Сквозь испытания: какими стали банки за время войны. Часть 1

24 мая 2023

Украинские банкиры рассказали Banker.ua о том, как оценивают влияние войны для своего банка с точки зрения финпоказателей, какие трансформации за этот период претерпели продуктовая линейка и коммуникация с клиентами, а также какие уроки извлекли для себя, чтобы двигаться вперед.

Главный Telegram-канал банкиров

Юрий Задоя, Глава Правления «АО «АКБ» КОНКОРД»:

ConcordBank закончил 2022 год с прибылью 263 млн грн при плановом показателе около 130 млн грн. По итогам года банк заплатил также более 151 млн. грн. налогов и сборов, перейдя в категорию крупных налогоплательщиков.

Главными факторами, позволившими банку завершить год с такими показателями, является внедрение мер безопасности: «переезд в облака», усиление энергетической безопасности офисов, резервирование дополнительных каналов связи. В частности, ConcordBank был одним из первых банков, которые имели три канала связи с НБУ.

Благодаря высокой отказоустойчивости, цифровым продуктам и качеству обслуживания, ConcordBank смог привлечь часть корпоративных клиентов крупных банков.

Также в течение года шла работа над приложением для ФЛП. В начале 2023 года ConcordBank представил решение ConcordBusiness. Сегодня на украинском рынке не так много цифровых решений по обслуживанию таких клиентов.

С началом полномасштабной войны возросло количество безналичных оплат. Экосистема Concord Fintech Solutions имела продукт интернет-эквайринга ConcordPay, который давал возможность предприятиям оцифровывать свой денежный поток: производить прием платежей на собственных сайтах, получать POS-терминалы, использовать продукт OneTap, позволяющий фактически превращать в терминал смартфон на базе Android.

В настоящее время банк нацелен на развитие цифровых продуктов, принцип OpenBanking систем, digital-проектов, как собственных, так и в партнерстве с другими игроками рынка.

Что касается первых месяцев войны, то банк выстоял благодаря силе духа сотрудников. Они поняли, что и на фронте, и в сфере экономики мы работаем на Победу. К примеру, в Харькове отделение не закрывалось. Люди предпочитали работать даже в выходные, потому что это помогало им держаться.

В свою очередь, банк максимально занимался сотрудниками. Мы создавали укрытия, возможности проживания и удаленной работы для тех, кто уехал в эвакуацию. ConcordBank открыл большой офис во Львове Сейчас у банка есть один штатный и два внештатных психолога, которые помогают людям справляться с проблемами. Несмотря на сложную ситуацию, ConcordBank оставил медицинское страхование для сотрудников. По результатам 2022 года мы впервые выплатили 13 зарплату, а в начале вторжения выдали сотрудникам две месячные зарплаты заранее. В марте 2022 года мало кто понимал, что будет дальше, поэтому в такой ситуации такое решение дало людям уверенность.

Благотворительность всегда была важной для ConcordBank. С 2014 года благотворительную и социально-ответственную функцию банк реализует вместе с БФ «Биржа Благотворительности «ДоброДей». Это первая полностью цифровая благотворительная биржа в Украине. Она работает по принципу краудфандинга, то есть сбору пожертвований от большого количества людей.

Помощь украинским разработчикам и производителям военных технологий стала дополнительным направлением поддержки ВСУ. ConcordBank видит сотрудничество с ними полезно для Украины еще и в направлении развития инновационного потенциала, создавая вместе прогрессивные технологии для нашей Победы. ConcordBank не просто аккумулирует финансовые ресурсы, а направляет их на поддержку высокотехнологичных украинских компаний, производящих устройства, нужные украинским военным. Также есть план потребностей ТРО на ближайшие полгода. Для этих закупок заключается трехстороннее соглашение между производителем, ConcordBank и военными. Финучреждение финансирует разработку и поставку техники ВСУ.

Анна Тигипко, основательница и СЕО izibank:

К сожалению, за время войны изменилось качество портфеля и уровень кредитования банка. С первых дней войны было приостановлено кредитование, но мы одни из первых его возобновили. Сейчас продолжаем кредитовать новых клиентов.

Мы оптимизировали несколько процессов и сместили фокус на депозитные и конвертационные проекты. Развиваем продуктовую линейку. Изменили стратегию по инвестиционному направлению. Активно внедряем ОВГЗ. Работаем над страхованием, оплатой по частям. Добавили английский язык в приложение. Обновили приложение и вижуал. Словом, не прекращаем улучшение и развитие ни на секунду.

COVID-19 подготовил нас к дистанционной работе. Для нас было важно, чтобы колл-центр izibank с первых дней войны продолжал работать 24/7. Мы качественно и быстро консультировали клиентов.

Напомню, что мы запускались с нуля – бэкенд, CRM-системы, своя служба поддержки, свой софт, мобильное приложение, и, что важно для кредитования, – обновленный скоринг. До войны автоматически обрабатывали около 90-95% заявок. Война заставила нас еще больше пересмотреть наши расходы и оптимизировать их. Ибо до этого мы все же фокусировались на росте числа клиентов. А команда смогла быстро и гибко приспособиться к новым реалиям.

Андрей Григель, глава Правления АО «АБ «РАДАБАНК»:

Конечно, война повлияла на прибыльность банка. Мы были вынуждены признавать затраты на формирование резервов, поскольку кредитоспособность наших заемщиков существенно ухудшилась.

Вопреки тому, что имущество банка не пострадало от военных действий, мы, пользуясь принципом осмотрительности, максимально зарезервировали кредитный портфель под возможные потери. Несмотря на это, деятельность банка все равно осталась и остается прибыльной.

Сейчас мы видим постепенное возобновление бизнес-активности во всех регионах, где мы присутствуем. Это дает нам достаточно поводов для надежд, что амбициозные цели развития на этот год, поставленные акционерами, будут выполнены.

Из-за существенных ограничений в деятельности, введенных НБУ во время военного положения, очень многие продукты и услуги стали недоступны для наших клиентов или доступны не в тех объемах, которые были ранее.

Все знают, что УМВР полноценно не функционирует, кроме того, внешнеэкономическая деятельность наших клиентов сталкивалась с требованиями критического импорта.

Физлица также не могли полноценно распоряжаться своими счетами в рамках всего остатка. Но постепенно НБУ и государственные институты стали смягчать свои нормативно правовые акты, что способствовало повышению уровня активности клиентов.

Из-за жесткой политики регулятора все сейчас живут в эру высоких процентных ставок как по кредитам, так и по депозитам.

И банки, и клиенты понимают, что эта мера была вынуждена, но такая конъюнктура рынка пока не способствует возобновлению кредитования, за исключением разве что программы «Доступные кредиты 5-7-9%».

Но я радуюсь, что команда научилась жить в условиях, когда все вокруг может поменяться несколько раз в день. Это позволяет нам быстро адаптироваться к новым реалиям, принимать решения и не сожалеть о том, что было раньше.

Если во время COVID-19 мы только учились работать удаленно, теперь это умеют все в банке. Ключевые сотрудники четко понимают, что будущее по технологиям, поэтому стараются все свои действия осознанно, а также максимально упрощать, оптимизировать и автоматизировать. Именно это и является залогом успеха – постоянное развитие, как личностное всех членов команды, так и организационное.


Все самое интересное за неделю в нашей рассылке: