Американский опыт в развитии финтех-талантов. Как банки и университеты формируют будущих лидеров, и возможно ли это в Украине?

10 февраля 2025

Евгения Полищук, приглашенный исследователь по Программе академических обменов имени Фулбрайта в Массачусетском технологическом институте, MIT Cryptoeconomics Lab, 2023-2024 гг., специально для Banker.ua

Американские рецепты того, как оживить сотрудничество между университетами и банками для развития талантов, предоставила профессор Евгения Полищук, которая на протяжении 2023-2024 годов находилась как приглашенный исследователь по Программе академических обменов имени Фулбрайта в Массачусетском технологическом институте, MIT Crypto. Евгения исследовала, каким образом академическое сообщество в сотрудничестве с банками влияет на формирование финтех-экосистемы в штате Массачусетс, являющегося одновременно и образовательно-научной столицей, и мощным финансовым хабом. Он является идеальным местом для возникновения различных форм сотрудничества, поскольку насчитывает 114 университетов и колледжей, а также на его территории расположено более 15 тыс. финансовых учреждений, преимущественно сконцентрированных в Бостоне. И большинство этих форм можно применить в украинских реалиях.

Главный Telegram-канал банкиров

Перспективы традиционного сотрудничества банков и университетов

Сотрудничество украинских банков и университетов носит уже традиционный характер и лежит в плоскости прохождения студентами практики, а также организации мероприятий по приглашению ведущих экспертов, как перед студенческой, так и перед преподавательской аудиторией. Нечасто наблюдается сотрудничество между преподавателями и банками. Совершенно редко — коллаборация университетов и банков, и здесь речь идет не о зарплатных карточных проектах, а о том, как банки могут поддерживать учебную или исследовательскую инфраструктуру.

Вместе с тем банки продолжают конкурировать за выпускников не только между собой, но и с небанковскими финучреждениями. Кроме того, в погоню за лучшими студентами этой специальности вступают консалтинговые компании, аудиторские фирмы, нефинансовые корпорации.

Материал подготовлен для новогоднего номера журнала Banker, который можно приобрести здесь.

Война обострила ситуацию на рынке труда, и нехватка персонала стала еще одним риском для банков. Это заставляет пересматривать привычные формы сотрудничества и выходить на новый уровень.

Поговорим о том, как из-за социальных активностей в студенческих клубах формируются взаимоотношения между университетами и банками. Ведь именно эти структурные объединения создают атмосферу особого вайба в студенческих кампусах.

Социальная активность студенческих клубов: мостик к сотрудничеству

В Украине культура студенческих клубов присутствует, но пандемия и полномасштабное вторжение внесли коррективы в их деятельность. Чтобы их реанимировать, предлагаем имплементировать практики ведущих университетов США, которые входят в топовые мировые рейтинги: Массачусетский Технологический Институт и Гарвард. Это два университета, которые находятся рядом (2 станции метро) в Кембридже, который граничет с Бостоном, столицей штата Массачусетс. И чтобы понять важность студенческих клубов, следует обратить внимание на их количество. В обоих университетах их более 500 в каждом, имеющих профессиональное, этническое, религиозное, спортивное направление. Финансирование деятельности таких клубов может осуществляться как за счет университета (но это достаточно малая часть), так и за счет других стейкхолдеров (представителей отрасли, выпускников, правительственных организаций и т.п.).

Как и в Украине, банки США являются важным участником не только местной, но и глобальной финтех-экосистемы, поэтому их сотрудничество носит системный характер.

Работа с молодежью позволяет банкам выстраивать основу сотрудничества с современными студентами – это будущие клиенты, партнеры и даже сотрудники

Что такое студенческий клуб в американских университетах? Это объединение студентов, которые помогают построить сообщество единомышленников, развить знания, навыки в сфере, где они планируют работать. Часто такие клубы выступают мостиками между академическим миром и соответствующей индустрией, готовя студентов к будущей карьере.

Все из этого имеют соответствующие выгоды. Так, студенты развивают свои собственные лидерские качества, получают мгновенный доступ к лидерам отрасли, а также к свежим и лучшим вакансиям, формируют прочные отношения со своими одногруппниками и другими студентами университета. Кроме того, они учатся фандрейзить средства на проведение мероприятий, работать в команде, организуя совместные мероприятия. Банки, в свою очередь, знакомят широкую молодую аудиторию со своими продуктами и сервисами, получают доступ к конвейеру талантов и нанимают лучших на работу к себе, а также через студенческие клубы они могут донести до преподавателей информацию об образовательных нуждах и трендах в соответствующих индустриях.

В США студенты ведут клубы самостоятельно и преподаватели крайне редко вмешиваются в менеджмент таких организаций. В Украине часто эти обязанности возлагают на кого-нибудь из преподавателей. Обычно руководитель студенческого клуба в здешних университетах и ​​его команда избираются на 1, максимум 2 учебных года. За это время они понимают, что должно увеличить количество представителей сети (причем не только за счет своего университета, но и других), а также наработать связи с представителями финтех-индустрии.

Роль банков в финансировании и поддержке студенческих инициатив

Такие банки, как State Sreet Corporation, Boston Private Bank, Eastern Bank, Santander Bank, N.A., Rockland Trust, J.P. Morgan, Bank of America, UBS, Barclays, Citibank, PNC Financial Services, Goldman Sachs, Morgan Stanley, Fifth Third Bank, Citizens Bank, Regions Bank, TD Bank выступают спонсорами тематических студенческих клубов. У одного клуба может быть несколько спонсоров, и вот некоторые активности, поддерживаемые банками:

  • Встречи с представителями индустрии, которые в американских студенческих финтех-клубах проводятся обычно на регулярной основе. Еда — обязательный атрибут мероприятий студенческих клубов, которые обеспечивают именно представители компаний. Конечно, можно и без кейтеринга обойтись, но тогда и количество посетителей будет значительно меньше, да и нетворкинг не так эффективен. И да, нужно быть готовым к тому, что кто-то придет просто поесть. Для спонсора это небольшие деньги — в среднем $300 за кейтеринг (не идет речь о профессиональном кейтеринге с сервисом), но это существенная поддержка клуба.
  • Проведение тематических конференций. Так, раз в год студенческие клубы самостоятельно организуют такие мероприятия, куда приглашают представителей отрасли. На примере конференции MIT BitCoin Expo 2024, которую проводили студенты бизнес-школы Sloan, интересно рассмотреть, как выбирали спонсоров (так, именно клубы выбирают спонсоров). Было несколько спонсорских пакетов: anchor ($50 тыс. от компании глобального уровня), platinum ($20 тыс.), Gold Sponsor ($10 тыс.). Такую конференцию проводят в апреле и планируют с ноября. Спонсоров найти возможно, если мероприятие обещает интересный контент и влиятельных спикеров. Эту конференцию посетило более 300 участников, получивших брендированные спонсорами раздаточные материалы конференции.
  • Проведение ярмарок вакансий. Американские компании борются за лучшие кадры местных университетов, поэтому они охотно платят взносы за участие в таких ярмарках.
  • Организация хакатонов особенно востребована, если в мероприятии принимают участие студенты как по техническим, так и по финансовым специальностям. Ведь спонсируемая компания мгновенно получает доступ к пулу талантливых студентов по необходимым специальностям. Обычно финансирование здесь также осуществляется за счет спонсоров и направляется на покрытие расходов на питание участников, аренду помещения, техническое сопровождение, призы для победителей, работу судей.

Кроме финансового спонсорства банки также могут оказывать поддержку посредством предоставления доступа к платформам финансовых данных (Bloomberg, FactSet, or Refinitiv), продвинутых сервисов финансового моделирования, получения лицензий на обучение на специализированных финансовых курсах, предоставления доступа членам клуба к соревнованиям и хакатонам, проводимым непосредственно спонсорами. Pay Tech компании предоставляют безвозмездно в использование свои сервисы для проведения платежей. Компании часто предлагают свои помещения для проведения мероприятий клуба.

Банки в США знакомят молодую аудиторию со своими продуктами и сервисами, получают доступ к конвейеру талантов и нанимают лучших на работу, а через студенческие клубы могут донести до преподавателей информацию об образовательных нуждах и трендах в соответствующих индустриях

Финансовые студенческие клубы: от локальных проектов до глобальных возможностей

Клубы могут объединять студентов-бакалавров и студентов из бизнес-школ (старшая аудитория). Компания-спонсор может давать свои рекомендации по отбору членов клуба и также иметь влияние при избрании управленческого органа клуба.

Приведем примеры клубов по финансовой тематике в MIT. Отметим, что этот перечень не исчерпывающий, и в одном университете может быть несколько клубов по финансам, но с соответствующей нишей:

  • Fintech MIT посвящен росту осведомленности членов клуба о возможностях финтех индустрии через образовательные, нетворкинговые мероприятия, а также поддержку стартапов в этой области.
  • Investment management club MIT организует еженедельные лекции с участием лидеров отрасли для лучшего понимания того, как оценивать и инвестировать в публичные компании. Также клуб готовит своих членов к национальным соревнованиям по инвестированию и будущим интервью при устройстве на работу.
  • Traders@MIT – первый студенческий клуб количественных финансов. Основные направления деятельности: организация Конкурса по количественным финансам, семинарам и мероприятиям, которые готовят студентов к карьере в сфере трейдинга и финансов.
  • Sloan Business Club – предлагает своим членам доступ к нетворкингу, эксклюзивные предложения по трудоустройству от лидеров отрасли (они и являются спонсорами), а также менторство.

Что касается соседнего Гарварда, то здесь клубов тоже много. Fintech клуб Гарварда, целью которого является ознакомление Гарвардского сообщества с новейшими технологиями и инновациями в бизнес-моделях, которые меняют финансовые услуги, а также способствуют рекрутингу в Финтех. Ежегодно они проводят ярмарки вакансий в Финтехе.

Finance club Гарварда также в значительной степени ориентирован на мероприятия по развитию карьеры в инвестиционном банкинге, продажах, трейдинге, управлении благосостоянием и корпоративных финансах.

Bitcoin &Crypto Club Гарварда функционирует в образовательных целях, а также для ознакомления студентов с лидерами криптоиндустрии и карьерными возможностями, которые они предлагают.

Impact Investing Club, стремящийся вооружить своих членов необходимыми навыками и знаниями для инвестирования с влиянием.

Интересным есть такое образование, как Scholars of Finance. Этот студенческий клуб основан лидерами отрасли, и МIТ является лишь его филиалом. Отделения этого клуба работают в 60 университетах США и направлены на выявление и развитие молодых лидеров в области финансов через менторство и активную поддержку ведущих специалистов по финансам. Таким образом, финтех-индустрия вносит вклад в развитие молодых талантов еще на этапе их обучения в университетах.

Как мы можем имплементировать этот опыт?

Итак, что же нужно, чтобы украинские студенческие клубы стали похожи на американские?

Со стороны университетов необходимо предоставлять разрешение и поддержку студентам в их намерениях со стороны администрации вузов, а также проводить тренинги по поводу того, как функционируют эти клубы и что это даст студентам; выявлять лидеров среди студентов, кто мог бы по крайней мере один год поддерживать деятельность таких клубов; проводить продвижения студенческих клубов в своей экосистеме; продвигать клубы среди лидеров отрасли, а также предусматривать минимальное финансирование их деятельности.

Что касается лидеров отрасли, то необходимо изменение майндсета, который выходит за пределы восприятия университетов как кузницы кадров; понимание того, что развитие талантов возможно при активном участии банков в жизни студентов; организация постоянной поддержки на условиях спонсорства студорганизаций, которая будет укреплять финтех-сообщество; инициация студенческих конкурсов и других мероприятий через соответствующие клубы, что обеспечит критическое количество участников мероприятий, а также постоянная работа с менеджментом университетов по поддержке таких клубов.

Имплементация американской модели сотрудничества университетов с банками через университетские тематические клубы в Украине возможна, поскольку все зависит от желания людей, а также стремления создать организуемое финансовое сообщество.


Все самое интересное за неделю в нашей рассылке: