Революция Big Data: как большие данные изменяют политику и выборы

28 мая 2025

Игорь Попов, эксперт аналитического центра “Объединенная Украина”, специально для Banker.ua

Во время полномасштабной войны в Украине большие данные стали своеобразным «новым оружием», которое не менее важно, чем бронетехника или артиллерия. Разведки, дроны, системы артиллерийского наведения и базы данных о запасах боеприпасов — все это предоставляет командованию огромные объемы информации, анализируемые в реальном времени высокопроизводительными компьютерами с искусственным интеллектом. На фронте это помогает быстрее принимать решения, тщательно отслеживать местонахождение вражеских сил и даже прогнозировать действия противника. Точность и скорость, которые дают алгоритмы обработки данных, оказывают существенное влияние на результат боев, позволяя мгновенно корректировать огонь или оперативно изменять тактику.

Главный Telegram-канал банкиров

Большие данные — новое оружие XXI века

Но применение Big Data не ограничивается только полем боя. Сегодня мы видим настоящую революцию о том, как большие данные используются в политике и выборах. С помощью сложных систем анализа информации штабы кандидатов и политические организации могут понимать настроения общества с точностью, которая еще несколько лет назад казалась фантастикой. Раньше для отслеживания общественного мнения полагались на социологические опросы, не всегда успевавшие за скорыми изменениями. Сейчас можно мониторить огромные массивы сигналов из соцсетей, поисковых запросов и даже данные о покупках в интернете, чтобы вовремя уловить, куда «качнулась» эмоциональная волна электората.

Материал подготовлен для 16 номера журнала Banker, который можно приобрести здесь.

Один из самых интересных примеров источников Big Data в современном мире – это, безусловно, банковские учреждения. Банки собирают и хранят не только информацию о финансовых операциях своих клиентов, но и их географическую привязку, социально-демографические характеристики, историю покупок. Аналитика таких массивов (даже если данные тщательно обезличены и зашифрованы) позволяет составить детальный портрет разных групп населения, выявить закономерности в потребительском поведении и платежеспособности. Естественно, что политики и правительства во многих странах стремятся получить хотя бы частичный доступ к этим базам, ведь это позволяет более точно оценить экономическую ситуацию и лучше планировать свои шаги. Однако существует и другая сторона медали: банковская тайна и право на конфиденциальность. Любая попытка раскрыть клиентские данные для политических или государственных интересов подвергнется серьезным юридическим и этическим вопросам. Не менее привлекательным источником Big Data остаются соцсети: их владельцы обладают невероятными объемами сведений о предпочтениях и привычках людей, однако большинство из этих корпораций находятся вне украинской юрисдикции. «Правила сообщества» и выборочный доступ к большим данным в отдельных соцсетях являются предметом дискуссий между специалистами и внедрения в определенные сети в некоторых странах.

Аналитика массивов банковских данных позволяет составить детальный портрет разных групп населения, выявить закономерности в потребительском поведении и платежеспособности

Ключевым преимуществом политического использования больших данных является возможность сегментации аудитории. Устаревшие подходы рассматривали электорат по одному-двум признакам (возраст, место жительства), и на этом все. Теперь же можно разделить аудиторию на сотни «микрокругов» по ​​сложной матрице характеристик: профессия, уровень доходов, взгляды на конкретные реформы, даже стиль отдыха. Благодаря этому и политики, и маркетологи — это фактически одни и те же мастера таргетинга, которые подстраивают сообщения специально под каждую подгруппу. Современные средства коммуникации позволяют в реальном времени тестировать, какой слоган резонирует с какой-либо микрогруппой, и оперативно изменять тональность или даже внешний вид рекламы. Представим пенсионеров, которым перед выборами посылают персональные SMS-сообщения с обещаниями повышения пенсий; молодежь, получающая в соцсетях остроумные мемы о поддержке стартапов; внутренне перемещенных лиц, которым делают акцент на восстановлении разрушенного жилья. Все это результат точных вычислений и прогностических моделей, работающих с Big Data.

Аналитика и выборы: как Big Data изменяет демократию

Украину после войны будут ждать выборы, в которых большие данные будут играть беспрецедентную роль. Ведь демографическая структура претерпела драматические изменения: миллионы внутренних переселенцев, беженцы за границей, люди, потерявшие жилье или изменившие место регистрации. Политические штабы, которые научатся наиболее точно «посчитать» электорат и спрогнозировать эмоциональный запрос разных групп, получат конкурентное преимущество. По сравнению с прошлыми кампаниями, когда политики ставили агитационные палатки и массово скупали билборды, использование цифровых инструментов позволит существенно снизить расходы на рекламу и одновременно усилить ее эффективность. Избирательное соревнование становится все более похожим на технологический челлендж: кто лучше работает с «большими» массивами данных, у того есть шансы точнее «угадать» потребности общества.

Такая ситуация не уникальна для Украины. В Великобритании во время референдума о Brexit сторонники выхода из ЕС использовали точечную коммуникацию в соцсетях, настроенную на разные группы избирателей в зависимости от региона, возраста, отношения к иммиграции и многих других параметров. В США Дональд Трамп в свое время благодаря Big Data и микротаргетингу получил голоса в ключевых штатах и ​​победил на выборах 2016 года вопреки прогнозам большинства аналитиков. Румыния пережила неожиданный «цифровой прорыв» одного из кандидатов, который благодаря соцсетям и сети интернет-инфлюэнсеров едва не одержал победу. Эти примеры свидетельствуют: иногда политики, овладевшие сложными инструментами работы с данными, могут побеждать старых игроков с большими бюджетами и влиятельными связями, но меньшей технологической гибкостью.

post_quote id=”2″]

Такая тенденция уже сейчас задает вопрос: не станем ли мы свидетелями перехода от представительной демократии к прямой демократии через цифровые платформы. Речь идет о возможности электронного голосования с помощью смартфонов, проведения регулярных референдумов и опросов, которые будут собираться быстро и будут охватывать множество граждан. Приверженцы идеи утверждают, что это сэкономит бюджет, повысит явку и в разы ускорит принятие решений. Действительно, Украине электронное голосование могло бы помочь учесть голоса находящихся за рубежом беженцев и внутренне перемещенных лиц, которым может быть трудно приехать на обычный участок. Уже сейчас платформа “Дия” технически готова к созданию подобного функционала. Воплощение таких планов наталкивается на два основных препятствия: во-первых, отсутствие общего общественного консенсуса относительно надежности э-голосования, а во-вторых, сомнения в том, что систему смогут надежно защитить от хакерских атак или возможных злоупотреблений. Страны, осторожно относящиеся к электронным выборам, опасаются, что уязвимости софта могут подорвать доверие населения еще быстрее, чем любые технологические преимущества.

Риски утечки данных в банковском секторе

Все это прямо отражается на банковском секторе и их роли в защите данных. Банки традиционно считаются одними из самых надежных стражей коммерческой и личной информации. В условиях, когда Big Data становятся «валютой» политической конкуренции, руководители банковских учреждений должны быть готовы к повышенному интересу всех игроков — от государственных органов до частных компаний и, к сожалению, хакеров. В мире, где выборы выигрываются не только на избирательных участках, но и в сети, доступ к массивам данных о финансовых операциях может приобрести масштабную ценность. Если такая информация попадет не в те руки, ее можно использовать для различных манипуляций — вплоть до шантажа или попыток дискредитации определенных политиков из-за слива данных об их донорах или расходах членов семьи. Поэтому кибербезопасность банков становится составной частью национальной безопасности. Инвестиции в защиту серверов и каналов связи — это уже не просто требование регулятора, а элемент устойчивости государства.

Выборы после войны, вероятно, станут тестом на зрелость нашего общества и способность государства обезопасить большие массивы данных от несанкционированного использования. Это также станет экзаменом для каждого кандидата, который выберет путь микротаргетинга и работы с данными: где граница между легитимной агитацией и недобросовестной манипуляцией? Получить временные политические дивиденды можно, идя в нарушение конфиденциальности или публикуя сомнительные диджитал-«сливы». Но страна, стремящаяся построить полноценную европейскую демократию, должна понимать, что общество больше ценит честность и прозрачность, чем уловки избирательных технологий.

Таким образом, большие данные уже изменили лицо политики, и этот процесс будет только набирать обороты. И мы, украинцы, имеем все шансы стать одними из лидеров этого цифрового скачка. Умелое применение Big Data способно дать нам более эффективное государственное управление, более прозрачную избирательную кампанию и более персонализированный диалог с обществом. Однако то, станет ли это шагом вперед, зависит не только от технологий, но и от нашей ответственности, уважения прав человека и умения сбалансировать национальную безопасность с индивидуальными свободами. Тогда большие данные действительно станут на страже демократического продвижения, а не превратятся в очередной рычаг давления для тех, кто стремится переиграть конкурентов любой ценой.


Все самое интересное за неделю в нашей рассылке: