Андрей Буренок (tripmydream): «Этот кризис серьезнее, чем в 2008 году, и восстанавливаться придется дольше»

15 апреля 2020

За короткий срок Андрей Буренок построил суперуспешный сервис по поиску дешевых билетов tripmydream, создал блог и YouTube-канал с миллионами посетителей. Сайт tripmydream запустили в мае 2015- го, а уже через год проект стал лучшим туристическим стартапом мира, выиграв международный конкурс Seedstars Summit 2016. Все это время tripmydream активно рос и развивался, но сейчас, на фоне закрытия границ и отмены авиаперелетов, трэвел-отрасль замерла. Переживает не лучшие времена и tripmydream. Специально для Banker.ua Андрей Буренок рассказал, как сохранить бизнес во время карантина, на чем можно сэкономить, а также о наиболее надежных и перспективных банках, с которыми работает.

— Как карантин и закрытие границ отразилось на Вашем бизнесе?

— Бизнеса сейчас просто нет. Все поставлено на паузу, деньги в этот период тратятся, а не зарабатываются. По крайней мере, в мировой тревел-индустрии. Один из важных источников дохода tripmydream — сервис поиска авиабилетов. Со второй недели февраля число посетителей на нашем сайте резко сократилось, ну а с закрытием границ вообще наступило полное затишье. То же самое с продажей отелей, экскурсий и других, связанных с путешествиями услуг. Большинство клиентов поставили на паузу рекламу в наших медиа: издании о путешествиях, Telegram-канале. Выходят только нативные статьи, спецпроекты и рекламные Telegram-посты. То есть, дохода практически нет, зато есть фиксированные затраты, включая зарплаты команде, с которой я работаю.

— Кроме продажи билетов, на чем еще вы зарабатывали в докризисный период?

— Это B2B — продаем наш софт другим компаниям, в основном зарубежным, и наши каналы коммуникации: сайт, Facebook, Telegram, YouTube-канал, через которые мы даем нативную и прямую рекламу. Кстати, считаю, что сейчас YouTube — наилучший инструмент как для коммуникации с потребителем и продвижения своего бренда, так и для заработка. Конечно, при условии качественного контента. К примеру, только за полгода YouTube приносит нам порядка 100 тысяч долларов — в деньгах и услугах.

— Ваше личное отношение к карантину и отмене авиарейсов?

— Я далек от политики или медицины, поэтому комментировать нынешнюю ситуацию и целесообразность введения карантина не буду. Могу только сказать, что организовал свою жизнь соответственно и все правила выполняю. Работаю удаленно, как и вся команда tripmydream. Сидим с детьми дома, а если выходим, то в масках. Снял на время карантина загородный дом, чтобы, по крайней мере, дышать свежим воздухом и быть поближе к природе.

— Если бизнес застыл, чем вы сейчас занимаетесь, над чем работаете?

— Сейчас мы работаем над разнообразными техническими усовершенствованиями. В частности, доделываем iOS-приложение вместе с ребятами из IceCream, заканчиваем наши DataScience решения. Мы научились с точностью около 90% предсказывать цены на авиабилеты, это позволяет пользователю искать на гибкие даты и без привязки к конкретному месту. Продолжаем активно общаться с клиентами, делаем интересные подборки о разных странах, пытаемся настроить людей на позитивную волну, отвлечь от паники и страха. На днях запустили челлендж #StayHomeMiles, домашние мили от tripmydream. Наши клиенты выполняют задания, получают мили и забирают подарки. На сегодняшний день уже более 3000 участников.

На мой взгляд, в большинстве украинских банков слишком много бюрократии

— Как изменилась финансовая политика компании? На чем удается экономить?

— В туристической отрасли, как и во многих других, сейчас не время зарабатывать, а время экономить. Выживет тот, кто найдет наилучшие способы снижения затрат без ущерба для бизнеса. Поскольку мы перешли на работу онлайн, удается экономить на аренде. Плюс, нет смысла тратить сейчас деньги на рекламу и маркетинг, а это десятки тысяч долларов, почти половина расходов. В частности, сократив рекламу на GoogleAds, сэкономили больше 20 тысяч долларов в месяц. Отказались также от всей платной рекламы в сетях. Кроме того, мы раньше инвестировали в новых специалистов. Пока в этом нет необходимости, так что тоже статья экономии. Благо, TripMyDream еще с 2017 года себя окупает и не требует инвестиций. Вся прибыль, которую мы получали, реинвестировалась и она шла на развитие бизнеса. То есть, всегда были финансово независимы, и особенно сейчас это огромный плюс.

—На чем, на Ваш взгляд, экономить недопустимо?

—Для меня главная задача — сохранить команду. Потому что сплоченная, проверенная команда — залог успеха в будущем. Если есть рядом надежные профессионалы, выйти из кризиса и адаптироваться к новым условиям работы можно будет максимально быстро. Плюс, запуск новых, «посткризисных» продуктов — без хорошей команды это невозможно. Команда формировалась годами, это люди с сильной экспертизой и мотивацией сделать что-то сложное, эксклюзивный продукт, которого раньше ни у кого не было. Пока мы работаем всем составом, с полным сохранением заработной платы. Но на сколько хватит ресурсов — неизвестно.

Относитесь к процессу так, чтобы бренд можно было в любой момент разрушить и остаться счастливым. Сильное перспективное выживет, все остальное уйдет. Часто мы отрицаем необходимость перемен, не замечаем, что настала пора двигаться к чему-то новому. А кризис, наподобие нынешнего, расставляет все по своим местам.
img
Андрей Буренок, основатель сервиса TripMyDream

— С каким банком или банками Вы работаете как предприниматель и как частное лицо? Какие критерии выбора банка?

— Я уже много лет и как физическое, и как юридическое лицо, работаю с OTП Банком. Это проверенная финансовая структура, которой я полностью доверяю. А когда речь идет о крупных депозитах, масштабных финансовых операциях, то факт доверия принципиально важен. На мой взгляд, у OTП самый удобный VIP клиентский сервис. Все вопросы решаются очень быстро. Плюс, удобные онлайн-приложения. К тому же банк постоянно предлагает что-то новое, революционные банковские продукты. Для интереса, как физическое лицо, открыл счет в monobank. Использую, если нужно быстро перекинуть куда-то деньги, за что-то заплатить. Доволен услугами — просто и удобно. На мой взгляд, в большинстве украинских банков слишком много бюрократии, поэтому использую проверенный годами OTП. Из иностранных банков очень качественные сервисы в латвийских. Планирую также для будущих путешествий открыть мультивалютную карту Revolut, которая поддерживает более 150 валют. Карта позволяет обменять любую валюту на любую другую по стандартному биржевому курсу, без лишних наценок и конвертаций. Как активному путешественнику, мне это очень интересно.

— Как сохранить бизнес в период карантина и как его быстро вернуть к жизни, когда изоляция закончится?

— Я внимательно изучал кризис 2008 года. Тогда на восстановление бизнеса потребовалось три года. Этот кризис, очевидно, гораздо серьезнее и восстанавливаться придется дольше. Скорее всего, произойдет глобализация рынка. Мелкие и средние компании либо закроются, либо присоединятся к крупным игрокам. Это относится к разным отраслям, включая туристическую. Не хочу называть имена, но знаю, что одна довольно известная компания-авиаперевозчик отдала в лизинг 30% своего парка самолетов. Все готовятся к сложному периоду. Даже после того как границы откроются и перелеты возобновятся, у народа просто не будет денег на путешествия. На то, чтобы восстановиться, потребуется время, скорее всего, не год и даже не два. Это нужно принять как факт и делать все, что от нас зависит в существующих условиях. Как я уже говорил: оптимизировать расходы, максимально экономить ресурсы и сохранить команду профессионалов, чтобы было с кем, если придется, начинать бизнес с нуля.

— Поскольку вы все делаете правильно, есть шансы, что после кризиса ваш бизнес выйдет на новый уровень и будет успешно развиваться?

— Я не знаю. Кстати, кто сказал, что бизнес необходимо сохранять? Да, пока ситуация не прояснится, свое дело стоит поддерживать, а там посмотрим. Чтобы быть успешным, нужно быть гибким и адаптивным. А еще нужна смелость и уверенность в своих силах — чтобы не бояться закрыть то, чем занимался много лет и начать что-то новое. Относитесь к процессу так, чтобы бренд можно было в любой момент разрушить и остаться счастливым. Сильное перспективное выживет, все остальное уйдет. Часто мы отрицаем необходимость перемен, не замечаем, что настала пора двигаться к чему-то новому. А кризис, наподобие нынешнего, расставляет все по своим местам. Чем скорее мы поймем, что мир уже не будет прежним и большинство инструментов и стратегий неприменимы, тем лучше. Так у нас останется больше времени на то, чтобы принять ситуацию и подготовиться к адекватной реакции на изменения. Вот вы могли себе пару месяцев назад представить, что столько стран закроет границы, перекроет транспортное сообщение, а люди будут ходить в масках на расстоянии двух метров друг от друга? Вот я тоже не мог. А это реальность. Сейчас ситуация совершенно непредсказуема, поэтому мы не можем знать, к чему нужно готовиться.

Чтобы быть успешным, нужно быть гибким и адаптивным. А еще нужна смелость и уверенность в своих силах — чтобы не бояться закрыть то, чем занимался много лет и начать что-то новое.

— Ваши рекомендации: как не впасть в панику и провести карантин с максимальной пользой?

— Самое разумное, на мой взгляд, решение — сосредоточить внимание на том, что ты в состоянии контролировать. Уделять побольше внимания семье, детям, себе самому, здоровью, эмоциональному, физическому, духовному развитию. Чтобы стать лучшей версией себя. Чтобы услышать себя настоящего. Поддерживать тех, кто в этом нуждается. Просто делать все, что от тебя зависит в нынешнем моменте. Чтобы выйти в новый мир, максимально «заряженным» и максимально быстро адаптироваться к новой реальности. Думаю, что успех — это не достижение конкретного результата, а насколько качественно ты проживаешь каждый день, каждый момент, полностью ему отдаваясь и им наслаждаясь.


Все самое интересное за неделю в нашей рассылке: