Доверие как капитал: что определяет успех современного СЕО

14 мая 2025

Анна Нестерчук, управляющий партнер рекрутингового агентства «Бизнес Актив», что является партнером в Украине международной Executive search организации Cornerstone International Group, специально для Banker.ua

Материал подготовлен для 16 номера журнала Banker, который можно приобрести здесь.

Мир меняется быстрее, чем можно было себе представить еще вчера. Бизнес-стратегии обновляются, трансформируются рынки. Постоянными остаются ценности, посреди которых очень принципиальное место занимает доверие. Для роли CEO это не просто имиджевые составляющие, а настоящий капитал, который может как приумножить стоимость компании, так и разрушить ее за одну кризисную задержку.

Главный Telegram-канал банкиров

В Украине доверие к руководителю это тема особенно чувствительная. Это должно быть доверие всестороннее и многоуровневое:

  • Доверие людей к своему лидеру, за которым они идут и на которого ориентируются;
  • Доверие акционеров к руководителю, в руках которого репутация, важные решения, финансовые и рыночные результаты организации. И главное — команды;
  • Доверие клиентов, подрядчиков, потенциальных инвесторов, партнеров, уважение конкурентов;
  • Доверие к продукту, что создает организация под управлением такового лидера.

Думаю, есть еще элементы, основанные на доверии СЕО и важные составляющие общего восприятия человека, потому что СЕО сейчас — больше чем руководитель.

Доверие через профессионализм

Успех современного СЕО базируется на умении построить доверие и, соответственно, создать сильную и хорошую репутацию как профессионалу, своему предприятию, продукту, идеям и решениям. На первый план выходят такие качества, как честность, компетентность, последовательность, умение работать прозрачно. Внутренние и внешние коммуникации основаны на искренности и открытости. Лидеры, открыто говорящие о стратегии, вызовах, решениях, и что важно — ошибки, вызывают больше доверия. Идеалы и боги остались в прошлом.

Люди доверяют тем, кто не меняет позицию в зависимости от обстоятельств. Авторитет всегда усиливается, если человек действует в соответствии со своими принципами и словами. С пониманием того, что СЕО априори уже становится публичным лицом, изменение поведения и принципов можно легко и быстро считать с коммуникационных месседжей.

Доверие невозможно построить без профессионализма. Лидер должен не просто занимать должность, а понимать область, демонстрировать стратегическое видение, тенденции, владеть технологиями.

Очень ценным стал навык и умение быстро адаптироваться, но не за счет изменения принципов, а на основании умения по-другому посмотреть на обстоятельства и ситуацию, креативного подхода к решению вопросов

Доверие — это о крепких отношениях, понимании потребностей команды, клиентов, общества. Это в том числе о социальной ответственности, когда лидер и компания заботятся не только о прибыли, но и о качестве продукта, о людях, государстве.

Ответственность и открытость к изменениям, на мой взгляд, являются важнейшими составляющими, влияющими на увеличение доверия. Очень ценным стал навык и умение быстро адаптироваться, но не за счет изменения принципов, а на основании умения по-другому посмотреть на обстоятельства и ситуацию, креативный подход к решению вопросов.

Влияние на рынок труда

Все это оказывает прямое влияние на рынок труда. Сегодня, выбирая СЕО, компании не просто оценивают опыт кандидата, но уделяют большое внимание тому, насколько этому кандидату доверяют рынок, партнеры, команда и общество. Мы как рекрутинговое агентство часто имеем поисковые задания на роль СЕО. Это всегда вызов, хотя очень интересный. Каждый проект является особенным и ни на что непохожим опытом.

В последнее время количество таких проектов выросло. Война в Украине вносит свои коррективы в этом направлении. И если в 2022 году мы почти не работали с такими задачами, то, начиная с 2023 года, их количество увеличилось по сравнению с довоенным периодом. Это связано со многими факторами:

  • Перестройка бизнес-моделей и запуск трансформационных процессов, связанных с беспрецедентными вызовами.
  • Отток кадров за границу и смена управленческих команд — часть топ-менеджеров вышла за границу и сменила карьерные приоритеты.
  • Выход компаний на международные рынки или изменение маркетинговой/производственной стратегии.
  • Смена подходов к лидерству. Сегодня руководитель — это лидер, объединяющий команду за счет ценностей, прозрачных и понятных целей. Это люди, которые берут ответственность не только за прибыль, но и за социально важные вещи как внутри компании, так и снаружи.

Продолжая тему доверия, следует подчеркнуть, что одним из основных критериев, на которых основан выбор кандидата на роль СЕО, является наличие доверия к нему. Как это оценивают заказчики на эту должность?

  • Уважение и доверие к предыдущему опыту, которое должно отвечать требованиям: наличие опыта в определенных индустриях, бизнес-структурах и на необходимых рынках (в том числе географических), функциональное соответствие (если необходимо).
  • Репутация, которая проверяется рекомендациями от предыдущих работодателей: акционеров, коллег, подчиненных. Отзывы партнеров, клиентов.
  • Анализ социальных активностей, которые можно отследить даже с помощью быстрого анализа внешних коммуникаций данного кандидата, в частности, в социальных сетях.
  • Доверие, устанавливаемое за счет выявления общих ценностей — то, что часто мы называем «химия».

Таким образом, спрос на СЕО вырос, потому что компаниям нужны сильные, адаптивные и стратегические лидеры, которые могут обеспечить развитие, энергию движения, уверенность акционеров, партнеров, психологическую устойчивость команды. И, конечно, доверие внутренних и внешних стейкхолдеров.

Сегодня СЕО — это не просто управленец, а человек, от которого зависит репутация и конкурентоспособность организации. Именно поэтому подбор таких лидеров становится все более сложной и стратегически важной задачей.


Все самое интересное за неделю в нашей рассылке: