Деловой туризм в Украине: новые перспективы для бизнеса

12 августа 2021

Стирание границ и глобализация мировой экономики сделали сферу делового туризма одной из наиболее перспективных в Украине. Бизнес не стоит на месте, и его представителям, чтобы не выпасть из гонки, нужно постоянно открывать новые рынки, искать деловых партнеров и возможности для инвестирования, а также приумножения прибыли. Деловые туры открывают многообещающие перспективы для представителей украинского бизнеса. И не только.

Banker.ua разбирался, как деловой туризм развивается в Украине, и какие направления наиболее популярны среди украинцев.

Главный Telegram-канал банкиров

В США и Европе деловой туризм уже многими экспертами рассматривается как отдельная самостоятельная отрасль, которая выходит за пределы привычного туризма. Сколько существует понятие бизнеса, налаживания профессиональных и деловых контактов, столько существуют и путешествия с деловой и профессиональной целью, ведь они является необходимым условием для дальнейшего развития.

Материал подготовлен для печатной версии журнала Banker.

Какие существуют направления делового туризма?

Личные деловые поездки. Это путешествия представителей компаний в другие страны с целью изучения местного рынка, налаживания деловых контактов и путей сотрудничества, поиска площадок для инвестиций. Обычно в такие деловые туры отправляются бизнесмены высокого уровня, то есть руководители компаний и топ-менеджмент. Каждая минута такой поездки расписана, а досуг устраивают максимально полезно.

Конференции, семинары, тренинги. Масштабные мероприятия, которые собирают представителей компаний из разных стран. Их целью может быть обмен опытом, презентация инновационных продуктов. Также такие поездки часто используются для повышения квалификации персонала компании, однако не обходятся без развлекательной программы.

Корпоративные путешествия. Руководство многих крупных компаний ежегодно организовывает туристические поездки для своих лучших сотрудников. Такие путешествия способствуют сплоченности коллектива, повышают мотивацию и работоспособность. Они являются неотъемлемой частью корпоративной культуры западных, а теперь уже и украинских компаний. В таких турах сотрудники не обременены бизнес-встречами, тренингами и другими учебными мероприятиями, но увлечены больше культурной программой: совместными экскурсиями, квестами, спортивными соревнованиями, гала-ужинами, дегустациями и тому подобное.

Кто занимается подготовкой деловых туров?

Цель поездок может быть разная и, соответственно, насыщенность графика тоже. Минимизировать хлопоты сотрудников в связи с подготовкой поездки помогут компании, которые полностью решают все вопросы, связанные с организацией туров. Это могут быть как обычные туристические агентства, так и специальные компании, которые занимаются организацией бизнес-поездок. Они могут организовать деловой тур даже для организаций с большим количеством персонала.

Они помогут оформить визы, купить билеты, забронировать отель и конференц-залы, подберут экскурсии с учетом занятости клиента. При необходимости фирма также предоставляет переводчика, гида, берет на себя хлопоты, связанные с арендой автомобиля и другого транспорта. Такие компании организуют поездку, которая соединит в себе не только деловые встречи и мероприятия, но и позволит посетить известные исторические места и отдохнуть.

Кстати, в Украине с 2007 года даже существует Ассоциация делового туризма (BTA Ukraine), которая объединяет усилия профессионалов этой сферы с целью улучшения и популяризации услуг. По словам директора BTA Ukraine Анатолия Бородинца, ассоциация постоянно работает над проектами, которые позволяют знакомить бизнес с новыми возможностями и потенциальными партнерами как в самой Украине, так и в других странах. Для этого BTA Ukraine организовывает ознакомительные туры с проведением воркшопов для украинских компаний за рубежом, а для зарубежных коллег – в Украине.

В 2020-м и в начале 2021 в связи с ограничениями, связанными с пандемией, особый акцент был сделан на наш проект «Открой Украину», который мы ведем с 2015 года. В рамках проекта мы знакомим украинских участников отрасли с возможностями для организации деловых мероприятий внутри Украины.
img
Анатолий Бородинец, директор BTA Ukraine

Деловой туризм от других его видов отличает денежная составляющая. От того, насколько успешно пройдет поездка, зачастую зависит многомиллионная прибыль компании, поэтому риски здесь повышены, а небрежность категорически недопустима.

Стоимость бизнес-туров зависит от выбранного направления, наполнения и продолжительности. Вполне логично, что деловые поездки по Украине будут существенно дешевле зарубежных.

Плюс некоторые бизнес-туры носят исключительно развлекательный характер и не требуют аренды дорогих залов для проведения мероприятий. Часто деловые туры заказывают украинские компании для своих иностранных бизнес-партнеров, которые приехали ближе познакомиться с Украиной и ее возможностями для развития бизнеса.

Показательно, что огромной популярностью пользуются как туры по крупным городам нашей страны, так и колоритные туры по Закарпатью, Львовской области и Буковели.

Владелица компании International Travel Group Юлия Монастырева отмечает, что основные направления в Украине – это крупные города, например, Одесса, Львов, Днепр, Киев.

На самом деле у нас большой спрос на корпоративные поездки за границу. Это может быть как организация тимбилдинга на одном из массовых морских курортов, так и посещение Экономического форума в Давосе или встреча с мировыми лидерами.
img
Юлия Монастырева, владелица International Travel Group

А директор компании DINADIS Business Travel Дмитрий Шевченко уверяет, что география путешествий их клиентов – вся Украина. По его словам, туры в крупные города Украины все же занимают большую часть, поскольку именно крупные города являются консолидаторами финансовых потоков и бизнеса в целом.

Однако специфика путешествий каждого из клиентов индивидуальная, зависит от вида и типа их деятельности, но точно не ограничивается исключительно городами-миллионниками, поэтому определить, куда чаще всего отправляются в путешествия, очень сложно.
img
Дмитрий Шевченко, директор DINADIS Business Travel

Стоимость деловых туров по Украине стартует от 1000 грн с человека и может достигать $50000, если речь идет о заграничной поездке. Относительно средней продолжительности корпоративных бизнес-туров, внутри Европы она составляет 5-6 дней, по Украине – 3-4 дня.

Среди клиентов компании по организации бизнес-туров есть большие сети магазинов техники, сети продуктовых магазинов, производители напитков, представители фармацевтических компаний, местные спортивные команды и сборные Украины и др.

Деловой туризм в Украине и мире

Около 40% деловых поездок в мире приходится на европейские страны. По расходам на деловой туризм это направление занимает первое место в мире. Основными сторонниками корпоративных деловых туров являются Германия, Великобритания, Франция, Италия и Испания. В 2019 году мировым лидером этого рынка стали США.

В Украине сфера делового туризма также активно развивается. Анатолий Бородинец утверждает, что в Украине на сегодня есть достойные локации для проведения деловых мероприятий любого уровня и масштаба, места размещения на различные бюджеты, профессиональные фирмы TMC (Travel Management Company) и DMC (Destination Management Company), компании по техническому сопровождению деловых мероприятий, транспортные и кейтеринговые компании, рестораны и кафе достойного уровня, огромное количество исторических и культурных памятников, которые являются дополнительным магнитом для проведения международных деловых мероприятий.

Безусловно, мировая пандемия подкосила сферу туризма в целом. Если до ее начала объем рынка делового туризма составлял в Германии, Франции, Великобритании более $100 млрд в год, в США этот показатель достигал $275 млрд, а в период пандемии он снизился до $235 млрд, однако пока вырос до $250 млрд. А в азиатских странах объем рынка рос несмотря на кризис.

В Украине ситуация также начинает меняться к лучшему. Закрытие границ и запрет на массовые собрания ударили по деловому туризму так же болезненно, как и по другим направлениям туризма. Но бизнес не может существовать без таких путешествий, поэтому, как только пандемия начнет утихать, бизнес первый восстановит свои деловые путешествия.