Медиаатака, или Как предотвратить хейт в сети

20 января 2023

Анастасия Кондрико, директор Центра медиааналитики Cyber Media Track, глава общественной организации «Синергия аналитиков Украины», PhD, медиаэксперт, специально для Banker.ua

Медиаатаки (появление совокупности подобных материалов отрицательного характера на разных интернет-ресурсах в течение незначительного периода времени) стали распространенным инструментом влияния на бизнес, политику и социальную деятельность. В свою очередь, владельцы коммерческих компаний и топ-менеджеры государственных учреждений, медийные персоны стремятся оперативно узнавать о хейте и его заказчиках. Какие средства противодействия медиаатакам выбрать:  самостоятельный OSINT (мониторинг открытых источников) или платный доступ к имеющимся системам для медиамониторинга? Поделюсь своим профессиональным опытом эффективной работы с информационными источниками.

Материал подготовлен для печатной версии журнала Banker.

Главный Telegram-канал банкиров

GOOGLE и другие поисковики не спасут

Опираясь на опыт Центра, всех клиентов можно разделить на две группы. В первую входят те, кто пришел для борьбы с конкретным хейтом. Такие клиенты уже ощутили на себе последствия проблемы с репутацией в медиамире, поэтому хотят оперативно определить ее масштабы и первоисточники с целью реагирования/корректировки стратегии. Вторую группу составляют те, кто хотят держать руку на пульсе и получать регулярную аналитику упоминаний в интернет-пространстве. Иными словами, знать кто, где, как о них пишет, как на это реагируют пользователи, прогнозировать дальнейшее развитие событий. И те, и другие с высокой вероятностью уже попытались искать свои упоминания в сети самостоятельно, однако не получили желаемого результата. Почему?

1. Формирование полноценного запроса ограничено. Сложно просчитать все возможные словесные варианты упоминаний заданной темы. Если что-либо не учтено, то информация останется не найденной. Даже если пользователь разберется с алгоритмом оптимального поиска, то существует риск не найти ничего существенного (если лицо непопулярно) или столкнуться с чрезмерным количеством нерелевантной информации.

2. Поисковик собирает информацию только с наиболее индексированных сайтов, а негатив часто содержат сайты-однодневки или никому не известные ресурсы. Однако именно с таких преимущественно и начинаются медиаатаки.

3. Соцсети фактически не прорабатываются поисковиками, а большинство отзывов или упоминаний содержатся как раз там.

4. Не всегда на вебсайтах медиасил видно количество просмотров текста или оно не совпадает с фактическим положением вещей (может быть накручено или закрыто админами).

Как видим, Google занимает много времени и не дает стопроцентный результат.

О лагах и багах в системах для медиамониторинга

На украинском рынке существуют компании, предоставляющие доступ к системам (в частности, «Semantrum», «YouScan», «SemanticForce», «Attack Index», «LOOQME» и др.), которые выявляют публикации по ключевым словам или предлагают отправлять их в Telegram клиента (специальные боты для мониторинга). Но! Они ищут не везде, а только на тех сайтах/аккаунтах/каналах, которые находятся в списке для мониторинга, который создает человек. Новые ресурсы появляются каждый день, а вот ищут ли их каждый день в этот перечень? Учитывая наличие человеческого фактора, ответ понятен. Вряд ли. Тот же ответственный менеджер компании-поставщика часто может задолго разрешать ситуации с определенными техническими сбоями в то время, пока интернет кипит от хейта, о котором вы рискуете узнать последним. Здесь вы скажете, что можно купить доступ к другой системе мониторинга, но она будет иметь ряд критических замечаний и недостатков.

Основная проблема состоит в том, что пока не существует универсальной системы медиамониторинга, которая обнаружит все возможные упоминания в каждом из интернет-сегментов: и в соцсетях, и в Telegram-каналах, и на медиаресурсах, и на форумах

Можно, конечно, покупать доступ к каждой из них, однако это потребует значительных капиталовложений: от 20 тыс. грн. в месяц по 5-7 темам с ограничениями периода мониторинга (несколько месяцев). В идеале необходимо для каждого типа медиаплатформ иметь свою. К тому же, любая программа будет автоматически определять тональность текста (отрицательная, положительная, нейтральная) в соответствии с написанным алгоритмом, а фактически она будет существенно отличаться от реальности. Двухзначные формулировки, контекст, ирония являются камнями преткновения для любого алгоритма.

Дополнительно существует потребность в специалисте, которому нужно научить, мотивировать постоянно заниматься аналитикой, выплачивать достойную зарплату. Этот сотрудник должен пройти не просто множество тренингов от поставщиков доступа к системам мониторинга, но и владеть логическим и критическим мышлением. Ведь из-за большого количества инфошума нужно вовремя найти и детализировать потенциальную опасность.

Не упустить медиаатаку вполне реально

Гораздо эффективнее и выгоднее сотрудничать с профессиональными аналитиками, имеющими доступ к нескольким таким системам и смогут регулярно на аутсорсе предоставлять лаконичную информацию о происходящем в интернете, например, с акцентом на негативе. Аналитик будет искать, собирать, фильтровать, анализировать материал, четко осознавая потребность, задачи, приоритеты заказчика. Если речь идет о регулярном сборе данных, то он сможет сравнивать и тем самым способствовать построению корректной бизнес-стратегии. К тому же, он может мониторить и конкурентов/партнеров/клиентов, чтобы ваш подход стал комплексным и максимально приближенным к рынку. Важный нюанс: такой документ будет лишен ангажированности, ведь аналитик будет работать независимо и не будет знать всей стратегии компании/бренда.


Все самое интересное за неделю в нашей рассылке: