Продолжая пользоваться данным сайтом или нажав "Принимаю", Вы даёте согласие на обработку файлов cookie и принимаете условия Политики конфиденциальности.
Украинские банкиры рассказали Banker.ua о том, как оценивают влияние войны для своего банка с точки зрения финпоказателей, какие трансформации за этот период претерпели продуктовая линейка и коммуникация с клиентами, а также какие уроки извлекли для себя, чтобы двигаться вперед.
Дмитрий Каплюк, член Правления Укрэксимбанка:
В течение года полномасштабной войны Укрэксимбанк играл и продолжает выполнять роль финансового плеча государства как для финансирования экономики, так и для оперативного решения неотложных потребностей военного времени, например, обеспечения посевной весной или преодоления топливного кризиса в мае-июне.
Относительно ключевых результатов, Укрэксимбанк является самым крупным кредитором экономики по итогам 2022 года, его общий кредитный портфель составляет более 103 млрд грн. Прирост портфеля составил около 20 млрд. гривен в 2022 году, при этом банк первым на рынке сформировал адекватные резервы объемом около 11 млрд. грн. для защиты средств вкладчиков и кредиторов от кредитных рисков в условиях войны.
Чистый процентный доход около 4 млрд грн вместе с существенно большим за предыдущий год чистым непроцентным доходом около 3 млрд грн позволили банку получить операционный доход выше, чем за предыдущий период.
Банк занимает первую позицию на валютном рынке Украины, совершив операции по покупке/продаже иностранной валюты более чем на $15 млрд (экв.).
С начала войны для собственного портфеля и по заявкам клиентов банк приобрел ОВГЗ более чем на 50 млрд грн.
За первый год войны трансформации претерпели многие аспекты работы банка. Да, Укрэксимбанк является единственным агентом Правительства по реализации государственных и международных программ поддержки предпринимательства. Имея разветвленные источники фондирования, банк адаптировал кредитные процессы в соответствии с условиями военного времени и предоставил широкие опции для финансирования проектов профильных клиентов.
В рамках сотрудничества с Экспортно-кредитным агентством банк финансирует экспортеров для выполнения внешнеэкономических контрактов.
Запустили отдельный вклад для военнослужащих с самыми высокими по всей нашей линейке депозитов ставками, вклад для защиты гривневых активов от курсовых колебаний. Ввели опцию по оформлению депозитов в мобильном приложении Enter EXIM. За 2022 год клиенты банка открыли более 70 тыс. цифровых карт.
Провели тщательный анализ кредитного портфеля юрлиц и определили «болевые точки» финансового положения заемщиков. В формате диалога договорились с клиентами по приемлемому уровню ставок, пересмотрели сценарии денежных потоков и провели на опережение краткосрочные реструктуризации задолженности, где было необходимо. Благодаря этому, около 80% наших корпоративных клиентов продолжили обслуживать кредиты.
Имея мощный бекграунд в администрировании программ развития экономики, привлечении средств и лучших практик иностранных партнеров, реализации сложноструктурированных соглашений, мы будем применять его для создания эффективной платформы послевоенного восстановления Украины с широким кругом участников.
Татьяна Путинцева, Глава Правления COMINBANK:
Мы гордимся тем, что даже на фоне войны удалось усилить статус надежного финансового партнера для наших клиентов.
Год войны был очень сложным. Особенно тяжелым для нас и коллег по рынку стал март 2022-го: большинство банков тогда вошли в ступор платежной ликвидности, поскольку многие клиенты начали выводить денежные средства с корреспондентских счетов. В те кризисные дни, когда система переживала безумную нагрузку, нам помог удержаться «ручной режим» управления и, конечно, то, что НБУ принял решение предоставить банкам рефинансирование в размере 30% от остатков на счетах физлиц. Мы эффективно воспользовались этой возможностью — смогли снизить финансовую напряженность. А уже в июне того года, благодаря конкурентной бизнес-модели, банк вышел на уровень комиссионных доходов довоенного времени.
В настоящее время АО «КОМИНБАНК» имеет следующие показатели эффективности: ROE – 38%, ROA – 2,5%, CIR – 40%.
Прибыль на 01.01.2023 г. составила 192 млн грн. Отчисления в резервы за 2022 год – 268,6 млн грн. На 58% увеличен объем средств, привлеченных от населения (прирост за 2022 год). По состоянию на декабрь 2022 года АО «КОМИНБАНК» уплатило 80% рефинанса НБУ.
За год войны мы открыли 18 новых отделений: 16 – в прошлом и 2 – в этом году.
Год войны не сломил, а закалил нашу команду. Прогнозы относительно тотального блекаута, остановки промышленности и гуманитарной катастрофы не оправдались благодаря нашим ВСУ и эффективной и слаженной работе украинских банков, державших финансовый фронт, отказались складывать руки и ждать катастрофы. Мы видим, как сегодня банковская система работает в режиме 24/7, обеспечивая бизнес и население качественными сервисами в сложнейших условиях.
И, конечно, мы благодарны нашим клиентам, которые, несмотря ни на что, продолжают выполнять перед банком свои обязательства. Это сотни ответственных предпринимателей, которые заслуживают поддержки и уважения. Вместе мы работаем ради того, чтобы Украина процветала и как можно быстрее победила.
Александр Куркин, директор Proximity бизнеса и сети Креди Агриколь Банка:
Даже в военное время мы подтверждаем свою стабильность. Достаточность капитала составляет 18,8%, что почти вдвое превышает минимальный уровень согласно требованиям НБУ. Коэффициент покрытия ликвидности составляет 229%, что в 2,3 раза превышает минимально необходимый уровень. Несмотря на дополнительные расходы, вызванные войной, Креди Агриколь удалось удвоить валовой операционный доход, достигший 4,5 млрд грн. Мы продолжаем придерживаться очень взвешенного подхода, поэтому всю сумму валового дохода направили на формирование значительных резервов.
Мы не прекращали работу банка даже в трудные времена благодаря самоотверженной слаженной работе наших сотрудников, лояльности клиентов и поддержке Группы.
С начала войны получили беспрецедентную поддержку от нашего материнского банка, а также региональных банков Группы по всему миру. Группа приостановила работу в России и официально заявила о том, что гарантирует полную поддержку коллегам в Украине: за этот период не было никаких увольнений сотрудников или сокращений зарплаты, наоборот — в октябре мы повысили зарплаты.
В настоящее время в Украине Креди Агриколь имеет 141 отделение, 52 из которых работают даже во время длительных блекаутов.
В рамках программы КСО «We Care!» мы направили 21 млн грн в поддержку больниц и пострадавших от войны. Благотворительные проекты и культура волонтерства в нашей команде помогают объединяться вокруг идеи и продолжать движение вперед, несмотря на сложные обстоятельства.
Дмитрий Коваленко, директор по маркетингу и продуктам Креди Агриколь Банка:
В начале войны мы ввели лояльные тарифы и отменили некоторые комиссии по ряду продуктов, снизив финансовое давление на клиентов. Существенные изменения претерпели пакетные предложения для ежедневного банкинга — мы запустили полноценную линейку для предпринимателей, микро- и малого бизнеса. В нашем фокусе, в частности, ИТ-предприниматели и в период войны мы начали масштабную трансформацию процесса дистанционного привлечения клиентов для простого и быстрого входа в банк.
Что касается рынка депозитов, то мы держим руку на пульсе и постоянно обновляем наши предложения.
Также продолжаем поддерживать аграрный бизнес, поскольку он является важным элементом для украинской экономики и для Креди Агриколь Украина. В рамках госпрограммы «Доступные кредиты 5-7-9%» с начала войны мы выдали 2,5 млрд грн кредитов, агробизнес — среди самых активных заемщиков. Кроме того, присоединились к Правительственной программе госгарантий, в рамках которой выдали почти 1 млрд грн кредитов.
До войны мы были одними из лидеров рынка автокредитования, поэтому решили в эти трудные времена восстановить эту услугу. За полгода выдали 500 млн грн кредитов на покупку авто.
Мы продолжаем инвестировать в диджитал. Запустили современные цифровые решения для бизнеса — CORPEX и СА+ Pro. Бесперебойное безопасное дистанционное банковское обслуживание для клиентов актуально как никогда. Стремясь быть максимально простым в использовании и доступным в любой части мира, в 2022 году Креди Агриколь сосредоточился на развитии цифрового банкинга для физлиц. Наше мобильное приложение СА+ является одним из лидеров рынка. Во время войны мы предложили дистанционную идентификацию клиентов, что позволило им экономить время, необходимое для посещения отделений.
Для удобства бизнес-клиентов и ускорения проведения операций во время войны мы обеспечили возможность подписания документов и договоров с помощью ЭЦП.
Мы реализовали опцию благотворительности в несколько кликов в приложении CA+, благодаря чему наши клиенты собрали 35,5 млн грн в поддержку армии и пострадавших от войны.