Цыпленок на миллиард: непростая история развития ресторанов KFC

12 мая 2023

Kentucky Fried Chicken (KFC) — американская сеть ресторанов быстрого питания, основанная в 1930 году полковником Гарландом Сандерсом, предпринимателем, который начал продавать жареных цыплят в придорожном ресторане в Корбине, штат Кентукки. Со временем маленький ресторан эволюционировал в сеть из более 25 000 заведений по всему миру в 145 странах. Она стоит на четвертом месте по величине после Starbucks, McDonald’s и Subway.

Banker.ua расскажет, как создавался и через что прошел общеизвестный бренд по изготовлению хрустящей жареной курицы.

Главный Telegram-канал банкиров

Ох уж это сложное детство…

Гарланд Сандерс родился в 1890 году в Генривилле, штат Индиана. В 6 лет будущий предприниматель пережил первое горе — смерть отца, поэтому мать пошла работать, чтобы содержать семью. Пока она была на работе, Гарланд заботился о своих брате и сестре, а также готовил для них еду. Когда парню исполнилось 12 лет, появилась еще одна проблема — мать вышла замуж снова, но новому мужчине очень не понравились «приемные» дети, отношения не сложились, поэтому Сандерс ушел из дома.

Он начал работать на ферме, каждое утро кормил скот, после этого шел в школу, а вечером тоже имел подработку. В седьмом классе алгебра «потеряла» обучение Гарланда, поэтому он бросил школу из-за того, что предмет казался слишком сложным.

В течение нескольких последующих лет кем только не работал Сандерс: и кондуктором трамвая, и страховым продавцом, и пожарным на железной дороге, и оператором парохода, и продавцом шин, и даже адвокатом. Но больше всего ему понравилась работа кочегаром.

Поиск идеальной рецептуры

В 1930 году Сандерс устроился управлять заправочной станцией в Корбине, штат Кентукки. Для дополнительного дохода он готовил и продавал еду своим клиентам. В меню была жареная курица и другие блюда, которые он научился готовить в детстве.

Впоследствии слух о поварском таланте пошел дальше от Кентукки, и люди начали издалека приезжать, чтобы отведать эти блюда. Его курица стала хитом, причем настолько, что в конце концов, продавая ее, он убрал бензоколонки и превратил заправочную станцию в полноценный ресторан. В 1936 году губернатор штата присвоил ему звание «полковника Кентукки».

Через год Сандерс расширил бизнес, включив в него мотель и кафе Sanders Courts & Cafe, которые могли вместить около 142 человек.

На приготовление жареного цыпленка уходило около 30 минут, что стало серьезной проблемой для полковника, поскольку это блюдо было наиболее популярной позицией в меню. А поскольку количество посетителей каждый день росло, для обслуживания физически не хватало ресурсов и людей, чтобы все ушли сытые и довольные. Но проблема была решена просто – соковарка заменила фритюр для жарки, и время приготовления сократилось до 8-9 минут.

Сандерс продолжал экспериментировать с рецептурой, и в 1938 году наконец довел до безупречности рецепт жареного цыпленка. Он включал 11 трав и специй, которые и сегодня засекречены компанией KFC, плюс специфичным был способ приготовления.

«Я бросил две горсти специй в муку и смешал с остальными приправами. Когда я ее зажарил, это была лучшая курица, которую я когда-нибудь пробовал в своей жизни. И знаете, я никогда не менял своих ингредиентов с тех пор», — писал в автобиографии Гарланд Сандерс.

Самая темная ночь — перед рассветом

Бизнес стремительно рос, открылось еще одно кафе Sanders Court & Café в Эшвилле, Северная Каролина. Но в 1939 году пожар уничтожил другой ресторан в Корбине. В то время, когда он был перестроен, началась Вторая мировая война, в результате чего клиентская база, состоявшая преимущественно из туристов, значительно сократилась. После этого Сандерс был вынужден продать заведение в Эшвилле.

Трудности продолжались: в 1955-м полковник потерпел очередной удар. На шоссе, где стоял ресторан, была построена объездная дорога между штатами, что уменьшило количество людей, которые выезжали на шоссе и попадали в его заведение. В конце концов пришлось продать свое место в Корбине.

К тому времени Сандерсу было уже 66 лет, и жизнь на социальное обеспечение в размере 105 долларов не очень устраивала предпринимателя. У него была одна идея — продать свой рецепт под названием Kentucky Fried Chicken.

Для этого он загрузил автомобиль несколькими скороварками и смесью из 11 трав и специй и начал путешествие по Соединенным Штатам в поисках покупателей. Путешествуя полковник посещал множество ресторанов, которым предлагал свои образцы. После того, как потенциальные клиенты их попробовали, Сандерс смог договориться с владельцами ресторанов о франшизе, обычно предусматривавшей комиссию в размере 0,04 доллара за каждый проданный кусок курицы. Он предложил научить их готовить блюдо. Первое соглашение о франшизе было подписано в Юте, и к 1963 году в США насчитывалось 600 франшиз Kentucky Fried Chicken.

Бизнес стал слишком большим, чтобы Сандерс мог с ним справиться своими силами в преклонном возрасте.

Слишком большой бизнес

Многие пытались купить KFC у Сандерса, и в 1964 году полковник все же продал его группе инвесторов во главе с Джоном И. Брауном и Джеком К. Месси за 2 млн долларов. Но на условиях, качество всегда будет поддерживаться на достойном уровне, а сам Сандерс будет получать пожизненную зарплату и оставаться членом команды.

«Многие люди спрашивали меня, почему я продал свой бизнес после того, как вложил все, что имел, в его развитие. Ответ примерно таков. Когда Браун впервые заинтересовался Kentucky Fried Chicken, популярность моей идеи начала захлестывать меня. Мой бизнес становился слишком большим, независимо от того, сколько энергии и времени я в него вкладывал», — так объяснил свое решение полковник.

К 1970 году количество заведений увеличилось до 3000 в 48 разных странах. Через год Браун продал KFC компании Heublein, занимающейся упаковкой продуктов питания и напитков, за 285 млн долларов.

Дальнейшая судьба KFC

Гарланд Сандерс скончался в 1980 году. К моменту его смерти насчитывалось 6000 ресторанов KFC в 48 разных странах.

В 1982 году RJ Reynolds, табачный гигант, приобрел компанию Heublein вместе с подчиненной KFC, а через 4 года продал компании PepsiCo за 850 млн долларов. После перехода Kentucky Fried Chicken под управление PepsiCo было запущено множество новых продуктов. А название «KFC» было официально принято только в 1991 году.

Компания продолжала расти, и в 1997 году PepsiCo выделила в отдельную сеть ресторанов KFC, Taco Bell и Pizza Hut, а также Tricon Global restaurant Inc. Новая компания переименовала себя в Yum! в мае 2002г.

Чтобы идти в ногу со временем, KFC ввела в меню множество блюд. В таких странах как Индия появились вегетарианские блюда, чтобы привлечь внимание широкой аудитории. Так же KFC адаптирует свое меню к каждой стране, в которой работает, но жареная курица есть повсюду.

Сегодня KFC имеет 23600 ресторанов в 150 странах мира. Стоимость бренда составляет 8,3 млрд долларов, а объем продаж по состоянию на 2020 год составлял 27,9 млрд долларов. По стоимости бренда KFC занимает 96-е место в мире.

Компания также экспериментирует с мясом на растительной основе и стремится использовать новые технологии для своего роста.

Об интересном

Большие сети быстрого питания тоже попадают в скандалы. В 2014 году в интернете появился слух о том, что KFC не использует органическую курицу как мясо, а создает курицу-мутанта, чтобы сделать больше мяса из одной тушки. Позже этот слух развенчали.

В 2008 году актриса Памела Андерсон, активистка по правам животных, рассказала, что именно стоит за изготовлением ведра KFC. Вместе с организацией «Люди за нравственное обращение с животными» она раскритиковала KFC за жестокость. В ответ KFC заявили, что принимают все меры предосторожности, чтобы избежать жестокого обращения с животными.

Во время пандемии коронавируса KFC убрали (по понятным причинам) из рекламы свой слоган «Так вкусно, что пальчики оближешь». Однако компания покинула его в Индии. А потом планирует вернуть в других странах.

KFC India тестирует съедобные тарелки, чтобы сделать собственную продукцию более экологичной. Съедобные миски из лепешек в будущем полностью заменят пластиковые.

После полномасштабного вторжения россии в Украине KFC занимались волонтерской деятельностью, а компания Yum! Brands объявила о текущем процессе выхода из российского рынка. Пока этот процесс еще продолжается.

Если посмотреть на логотип компании под «другим углом», то можно увидеть, что галстук полковника Сандерса похож на маленькие руки и ноги с огромной головой.


Все самое интересное за неделю в нашей рассылке: