Анна Лаевская («Интергал-Буд»): «Рынок Украины разрушает не болезнь, а паника»

19 мая 2020

Введение карантинных мер затронуло абсолютно все отрасли страны. Но больше всего пострадал строительный сектор: клиенты начали отказываться от приобретения квартир, строительство некоторых объектов пришлось заморозить из-за прекращения поставок материалов и запрета на перемещение работников. Как сегодня живут строительные компании, какой выход из кризиса видят в ближайшее время рассказала в эксклюзивном интервью для Banker.ua коммерческий директор компании “Интергал-Буд” Анна Лаевская.

О работе в кризис

Не секрет, что карантин застал врасплох строительную отрасль и рынок первичной недвижимости, устроив настоящую встряску застройщикам и покупателям. Вначале не было понятно, что собой представляет карантин и его ограничения, сколько он продлится.

Панические настроения оказали непосредственное влияние на все сферы жизни людей, в том числе и на недвижимость. С началом карантина продажи замерли, покупатель растерялся и запереживал. Основные опасения касались продолжения строительства комплексов и сдачи домов в эксплуатацию, ведь никто не хотел вкладывать свои деньги в долгострой.

Карантин стал стресс-тестом на устойчивость, финансовую стабильность, гибкость и философию девелоперов. Уже к концу марта-началу апреля в условиях падения спроса в три-четыре раза, стало понятно, что выживут лишь опытные, системные игроки с четким пониманием своих целей, умением преодолевать трудности и непредвиденные обстоятельства.

Анна Лаевская_Интергал Суд

Анна Лаевская, коммерческий директор компании “Интергал-Буд”

“Сидеть на игле” финансовых поступлений от покупателей, когда стройка продолжается лишь за счет того, что идут продажи, больше не получится. В этих условиях, которые наступили, закономерно произойдет падение доходов населения, часть потенциальных покупателей сформирует отложенный спрос. А те, кто останется на рынке, будут очень внимательно относиться к тому, что и у кого они покупают. Концепция, формат, экосистема проекта, многофункциональная инфраструктура, а также темпы и качество строительства, опыт реализованных проектов будут играть решающую роль для инвестора.

С началом карантина часть наших офисных процессов были организованы удаленно, это было сделать не сложно, так как  IT-инфраструктура компании была к такому формату  готова. Также весь путь клиента мы перевели в онлайн, тем не менее, оставив возможность посещать отделы продаж по предварительной записи. В первые же дни мы обеспечили офис и отделы продаж санитайзерами, средствами индивидуальной защиты и усилили меры санитарной безопасности.

Мы первыми на рынке запустили полноценную многоканальную онлайн-инфраструктуру, чтобы не терять связи с покупателем. Создали телеграмм-канал, куда выкладываем актуальные новости, специальные условия по каждому комплексу, по графику публикуем в открытом доступе динамику строительства в фото и видео-отчетах, запустили серию виртуальных экскурсий по шоу-румам и комплексам.

Отдельный вектор онлайн-коммуникации с клиентом – это полезный и развивающий контент в формате PublicTalk: серия прямых эфиров в ZOOM со специалистами отрасли о том, что происходит на рынке, и что будет с ценами на недвижимость, финансовых антикризисных механизмах покупки, реалиях ипотечного кредитования. Наша новая серия полезных поддерживающих коммуникаций для потребителей стартовала на прошлой неделе с руководителем отдела дизайна Интергал-Буд. В частности, в прошлую пятницу был выпуск о том, как переоборудовать балкон, лоджию, террасу в дополнительное функциональное пространство.

Процесс выбора и покупки квартиры тоже по максимуму перевели онлайн. Во-первых, общение с менеджерами клиент может вести любым удобным способом – по видеосвязи, почте или в чате популярных мессенджеров. Оставить заявку на понравившуюся квартиру легко – нужно лишь заполнить google-форму.

Процедура бронирования и покупки квартиры онлайн занимает в разы меньше времени. Мы даем возможность клиенту подписать договор лично либо же при помощи электронной подписи.

С началом карантина часть наших офисных процессов были организованы удаленно, это было сделать не сложно, так как  IT-инфраструктура компании была к такому формату  готова. Также весь путь клиента мы перевели в онлайн, тем не менее, оставив возможность посещать отделы продаж по предварительной записи

Пройдя непростой март и первую половину апреля, мы видим постепенное восстановление покупательской активности и интереса к нашим объектам. Рост составил 20%. За “мертвый” для рынка месяц Интергал-Буду удалось продать несколько десятков квартир, паркингов и коммерческих помещений в наших комплексах, благодаря разнообразию проектов в портфеле, актуальным условиям покупки и адекватной  коммуникации с клиентами.

Чтобы поддержать покупателя, еще в начале карантина мы одними из первых зафиксировали курс на уровне 25,5 грн во всех своих объектах.

Кроме того, принимая во внимание сложности, с которыми столкнулись наши инвесторы, разработали гибкие условия для погашения и даже отсрочку платежей по рассрочке для тех, кто потерял работу.

О строительстве

Девелоперский бизнес – это, прежде всего, о людях, их надеждах и судьбах, поэтому мы как здравомыслящий и системный застройщик с опытом на рынке 17 лет, не допускали возможности остановить стройки и продолжали вести работы на площадках с соблюдением всех санитарно-гигиенических норм и требований.

Темп строительства на наших объектах составляет, в среднем, 3-4 этажа в месяц, он не изменился и не замедлился с началом карантина. Поставки материалов на стройплощадки велись по графику, не смотря на объективные сложности на ряде производств.

На данный момент в портфеле Интергал-Буд в Киеве 13 объектов на разной стадии готовности. Идем по графику и выполняем все взятые на себя обязанности перед клиентом.

С началом карантина руководство компании приняло стратегическое решение отложить ряд планирующихся к старту проектов до стабилизации рынка и сосредоточиться на тех, что у нас в работе.

После сита, которое нас ждет в связи с экономическими последствиями карантина, останутся только сильнейшие. Компании, у которых недостаточно финансового ресурса и опыта прохождения рынка, уйдут, поэтому будет меньшая конкуренция и перераспределение спроса. А вот борьба за покупателя ужесточится.
img
Анна Лаевская, коммерческий директор компании "Интергал-Буд"

О поставках материалов

80-90% материалов, которые используются при строительстве жилья, – это украинское производство. Наши подрядчики – это крупные, надежные игроки с большой долей рынка, надежной репутацией и экспертизой. Их продукция высоко оценена как в Украине, так и за рубежом.

Никаких задержек, перебоев с поставками у нас не было, все велось по графику. Мы в свою очередь также выполняли свою часть обязательств.

Важно понимать, что любые непонимания с подрядчиками и задержки с поставками в итоге очень бьют по темпам строительства и затягивают процесс сдачи. В условиях отсутствия продаж, это как раз и стало одной из насущных проблем некоторых застройщиков.

О кредитовании жилья

Процентная ставка по этим программам зависит от суммы первого взноса и срока кредита. У Банка Глобус, к примеру, есть три варианта – на срок до 3 лет, до 5, до 20 лет. Первый взнос от 20 до 50%. В зависимости от его размера, ставка будет от 2,99% до 20,9%.

Укргазбанк дает кредит при первом взносе за квартиру от 30% под ставку от 4,7% до 15,7% сроком на 20 лет.

Кроме этого, компания Интергал-Буд является финансово независимым застройщиком, у которого достаточно внутреннего ресурса, чтобы реагировать на запросы покупателя и предлагать ему альтернативные инструменты для покупки.

Мы одни из немногих на рынке разработали длительную рассрочку от застройщика до 5 лет. Существуют 5 разных программ сроком от 3 месяцев до 5 лет.

Темп строительства на наших объектах составляет, в среднем, 3-4 этажа в месяц, он не изменился и не замедлился с началом карантина

Рассрочка на 3 месяца сохраняет те же бонусные условия, что и при 100% оплате.

Рассрочка до 6 месяцев предлагает базовую стоимость без наценок и удорожания квадратного метра. В связи с карантином, мы заметили, что инвестор увеличивает срок погашения до 12 месяцев. Удорожание квадратного метра в таком случае будет приблизительно на $30-40, что составляет 3-5% базовой цены.

Рассрочка до 3 лет предполагает наценку $80-100 за квадрат, что равно примерно 8-10% стоимости жилья. А самая длительная рассрочка до 5 лет обеспечивает минимизацию месячных платежей и наценку $100-150 за квадратный метр, или 12-15% стоимости квартиры. С учетом того, что инвестиции по завершении строительства в ликвидном ЖК дают в среднем минимум 20-30% годовых, покупатель все равно выигрывает.

О льготной ипотеке от государства

Как застройщик мы понимаем, что сейчас доступная ипотека – это реальный шанс перезапустить не только жилое строительство, но и экономику страны в целом. Ведь, по разным оценкам, одна гривна, вложенная в строительство жилья, формирует от 4 до 8 грн ВВП, а ипотечный мультипликатор составляет 11,6 грн.

Мы приветствуем снижение учетной ставки НБУ как еще один шаг на пути к доступной ипотеки на уровне государства. Но видим еще ряд необходимых мер, которые помогут развитию отрасли и защитят конечного потребителя.

Прежде всего, нужно разработать действенный механизм стимулирования развития ипотеки, который предусмотрел бы запуск программ компенсации процентных ставок или механизм рефинансирования банков длинными финансовыми ресурсами.

Как застройщик мы понимаем, что сейчас доступная ипотека - это реальный шанс перезапустить не только жилое строительство, но и экономику страны в целом

Следующий шаг – продолжить снижение учетной ставки, которая влияет на удешевление ресурсов, а также уменьшить резервные требования к банкам. Учетная ставка в 3-5% даст дополнительный толчок к увеличению денежных потоков, что нужно для полномасштабного восстановления ипотеки. Государство должно компенсировать разницу в процентной ставке.

Нужно также на законодательном уровне защитить права кредиторов и заемщиков.

Ипотека, уверена, способна стать локомотивом экономики, поможет создать новые рабочие места, решить жилищный вопрос тысячей семей и содействовать развитию страны даже во время кризиса.

О достройке объектов “Укрбуд”

Sky Avenue – это концептуально интересный проект многофункционального комплекса  в  нашем портфеле, который очень пришелся по душе покупателю. В прошлом году мы выкупили долю “Укрбуда” и взяли полностью управление объектов на себя. На данный момент на площадке активно ведутся работы по графику. Остальными проектами “Укрбуда” занимается другой застройщик.

О развитии рынка после карантина

После сита, которое нас ждет в связи с экономическими последствиями карантина, останутся только сильнейшие. Компании, у которых недостаточно финансового ресурса и опыта прохождения рынка, уйдут, поэтому будет меньшая конкуренция и перераспределение спроса. А вот борьба за покупателя ужесточится.

Он будет смотреть на качество и динамику строительства, обращать большее внимание на дома на более высоких этапах готовности, интересные решения для инфраструктуры, общественных зон на территории. Пользоваться повышенным спросом будут форматы “город в городе”, многофункциональные новостройки, сервисные ЖК и эко-проекты, как наш “Озерний Гай Гатне”, где озера, лебеди, закрытая частная территория, то есть рекреационная составляющая и продуманное зонирование.

О настроениях потребителей

Покупатель был, есть и будет главным критиком всех концепций, форматов и подходов, которые застройщик для себя разработал. Если вы не знаете своего клиента в лицо, не разработали карту клиентского пути, его потребности, не проработали и не учли в своих проектах его желания, страхи и опасения – будет очень сложно побороться за внимание и приверженность.

Платежеспособный покупатель на рынке есть, он никуда не денется. Сейчас он формирует отложенный спрос, с которым можно и важно работать.

С падением доходов часть потребителей отложит покупку до лучших времен, но и часть застройщиков откажется от планов и намерений строить новые проекты. Поэтому некое балансирование спроса и предложения и природный отбор состоится.

В основе нашей философии продукт – комфортная среда для жизни и пространство как услуга. Это значит, что мы продаем не просто квадратные метры и меряем свои достижения объемами строительства, а наполняем смыслом, функцией и сервисной составляющей каждый квадрат своих комплексов.

Концепция, качество и темпы строительства, формат и инфраструктура, опыт застройщика и финансовая независимость  – вот ориентиры покупателя, которые будут определяющими при выборе застройщика сейчас.


Все самое интересное за неделю в нашей рассылке: