Сохраняя доверие: как ТАСКОМБАНК удерживает лояльность вкладчиков в условиях войны. Спецпроект Banker.ua

25 ноября 2022

Banker.ua представляет спецпроект «На своем фронте», в котором мы собрали истории украинских банков и бизнесов о том, как они функционируют с начала войны. Это полноценные бизнес-кейсы, раскрывающие путь отдельных команд на протяжении всей войны: что коллектив чувствовал 24 февраля, какими были первые решения, как организовывали работу команд, проводили ли релокейт сотрудников, как поддерживали клиентов в начале войны и что изменилось сейчас, какими стали клиентские запросы, как проходит процесс восстановления продуктов и услуг, насколько возможно бизнесу строить планы в условиях военного положения и многое другое.

Это истории от эмоционального к логическому, от растерянности до собранности, от мыслей о закрытии до планов на будущее, от сокращения линейки продуктов и услуг до работы над запуском инновационных сервисов, от секундного уныния до стойкой уверенности, что все есть и все еще будет.

Главный Telegram-канал банкиров

О том, насколько такие решения оказались правильными, а бизнес-модели эффективными, свидетельствуют достаточно высокие показатели ликвидности, депозитных портфелей, рост спроса на льготное кредитование, преимущественное сохранение коллективов без сокращений персонала, высокая посещаемость и общая активность игроков на рынке. Поэтому война — не приговор ни для украинского народа, ни для бизнеса, ни для финансовой системы. Все преодолеем, найдем другие пути и построим новое. Главное – делать вместе!

Материал подготовлен для печатной версии журнала Banker.

Первой мы представляем историю ТАСКОМБАНКА о том, как он удерживает лояльность вкладчиков в условиях войны. Текст приведен ниже.

С началом российского вторжения на рынке банковских услуг Украины наметилась устойчивая тенденция к миграции средств с депозитов на текущие счета — как следствие желания клиентов свободно распоряжаться своими накоплениями. По расчетам CASE Ukraine, подкрепленным данным НБУ, в течение первого полугодия 2022 года срочные депозиты в банках страны уменьшились на 15% или на 48,5 миллиарда гривен. А объемы средств по требованию и на текущих счетах ожидаемо возросли: на целых 26% или более 108 миллиардов гривен.

Угроза резкого оттока средств под влиянием внешних шоковых обстоятельств поставила многие банки на порог рисковой ликвидности, с чем тем пришлось оперативно справляться. Впрочем, для отдельных банков этот удар оказался менее существенным. В частности, для ТАСКОМБАНКА, которому даже в условиях войны удалось сохранить лояльность вкладчиков.

«Важнейшей ценностью с началом войны для нас является человечность. От лояльного отношения банка к проблемам людей после полномасштабной агрессии буквально зависят судьбы. Мы максимально быстро помогали клиентам, нуждающимся в средствах для переезда, лечения и т.д. Например, досрочно возвращали деньги с депозитов в случае необходимости. И клиенты это ценят — впоследствии средств в банке разместили еще больше», — вспоминает заместитель председателя правления ТАСКОМБАНКА Артур Муравицкий.

Миграция депозитных средств была ощутима для банка только во время общей мартовской паники. Тогда у него впервые стала менее 50% доля денег, которую клиенты перевкладывают по истечении срока депозита. Впрочем, уже к началу лета этот показатель вернулся на довоенный уровень, в среднем составляя 70% и выше.

Обеспечили бесперебойную работу сети и доступ к услугам

С первых часов войны одной из ключевых задач банка стало обеспечение бесперебойной работы всех отделений, где нет угрозы для жизни клиентов и работников. Среди приоритетов было стабильное подкрепление банкоматов и касс наличными. Пока это было возможно, услуги предоставлялись и в населенных пунктах, которые временно находятся в оккупации.

Кроме того, война не остановила расширение сети ТАСКОМБАНКА: всего с февраля по Украине было открыто 8 отделений в новом формате. Там клиенты получают услуги в неформальном окружении.

«Мы усилили доступность услуг банка в западных регионах и открыли отделения в том числе в новых для нас городах — Каменец-Подольском, Ковеле, Коростене. И, несмотря на войну, мы не прекратили повышать качество сервиса, вместе с обновленным форматом обслуживания предложив людям новый клиентский опыт», — рассказывает Артур Муравицкий.

Возросла значимость дистанционных инструментов обслуживания. Возможность открыть или пополнить депозит в сервисе онлайн-банкинга и мобильном приложении TAS2U из любого уголка планеты также оказывает положительное влияние на динамику размещения вкладов.

Справедливые процентные ставки и условия

По привычным правилам финансового рынка после резкого повышения учетной ставки Нацбанка до 25% объективно должна была повыситься и доходность депозитов. Впрочем, массово этого не произошло — большинство крупных системных банков до сих пор дают по гривневым вкладам не покрывающие проценты и трети инфляционного обесценения. В то же время ТАСКОМБАНК уже летом повысил доходность до справедливого уровня. А в конце сентября по случаю своего 33-летия банк запустил бонусную программу, по которой клиенты получили в базовые ставки еще дополнительные 3% годовых.

«Все должны понимать, что условий для установления депозитных ставок, полностью компенсирующих уровень инфляции, сейчас нет. С существующими рисками, уровнем ликвидности и огромной ответственностью мы, как надежный банк, не можем выплачивать такие высокие проценты. Но мы даем справедливые ставки: настолько выгодны, сколь возможно. Это еще один шаг на пути укрепления отношений с клиентом — его доверие более ценно», — объясняет заместитель председателя правления ТАСКОМБАНКА.

Кроме того, ТАСКОМБАНК отреагировал на повышенный запрос держателей депозитов о постоянном доступе к своим средствам. Для этого есть соответствующий сберегательный вклад, в первые же дни войны были запущены 7-дневные депозиты с автопролонгацией и тому подобное: такие инструменты освобождают людей от необходимости перевода средств на текущие счета.

Привлечение новых клиентов

Несмотря на войну, ТАСКОМБАНК также не остановил темпы привлечения новых вкладчиков. Уже летом эта динамика вернулась на довоенный уровень. Август вообще стал рекордным — новых клиентов за месяц пришло почти в два раза больше, чем в самом результативном до этого декабре 2021 года.

Значительный приток новых клиентов банка дало участие в выплатах Фонда гарантирования вкладов вкладчикам выведенным с рынка «Банка Січ» и харьковского «Мегабанка».

«Для нас это не просто бизнес, мы видим в этих выплатах и ​​свою немаловажную социальную роль. Мы смогли в тяжелый период обеспечить деньгами людей в Харькове, где с доступом к банковским услугам было, мягко говоря, непросто»,— подчеркивает Артур Муравицкий.

С конца июня до середины октября клиенты двух банков таким образом получили в ТАСКОМБАНКЕ более 763 миллионов гривен. И в результате более 462 миллионов из них люди оставили в банке: только 32 миллиона осели на текущих счетах, а остальные положили именно на депозиты. В общей сложности это более 60% всех выплаченных средств.

Рынок вкладов оживили конвертационные депозиты

Наполнению депозитных портфелей банков поспособствовали и шаги, предпринятые Нацбанком. Покупка безналичной валюты с условием дальнейшего размещения срочного вклада стала популярным инструментом защиты гривневых накоплений от инфляционных и валютных рисков.

Только за первые три месяца с момента разрешения покупки валюты по курсу НБУ+1% клиенты ТАСКОМБАНКА разместили более семи тысяч вкладов на общую сумму более 12 миллионов долларов.

«Конечно, большинство клиентов воспринимают такой депозит как конвертационный. Он для этого и был создан. Но это тоже доходный инструмент, с теми же процентами, как по традиционным валютным депозитам. Поэтому второй по популярности после минимального трехмесячного срока у нас вклад на год — именно он дает самую высокую ставку», — резюмирует Артур Муравицкий.

АО «ТАСКОМБАНК», лицензия НБУ №84 от 25.10.2011. Регистрация НБУ №45 от 21.10.1991 г.


Все самое интересное за неделю в нашей рассылке: