Владимир Мудрый, ОТП Банк: «Сегодня основным драйвером поддержки бизнеса являются государственные кредитные программы»

13 октября 2022

Когда ожидать активизации банковского рынка, как изменилось финансовое поведение украинцев, чем помочь бизнесу в Украине и как организовать слаженную работу команды в условиях войны – об этом и другом в интервью Banker.ua рассказал Владимир Мудрый, Председатель Правления ОТП Банка.

Главный Telegram-канал банкиров

О состоянии банковского рынка и деловой активности

– Владимир, Украина уже около 8 месяцев находится в состоянии войны. Безусловно, наша финансовая система достойно проходит данный этап. А как ОТП Банк пережил все это время, через что вам уже пришлось пройти и еще приходится проходить?

– Прежде всего, хочу отметить именно стабильность работы всей банковской системы, и в этом большая заслуга профессиональных действий НБУ. Война стала вызовом для каждого из нас и каждого предприятия и организации. Как и другие системно важные банки, ОТП Банк в определенной степени технически был готов к поддержанию непрерывной деятельности при форс-мажорных обстоятельствах, но все предвидеть было невозможно. Еще во время кибератаки Petya D или развертывания пандемии COVID-19 мы учились эффективно реагировать и разрабатывали соответствующие планы, обнаруживали узкие места, требующие усовершенствования, проводили тестирование. Поэтому персонал был подготовлен к поддержанию операционной деятельности в сложных условиях. А что касается новых вызовов, которые принесла война, то, как и всем остальным, приходилось принимать мгновенные решения. Основной задачей было обеспечить бесперебойное функционирование сервисов и максимально возможную работу отделений – и команда успешно справилась.

Вместе с тем, как и во время других кризисов, с началом войны многие вкладчики перемещали сбережения в надежные европейские банки с прозрачной структурой собственности, так что в марте-апреле нам удалось заметно нарастить ресурсную базу.

Что далось тяжело – это ограничение кредитования, впрочем с точки зрения рисков, для сохранения устойчивости банка и его финансового здоровья это было неизбежно в условиях войны.

Общая экономическая ситуация требует также формирования дополнительных резервов под кредитные портфели, которые мы сделали одними из первых на рынке, не дожидаясь ухудшения состояния кредитного портфеля, чтобы быть максимально прозрачными в своей деятельности для всех стейкхолдеров.

Пока ОТП Банк имеет текущую высокую ликвидность (190% при нормативе 100%), достаточно капитала (21,5% при нормативах 10%), качественно сформированные резервы. Сейчас начали планирование в следующем году, надеемся, что будем работать по оптимальным прогнозам.

– Казалось бы, уже прошло достаточно времени для восстановления определенной деловой активности, но мы как банковское издание видим еще достаточно низкую активность со стороны банков, в том числе с иностранным капиталом. По вашему мнению, почему так медленно происходит восстановление и когда можно ожидать активизацию финучреждений?

– Деловая активность в любой экономике определяется двумя факторами – уровнем потребления и инвестициями. Пока идет война, об инвестициях говорить не приходится. Что касается потребления, то под влиянием военных действий, инфляции, девальвации гривны, роста безработицы и других факторов она также сжимается до базового уровня.

Возобновление деловой активности – это не вопрос времени. Это, во-первых, задача достижения бизнесом определенности и уверенности в будущем, а во-вторых, обеспеченности соответствующих потребительских настроений и психологического восприятия этой определенности

Я убежден, что вопрос привлечения иностранных инвестиций в экономику – это ключевой вопрос дальнейшего развития. Оно так же важно, как в оборонном плане присоединения к блоку НАТО.

О восстановлении продуктов и услуг

– Какие продукты и услуги уже удалось восстановить? Насколько изменились условия по ним и чем это обусловлено?

– В этот сложный период мы в ОТП Банке делали все, чтобы поддержать потребности и операции клиентов, придать им уверенность от их финансового положения: открывали почти все отделения с конца февраля – начала марта, первыми возобновили POS-кредитование (в партнерских точках продаж) и рассрочку в самый разгар войны, предоставление кредитных карт профинансировали посевную кампанию в рамках программы «5-7-9%» почти на 1 млрд грн.

Вместе с тем, предоставление ряда банковских продуктов и услуг запрещено или ограничено Национальным банком в связи с военным положением. Следовательно, мы должны осуществлять свою деятельность в соответствии с нормативной базой, ограничивающей доступ потребителей для таких услуг, как получение наличных денег, покупка иностранной валюты, переводы инвалюты за границу, приобретение бумаг иностранных эмитентов.

Кроме этого, мы были вынуждены ограничить активное кредитование, что в условиях военного положения очень рискованно.

– Как изменился спрос среди клиентов, их поведение, запросы?

– Очень хотелось бы дать оценку клиентского поведения и их запросов в целом, но сегодня оценивать температуру «в среднем по больнице» невозможно: очень многое здесь зависит от региона и военных действий в нем, то есть оказался ли он под оккупацией, находится в прифронтовой зоне, насколько пострадал от ракетных обстрелов или является пограничным регионом со стороны Польши, Словакии, Венгрии и т.д. Поэтому финансовое поведение клиентов и управление им стали более сегментированными и фокусными. Ведь для клиентов из одних регионов сейчас важен доступ к средствам и реструктуризация ранее полученных кредитов, а из других – кредитная поддержка и перезапуск бизнеса.

Имеем парадокс – одним клиентам требуется облегчение долговой нагрузки, а другие демонстрируют повышенный спрос на кредитные ресурсы

– Все мы понимаем, что банкам в Украине необходимо стимулировать развитие бизнеса, помогать предпринимателям поднимать экономику страны. Что делает ОТП Банк в этом направлении? И какие планы у вас по взаимодействию с бизнесом?

– В сегодняшних условиях основным драйвером поддержки бизнеса являются государство и государственные кредитные программы, в частности, предоставление доступных кредитов «5-7-9%». ОТП Банк участвует в них и финансирует бизнес, в частности, финансировал посевную кампанию в этом году. Также недавно на уровне ОТП Группы для Украины был утвержден отдельный лимит кредитования корпоративных клиентов, который также будет использован для возобновления бизнеса. Планируем кредитовать, повышать лимиты по овердрафтам.

О финансовой Группе

– ОТП Банк входит в международную финансовую группу. Какая реакция была у ваших иностранных коллег на события в Украине? Обсуждали ли вы вместе курс, по которому банк будет идти в дальнейшем, что они рекомендуют?

– В целом, любой дочерний банк международной финансовой группы строит стратегию развития в соответствии с глобальной стратегией и стандартами материнской компании. Тем более при форс-мажорных обстоятельствах, когда принятая ранее стратегия меняется за считанные часы. Так что вопрос, обсуждали или нет, даже не рассматривается.

Владимир Мудрый_ОТП

Наша Группа мгновенно заявила о полной поддержке Украины, собирала средства для помощи украинским коллегам, приютила сотни сотрудников украинского ОТП Банка, и это только в Венгрии. Также убежище украинским коллегам сразу же предложили дочерние банки в Болгарии, Румынии, Черногории.

Несколько стран, среди которых Молдова, Болгария, Венгрия и другие, ввели льготный режим открытия украинцам счетов (без наличия ВНЖ, что невозможно при обычных обстоятельствах), обмен украинской гривны, аренду сейфов и другие услуги, которые нуждаются в въехавших в другую страну, ничего не подготовив заранее.

О работе команды и ближайших планах

– Другие руководители украинских банков до этого нам рассказывали, что главным фактором, который помог финучреждениям удержаться за эти месяцы, были люди, то есть сработанная на протяжении долгих лет команда специалистов. Что вы можете сказать о вашей команде? Насколько быстро специалисты и топ-менеджеры ОТП Банка переключились на новые рельсы?

– Да, наши коллеги невероятны! Когда я рассказываю о них, всегда охватывает чувство гордости. И здесь не только профессионализм и подготовка, но и преданность и привлечение команды сыграли очень большую роль в поддержке функционирования банка.

Например, наш Информационный центр, расположенный в Николаеве, долгое время обслуживал клиентов во время массированных ракетных ударов, иногда с бомбоубежищ и подвалов, пытаясь связаться с клиентами по всей Украине и за рубежом в коротких промежутках между выключением электроэнергии и падением интернета. Позже его отдельные функции были распределены между работниками других регионов для поддержания качества обслуживания клиентов. Впрочем, сотрудники Информцентра являются настоящими героями, которые, несмотря на реальную угрозу жизни, выполняли обязанности и помогали людям.

Похожие ситуации были и в других регионах. В Киеве и Днепре сотрудники дистанционно работали во время тревоги из подземки, некоторые поддерживали связь и принимали решения из приютов для беженцев в Польше и Германии. В Чернигове, Харькове, Сумах наши люди выходили на работу под обстрелами, шли пешком в офисы, прятались вместе с клиентами, когда начиналась воздушная тревога. Все, чтобы клиенты могли вовремя обналичить, забрать важные документы из банковских ящиков или обсудить, как жить дальше. Иногда отделения ОТП Банка были едва ли не единственным банковским учреждением, работавшим в этих местах.

Что касается членов правления ОТП Банка, которое, кстати, является одним из самых стабильных на нашем рынке, то они руководили своими направлениями некоторое время сразу из нескольких географических локаций. Так, член правления по развитию розничного бизнеса и сети вообще не покидал Киев ни на день, открывал отделение, развозил пластик, помогал с транспортировкой сотрудникам и служил в ТРО.

– В чем вы видите сейчас точки роста для банков и конкретно для вашего? Планируете продолжать развиваться в диджитале, поскольку во время войны дистанционное обслуживание, сервис в режиме онлайн стал еще более востребованным?

– Для бизнеса любого банка, розничного или корпоративного главным является клиент. И его поддержка является ключевой задачей для всех из нас — кредитными ресурсами, сбережениями или инвестированием.

Сейчас мы активно продолжаем развитие нового мобильного приложения для розничных клиентов, работаем над приложением для малого и среднего бизнеса, присоединились к єПідтримке в Дії. Кроме того, в ближайшее время рассматриваем возврат и увеличение лимитов для юридических лиц, лизинговые предложения, а также планируем принять участие в оценке кредитоспособности клиента и его сопровождении в ипотечном кредитовании через действие, как только этот механизм станет доступным для коммерческих банков.


Все самое интересное за неделю в нашей рассылке: