Продолжая пользоваться данным сайтом или нажав "Принимаю", Вы даёте согласие на обработку файлов cookie и принимаете условия Политики конфиденциальности.
Развитая экономика, омраченная госдолгом. Как выглядит обратная сторона успеха Франции
Франция – одна из ведущих экономик мира, славящаяся своей высокоразвитой промышленностью и инновационными технологиями. Эта страна является примером экономического успеха и социального благополучия. Однако за блестящими показателями роста и процветания скрывается серьезная проблема — государственный долг.
Banker.ua разбирался, почему одна из самых успешных экономик имеет огромную финансовую задолженность, и может ли Франция служить примером экономической успешности для других стран.
Экономический гигант
Франция как одна из крупнейших экономик Европы играет немаловажную роль в глобальной экономической системе. Ее экономическая структура характеризуется высокоразвитым промышленным сектором, значительной части сферы услуг и мощной аграрной отраслью. По состоянию на 2024 год, экономика Франции сталкивается с рядом вызовов, в то же время демонстрируя устойчивость и способность к адаптации в условиях глобальных изменений.
Французская экономика испытала влияние нескольких глобальных факторов, включая пандемию COVID-19, геополитическую напряженность и изменение климатических условий. После значительного сокращения ВВП в 2020 году страна показала восстановление, в частности, благодаря активной государственной поддержке бизнеса и населению. Дальнейший рост ВВП страны свидетельствует о постепенном восстановлении экономической активности.
Основными секторами, способствующими росту экономики остаются промышленность, сельское хозяйство и сфера услуг. Франция является лидером по производству автомобилей, самолетов, железнодорожного оборудования и химических продуктов. Сельское хозяйство страны известно своей продукцией, в частности вином, сыром и другими продуктами питания, которые пользуются спросом во всем мире.
Один из главных вызовов, стоящих перед Францией, – это уровень безработицы, особенно среди молодежи. Уровень безработицы в стране остается на уровне около 7%. Сейчас во Франции самый низкий уровень безработицы за 20 лет, но правительство продолжит принимать меры по стимулированию рынка труда, в частности через поддержку малого и среднего бизнеса, развитие программ профессиональной подготовки и привлечение иностранных инвесторов.
Еще одним вызовом является высокий уровень государственного долга, превышающий 100% ВВП. Это вынуждает правительство проводить политику жесткой экономии и проводить структурные реформы, направленные на уменьшение бюджетного дефицита и повышение эффективности государственных расходов.
Особенности банковской системы
Банковская система Франции является одной из наиболее развитых и стабильных в мире, играя ключевую роль в экономике страны и Европейского Союза в целом. Французские банки известны своей надежностью, инновационностью и адаптацией в условиях глобальных изменений.
Крупнейшими игроками являются BNP Paribas Group, Société Générale, Groupe BPCE и Crédit Agricole. Они составляют “большую четверку” банковского рынка страны. Эти банки предоставляют широкий спектр услуг, включая розничное банковское обслуживание, корпоративное финансирование, инвестиционные услуги и управление активами.
Важную роль в финансировании крупных проектов и сделок на финансовых рынках играют инвестиционные банки, такие как Natixis.
Banque de France выполняет функции центрального банка страны, регулируя денежно-кредитную политику, обеспечивая финансовую устойчивость и контролируя инфляцию.
Французские банки обладают высоким уровнем капитализации и ликвидности, что позволяет им выдерживать экономические потрясения и обеспечивать стабильность финансовой системы. Строгие регуляторные требования и эффективное наблюдение со стороны Banque de France и других европейских институций способствуют повышению устойчивости банковской системы. Кроме того, французские банки активно инвестируют в цифровые технологии и финтех, что позволяет им улучшать качество услуг, снижать затраты и повышать конкурентоспособность.
Налоги на все
Налоговая система Франции является важной составляющей экономической политики страны, обеспечивая финансирование широкого спектра государственных и социальных программ. Несмотря на высокий уровень налогового бремени и сложность налогового законодательства, правительство Франции активно работает над реформами, направленными на повышение эффективности, прозрачности и справедливости налоговой системы.
Налог на доходы физических лиц – это налог, ставки которого варьируются от 0 до 45% в зависимости от уровня дохода. Он является основным источником поступлений в государственный бюджет. Если годовой налогооблагаемый доход на человека составляет менее 10 777 евро, тогда налог 0%; если 10777 – 27478 евро, тогда налог составляет 11%; 27 479 – 78 570 евро – 30%; 78 571 – 168 994 евро – 41%, свыше 168 994 евро – 45%.
Стандартная ставка налога на добавленную стоимость (НДС) во Франции составляет 20%, сниженные ставки применяются к определенным товарам и услугам, таким как продукты питания, медицинские товары и общественный транспорт.
Если вы владеете недвижимостью или инвестициями во Франции и решите продать их с прибылью, вы, скорее всего, будете обязаны платить налог на прирост капитала. Налог применяется к доходам, полученным от продажи активов недвижимости или инвестиций, таких как акции и облигации. Ставка налога на прирост капитала во Франции зависит от таких факторов как характер актива и продолжительность его хранения.
Кроме налога на прибыль и налога на прирост капитала, еще одним важным аспектом налогообложения во Франции является социальные налоги. Эти сборы взимаются с разных форм дохода и возмещают взносы на социальное страхование. Нынешняя ставка составляет 17,2%, что включает в себя медицинское обслуживание и другие социальные выплаты.
Франция также вводит ежегодный налог на богатство, известный как Impôt sur la Fortune Immobilière (IFI), который фокусируется исключительно на активах недвижимости, а не на общем накоплении богатства. Согласно правилам, физические лица, активы недвижимости которых оцениваются выше определенного порога, подпадают под прогрессивную шкалу в диапазоне от 0,5 до 1,5%.
Кроме этого, есть налог на наследство – это налог, взимаемый с имущества умершего лица. Во Франции налог на наследство известен как «право наследования» и уплачивается наследниками умершего. Сумма налога, подлежащая уплате, зависит от ряда факторов, включая стоимость наследства и отношения между умершим и наследниками.
Обратная сторона медали
Государственный долг Франции является одной из самых актуальных экономических проблем страны. Как одна из самых больших экономик ЕС, Франция сталкивается с необходимостью обеспечения стабильности и роста своей экономики в условиях высокого уровня задолженности.
В 2023 году госдолг страны уже превысил 3000 млрд евро или 112,5% ВВП. В 2019 году этот показатель был ниже 100%. К тому же дефицит французского бюджета составил 5% ВВП, что значительно больше установленного в Еврозоне допустимого максимума – 3%. Это вызывает обеспокоенность по поводу его влияния на экономическую стабильность и долгосрочные перспективы страны.
Высокий долг означает большие суммы, направляемые на его обслуживание. Это ограничивает возможность правительства финансировать другие важные проекты и программы. Кроме того, это ограничивает способность правительства реагировать на экономические кризисы и другие непредвиденные события. Это снижает упругость государственной денежной политики.
Также рост госдолга может оказать негативное влияние на доверие инвесторов, что может привести к росту стоимости заимствований на международных рынках.
Страна забастовок
Забастовки во Франции отражают глубокие социальные и экономические проблемы, с которыми сталкивается страна. За последние несколько лет страна стала свидетелем многочисленных забастовок, охвативших разные сектора экономики, от транспорта до образования. Эти забастовки стали реакцией на ряд правительственных реформ и экономических вызовов.
Из года в год во Франции проходят крупные забастовки по всей стране, парализующие как отдельные города, так и целые регионы. Среди самых известных забастовок за последние годы можно выделить движение желтых жилетов. Название движения происходит от световозвращающих желтых жилетов, которые используют участники демонстраций для самоидентификации. Причиной протестов стало повышение цены на топливо в результате увеличения акцизного сбора, затем требования участников расширились до отставки действующего президента Франции Эмманюэля Макрона.
А к новейшим можно отнести – протесты фермеров в начале 2024 года, когда была заблокирована одна из главных автомагистралей Франции, соединяющая Париж с северным городом Лилль, странами Бенилюкса и Великобританией, образовав километровые пробки. В феврале бастовали диспетчеры железной дороги, а в апреле – авиадиспетчеры. Эти забастовки привели к временному сокращению количества запланированных поездов и авиарейсов.
Урок для Украины
Украина, активно занимающаяся реформами в разных структурах, может многому научиться от французского опыта.
Франция активно поддерживает развитие высокотехнологичных секторов, таких как биотехнологии, ИТ и зеленая энергетика. Украина может изучить программы субсидий, льгот и государственно-частного партнерства, способствующих инновациям и технологическому прогрессу.
Кроме того, Франция имеет мощную систему сельскохозяйственных кооперативов, которые помогают фермерам объединять ресурсы, увеличивать объемы производства и получать лучшие условия на рынке. Украина может перенять этот опыт для повышения эффективности и конкурентоспособности своего аграрного сектора.
Прогрессивная шкала налогообложения во Франции позволяет снизить налоговое давление на граждан с низкими доходами и увеличить вклад более богатых слоев населения. Также страна активно внедряет экологические налоги, стимулируя устойчивое развитие и понижение выбросов парниковых газов. Украина может перенять эти подходы в налогообложении.