сколько и почему?
Ключевой составляющей такого понимания должно стать формирование пирамиды потребностей компаний (а затем ассоциаций и индустрий), где кроме принципиальных переговорных позиций есть и такие, которыми можно пожертвовать. Чем быстрее придет осознание того, что не все переходные периоды будут доступны Украине, тем проще будет сформировать консенсус, где действительно важные вещи выйдут на первый план.
Способ 3. Участвовать в публичных консультациях
Этот способ логически вытекает из предыдущего. Мало иметь только понимание своих интересов, нужно уметь их скоммуницировать государству. Бизнес должен требовать публичных консультаций от государства в интересующих его сферах и заставить чиновников услышать свое мнение.
Пока правительство и без дополнительного давления планирует проводить публичные консультации. В таком случае бизнес должен активно к ним приобщаться, доносить свое мнение и заставлять себя слышать. Иногда бывает, что власти делают сугубо формальные консультации, а задача частного сектора состоит в том, чтобы сделать их действительно содержательными.
Критически важно институционализировать этот процесс, а также сделать его максимально инклюзивным и упорядоченным. Спорадические консультации могут нанести больше вреда из-за уменьшения доверия к переговорному процессу, тогда как устойчивые механизмы кооперации ассоциаций и государства (или ассоциаций между собой) могут остаться и служить еще долго после вступления Украины в ЕС.
Способ 4. Повышать конкурентоспособность
Выход на рынки ЕС составит определенный вызов. Поэтому украинский бизнес должен задуматься о своей конкурентоспособности. Уже сейчас внедрять стандарты и правила ЕС, обновлять оборудование, повышать качество производимой продукции. И не только качество, но и технологическую сложность. Сейчас технологическая сложность украинского экспорта – самая низкая в ЕС. А востребованы именно товары более высокой сложности. Это то, над чем тоже стоит задуматься. Экспортировать не вишни, а варенье, не стальной прокат, а конкретные детали. Другим путем повышения конкурентности может быть повышенное понимание рынка и роли конкретного бизнеса на этом рынке. Опыт евроинтеграции Центральной Европы демонстрирует, что больше всего выиграли те компании, которые нашли партнеров в рамках ЕС и смогли адаптировать свои производства к европейским цепям добавленной стоимости. Так страны расширений 2004 и 2007 годов не взялись делать свои автомобили с нуля, а использовали свои сильные стороны в производстве деталей или финальной сборке автомобилей из Западной Европы.
Способ 5. Готовиться к новым возможностям
Евроинтеграция не только открывает новые рынки для украинского бизнеса, но и дает доступ к более широкому полю возможностей, включая программы софинансирования, совместные исследовательские проекты и возможности обмена опытом. К таким программам относятся, например, Connecting Europe Facility или программа поддержки единого рынка (Single Market Programme). Важную роль играют проекты развития инноваций (с особым акцентом на практическое применение и коммерциализацию таких инноваций), например, Horizon или EUREKA. Хотя ко многим подобным инициативам Украина имеет доступ уже сейчас, членство в ЕС значительно увеличит масштабы привлечения. Кроме того, членство предоставит доступ в структурные фонды ЕС, которые основываются на формате софинансирования и дают много возможностей для локального бизнеса. Для того чтобы эффективно пользоваться этими программами, украинский бизнес уже сейчас должен ориентироваться на требования и стандарты в рамках этих программ, чтобы в момент присоединения быть конкурентными по сравнению с другими европейскими предпринимателями.
Итак, несмотря на то, что кажется, что мы ни на что не влияем, а евроинтеграция происходит в высоких кабинетах на Банковой и Грушевского – это не так. Частный сектор – важный актер, который может существенно повлиять на ход событий. А голос бизнес-сообщества обязательно должен быть услышан для быстрой, эффективной и успешной интеграции в Евросоюз, полноправным членом которого стремится стать Украина.