Феномен чаевых: как лондонские типсы трансформировались в QR-коды в Украине

18 августа 2023

Оставить официанту чаевые после посиделок в кафе или ограничиться оплатой по чеку, потому что работники за свою работу получают зарплату? Такие мысли были у каждого из нас хоть раз в жизни. Особенно, когда путешествуешь по другим странам, возникает еще и вопрос уместности, особенностей культуры относительно чаевых.

Banker.ua разбирался, когда вообще возникла такая традиция – оставлять чаевые, может ли клиент отказаться это делать, как оставить «на чай», если нет при себе наличных, и какая ситуация с чаевыми в Украине.

Главный Telegram-канал банкиров

Английский чай и «типсы»

Чаевые прошли долгий путь развития, прежде чем стали определенными нормами настоящего. Традиция давать на чай зародилась именно в Англии XIX века. Тогда голландские купцы привозили чай, стоивший около 100 долларов за 1 фунт, поэтому позволить его себе могли только представители высшего общества. Англичане любили проводить послеобеденное время в так называемых «чайных садах», где царила аристократическая атмосфера вплоть до осени.

доллар США

Однажды на столиках появились латунные ящики и на каждой была надпись: «T.I.P.S». Если посетитель желал получить свой чай как можно скорее, то бросал в коробку монету, чтобы официант работал поспешнее. Из этого и зародилась западная культура покидать чаевые. Само слово «чаевые» произошло от аббревиатуры TIPS, то есть To Insure Prompt Service – Чтобы Гарантировать Быстрое Обслуживание.

На наших территориях в советское время оставлять на чай не было принято. Люди считали это неприличным, а на стенах заведений можно было увидеть плакаты с лозунгом, что чаевые официанта унижают достоинство советского человека.

Ближе к 60-м годам общество пришло к определенному компромиссу: за хорошую работу работникам заведений, таксистам и парикмахерам оставляли сдачу по оплате. Такая добровольная традиция властвует в Украине и сегодня: люди оставляют работникам чаевые по собственному желанию.

Этикет чаевых за границей

Этикет чаевых очень отличается в разных странах. Если вы часто путешествуете или собираетесь впервые посетить новую для себя страну – стоит заранее поинтересоваться, кому, сколько, когда и как давать чаевые.

Находясь на родине чаевых, в Великобритании, рассчитывайте на чаевые в размере 10-15% от суммы чека в заведениях или такси, до 20 фунтов – горничные в британской гостинице и несколько фунтов в салонах красоты.

Франция принадлежит к стране, где оставляют больше чаевых в Европе. За ужин в ресторане придется оставить около 15%, до 10% стоимости в такси и ежедневно несколько евро уборщицы в отеле. Французы не уходят из заведения просто так, поэтому даже в случае недовольства они оставляют мельчайшую монету, показывая, что она полностью соответствует качеству обслуживания.

А вот в Австрии, Нидерландах или Швейцарии оставлять чаевые не принято. Очень редко гости все же могут оставить до 10% от чека.

Япония – страна-исключение. Здесь не только не принято оставлять чаевые, но даже обидно. Вы никогда не увидите в чеке счет с чаевыми, потому что в стране это запрещено, а остальное вам вернут обязательно. Японцы даже путешествуют меньше, чем желают, из-за необходимости давать чаевые.

Если вы посетите США, то вот тут уже придется привыкнуть платить повсюду. Если в американском кафе или ресторане вы оставите 10% чаевых, то приготовьтесь к разборкам с работниками заведения и выслушиваниям, что вы пожалели денег. Все объясняется тем, что в США оставлять чаевые – это обычное дело, которое приравнивается к хорошим манерам. Чаевые в ресторанах составляют 15-25% (они уже по умолчанию прилагаются к чека), в такси или небольших барах – 15%, а в гостиницах – ежедневно по несколько долларов горничные.

Феномен или норма?

Экономисты издавна интересовались тематикой чаевых. Казалось бы, платить за что-то дополнительно, да еще когда этого не требуют, не объясняется и противоречит собственным интересам. Некоторые исследования демонстрируют, что чем больше характеру нации присуща экстраверсия, то есть открытость, тем больше услуг заведено оставлять чаевые и тем больше их размер.

Однако это не единственная причина, почему в некоторых странах оставляют больше чаевых, чем в других. Значительную роль играют социальные нормы, уровень зарплаты и привычка платить дополнительно за обслуживание.

В США люди оставляют больше чаевых. Возможно, это лишь желание придерживаться общественных норм и избежать осуждения, а может, американцы привыкли к высоким налогам или благодарности за усердный труд работников.

Практика чаевых, безусловно, связана с экономикой, но в ее основе лежат социальные нормы.

Не только официантам

В Украине традиционный размер благодарности составляет 10%. Впрочем, чаевые в нашей стране оставляют абсолютно по желанию: может быть 5%, а может, 15% и больше. В этом украинцы руководствуются собственным настроением, качеством обслуживания и работы работников, типом заведения, вежливостью, индивидуальным подходом и, безусловно, еще и уровнем своего дохода.

Чаще чаевые в нашей стране оставляют именно официантам. Однако дополнительную плату получают и бармены, баристы, администраторы, хостес, таксисты, курьеры, барберы и парикмахеры, массажисты, мастера ногтевого сервиса, горничные, мойщики и заправщики авто и т.д.

Нет наличных? Банки это решили

С тех пор как в Украине выросло количество POS-терминалов и безналичных оплат, количество чаевых сократилось. Люди отказались от наличности и начали активно рассчитываться картой или через Google Pay и Apple Pay в телефоне, что нивелировало возможность оставить работнику на чай.

Но в декабре 2018 года государственный ПриватБанк запустил чаевые cashless в своих POS-терминалах. Посетители самостоятельно выбирали, сколько оставить «на чай», оплачивая счет картой. По данным банка, уже в августе 2019 года чаевые с карты оставили 56 000 раз, а обращение по сервису составило 4.2 млн гривен.

В том же 2019 году появляются другие системы безналичных чаевых через POS-терминалы. Одним из таких был проект iPay.ua вместе с Mastercard Ukraine. Воспользоваться таким способом благодарности официантам можно было в нескольких столичных заведениях. Для этого следует предупредить официанта: он выберет на терминале функцию «Оплата с чаевыми», а клиент введет желаемый размер вознаграждения или выберет фиксированную сумму.

Мир ощутил большую потребность в безналичных расчетах в период ковидного карантина в 2020 году. Если до этого платить наличными было немодно, то в период пандемии – еще и небезопасно. Поэтому множество супермаркетов советовали рассчитываться картами, а курьеры просто оставляли заказ под дверью, чтобы минимизировать контакт с клиентами. Поэтому оставить чаевые было почти невозможно, а POS-терминалы мало чем помогали.

Сегодня помимо POS-терминалов у клиента появилась альтернатива – чаевые по QR-коду. В августе 2020 года в Украине впервые запустили сервис CashlessTips QR, и через два месяца им уже пользовались работники сферы обслуживания из разных городов страны.

Разница между POS-терминалом и чаевыми по QR-коду состоит в том, что работник генерирует свой QR-код в чат-боте в Телеграмме и показывает его клиенту, который сканирует код по телефону и мгновенно переходит на страницу оплаты.

Возвращаясь в ПриватБанк, за годы существования сервиса cashless чаевых посетители заведений дважды устанавливали рекорд. Первый произошлел в июле 2020 года – именно в первый месяц ослабления карантина. Украинцы оставили официантам в заведениях «на чай» в безналичной форме более 3,3 млн. гривен. По информации банка, средняя сумма чаевых в июле 2020 года в Украине составила 70 грн., а средний чек – 180 грн.

В июне 2023 года украинцы оставляли «на чай» официантам более 75 тысяч раз – больше всего с момента запуска технологии безналичных чаевых. Средняя сумма «благодарности» составила 99 грн.

По данным ПриватБанка, с начала 2023 года количество безналичных чаевых в заведениях питания составило 369 тысяч раз.

Государственный Сбербанк также по теме, как говорят. В начале 2019 года количество POS-терминалов Сбербанка в торговой сети стремительно выросло более чем на 10%. В стандартный набор основных функций, таких как оплата, возврат, отмена трансакции, добавили бесконтактные чаевые и другие функции. Это стало весомым конкурентным преимуществом того года.

Кроме того, оставить электронные чаевые не только для заведений, но и для салонов и барбершопов можно и через приложение monobank. В 2021 году они представили сервис быстрого расчета в кафе и ресторанах: достаточно просканировать QR-код на столике или потрясти по телефону с открытым приложением monobank (функция Shake to Pay), выбрать ресторан и ввести номер столика. Чек будет храниться прямо в деталях транзакции в выписке. К счету можно добавить чаевые. Весь процесс занимает менее минуты, а затем счет можно удобно разделить с компанией, воспользовавшись другой функцией split bill.

А также новый сервис для оплаты чаевых без наличных денег запустил Райффайзен Банк в начале марта 2022 года.

Кому принадлежат безналичные чаевые

Посетители заведения, рассчитываясь по заказу, могут оставить официантам безналичные чаевые, оплатив их через POS-терминал. Такие чаевые не включаются в основной счет заказа, а перечисляются на банковскую карту официанта. Карта официанта привязывается к терминалу и с помощью ID идентифицируется для зачисления средств.

Чаевые, которые официант получил на свою карточку через POS-терминал от посетителей, толкуют как другой доход и облагают НДФЛ и военным сбором на общих основаниях. Также официант обязан подать годовую налоговую декларацию об имущественном положении и доходах по результатам отчетного налогового года и уплатить налоговые обязательства.

Может ли гость не оставлять чаевые

В Украине посетители оставляют чаевые по желанию, но по непрописанным правилам это около 10% суммы в чеке. Случаются ситуации, в которых клиент может не оставлять «благодарность» официанту, при этом не имея никакого угрызения совести.

На это могут повлиять разные факторы, например, если официант не ориентируется в меню, заказы несли слишком долго, вы заказывали что-то с собой и просто пришли забрать заказ, или же официант проигнорировал предупреждение об аллергии, как-то обидел вас, вел себя некомпетентно или даже не смог. язывал самые дорогие позиции.

Какие еще есть сервисы для онлайн-чаевых

Кроме платежного сервиса Shake to Pay от monobank, существуют и другие сервисы, помогающие бизнесу быть современным и упрощать процесс оплаты. Среди украинских сервисов для «благодарности» работникам онлайн несколько самых популярных.

Сервис Experienza раньше работал только для обратной связи, то есть посетители заведений могли сканировать QR-код и оставлять отзыв, который видел только владелец заведения. Впоследствии разработка позволила официантам, барменам, работникам АЗС, курьерам и тому подобное получать чаевые на банковские счета любых финансовых учреждений Украины.

У работников заведений есть персональные QR-коды для получения безналичных чаевых, а у владельца – кабинет со всеми транзакциями и отзывами посетителей. Подключение Experienza бесплатно для всех клиентов, а комиссия из чаевых составляет 3-6% за каждую транзакцию.

MeMenu – этот сервис популярен тем, что разрабатывает электронные меню для ресторанов, но также предлагает принимать чаевые через QR. Работает по стандартной схеме, как и другие услуги. Клиенты могут бесплатно подключить его, а комиссия предусматривает 2,7% с каждого платежа.

Tips от Touchcard – еще один сервис, работающий с помощью QR-кодов. Средства зачисляют на привязанную карточку сразу по выбору: либо на общий счет, либо каждому работнику отдельно. Владельцы заведений могут отслеживать платежи в персональном кабинете. Комиссия предусматривает 5% от каждой транзакции.

WayForPay.Tips создает интернет-страницу для платежей, с помощью которой клиент может оставлять чаевые. Страница можно изменять по собственному желанию: добавить фото заведения или логотип, выбрать цветовую гамму, указать номер карты и платежный метод. Также можно создать отдельные страницы для каждого работника или одну для всего персонала. Клиент оставляет чаевые, ставит оценку заведения и обслуживанию, пишет отзыв – все это может увидеть владелец в меню статистики. Комиссия составляет 3% от суммы чаевых.

Итак, как видим, система чаевых прошла действительно долгий путь эволюции, имеет разную специфику и репутацию в разных странах. Благодаря современным технологиям оставить чаевые можно любым образом и через несколько секунд, а украинский бизнес поднялся на новый уровень, в чем не последнюю роль играют онлайн-сервисы «благодарности».

Однако вопрос необходимости чаевых именно в Украине до сих пор остается открытым. Украинцы часами могут дискутировать, действительно ли такая традиция нужна обществу. Пожалуй, стоит быть проще: оставить чаевые, если действительно хотите, или же уйти из заведения без угрызения совести, если считаете это правильным.


Все самое интересное за неделю в нашей рассылке: