Электромобили против авто с ДВС: «за» и «против» в премиум-сегменте

12 января 2024

Первые серийные электромобили казались нам настоящей экзотикой, они были нацелены на гиков и экспериментаторов. Современные авто на электротяге предлагают своим владельцам отличные технические характеристики и часто даже превосходят машины с двигателями внутреннего сгорания. И сегодня уже вполне равнозначен выбор между премиальным авто с бензиновым мотором и электромобилем того же бренда и класса. Что же следует выбрать?

Константин Широкун, специально для Banker.ua

Большинство премиальных брендов в своей модельной линейке сегодня имеют один или несколько электрических автомобилей, и по техническим характеристикам они максимально приближены к одноклассникам с двигателями внутреннего сгорания. Но по разным причинам, преимущественно связанным с развитием инфраструктуры, на украинском рынке они не появляются или выходят на него с существенным опозданием.

Главный Telegram-канал банкиров

Для сравнения мы выбрали машины четырех марок разных классов. Класс компактных кроссоверов у нас будут представлять Volvo XC40 и XC40 Recharge, в сегменте среднеразмерных седанов сравним BMW 5-Series и BMW i5, а легковушки премиум-класса в нашем обзоре – это Mercedes-Benz EQS и Mercedes-Benz S 580. Отдельно рассмотрим спортивные четырехдверные автомобили — Porsche Taycan и Panamera. Они имеют несколько разные размеры, но схожи ценник и характеристики производительности. Отметим, что в обзоре принимают участие только электромобили, официально представленные на украинском рынке, все характеристики и цены предоставленные компаниями-импортерами.

Практичность и комфорт

Первые массовые электромобили создавались на базе обычных машин с ДВС, поэтому у них обычно были менее вместительны, а, следовательно, и не такие комфортные салоны — часть полезного объема съедали тяговые батареи, спрятанные под полом, в багажнике и т.д. Сегодня кузова электромобилей производят с учетом большого количества аккумуляторов, поэтому батарейные отсеки уже не ограничивают пассажирское пространство. А вот на объеме багажника электромобильная специфика может отразиться, поскольку под его полом часто устанавливается электромотор, редуктор, инвертор и другое специфическое оборудование.

BMW 520i: мощность – 208 л.с.; динамика разгона 0-100 км/ч – 7,5 сек; запас хода – 938 км

Так, у бензинового BMW 5-Series объем багажного отсека в производном положении составляет 520 л, а у родственного электромобиля меньше, хотя и всего на 30 л. Бензиновый Volvo XC40 также имеет больше багажника (+ 33 л), чем его электрический «родственник». Интересно, что в случае максимально близких по внешним габаритам премиальных Mercedes-Benz по полезному объему багажного отсека выигрывает электромобиль — 610 л и 540 л соответственно.

Однако некоторые электромобили, в частности Volvo и Porsche, из-за отсутствия крупногабаритного ДВС имеют дополнительный багажник под капотом спереди. Он невелик, на 100-200 л, но в него поместятся 1-2 рюкзака или полный комплект зарядного устройства с кабелями.

Важная особенность эксплуатации электромобиля – зарядка его батареи. Точнее, необходимость найти место и время для этого процесса. И это именно тот фактор, который часто умеряет автомобилистов от покупки «зеленых» машин. Но в премиальном классе дела с этим понемногу налаживаются. При наличии вблизи дома или по маршруту следования скоростной зарядной станции на 120-250 кВт полная зарядка тягового аккумулятора у героев нашего обзора займет не более 30-45 минут.

BMW i5: мощность – 340 л.с.; динамика разгона 0-100 км/ч – 6 сек; запас хода – 477-582 км

Но сеть таких сверхмощных станций в Украине пока развита очень слабо. Например, зарядок мощностью более 200 кВт вообще две по одной в Ровно и на трассе вблизи аэропорта «Борисполь». К тому же они часто оказываются занятыми. Обычно их необходимо заранее бронировать через специальные мобильные приложения, чтобы не потратить лишние несколько часов. Кроме того, следует следить за типом разъема на станции. К счастью, сегодня в мобильных приложениях указывается, каким автомобилям подходит та или иная зарядка.

Но большинство «заправок» для электромобилей в Украине, как и во всем мире, имеют мощность от 7 до 22 кВт. С такой скоростью, чтобы пополнить емкость почти в нуль разряженной батареи, потребуется от 3 до 7 часов. Конечно, трудно сравнивать с 10-15 минутами заправки полного бака бензина, включая стояние в очереди на АЗК.

Также важное обстоятельство – малый запас хода электромобилей по сравнению с бензиновыми и дизельными авто. В последние годы в премиальном сегменте эта разница уменьшается быстрыми темпами. Но до сих пор на такой параметр оказывают значительное влияние внешние температуры — как экстремально высокие, так и критически низкие.

Volvo XC40: мощность – 250 л.с.; динамика разгона 0-100 км/ч – 6,4 сек; запас хода – 760 км

В общем, существует мнение, что электромобили имеют ненадежные аккумуляторы, которые быстро теряют свой ресурс. Но стоит посмотреть на гарантию производителя, чтобы понять, что времена примитивных и недолговечных тяговых батарей уже прошли.

Да, гарантия на Mercedes-Benz независимо от силовой установки составляет 2 года без ограничения пробега. А на аккумулятор немецкий автопроизводитель предоставляет отдельную гарантию 10 лет или 250 000 км— в зависимости от того, что наступит раньше. В случае с Volvo обязательства перед владельцами электромобилей даже выгоднее. Так, компания предоставляет гарантию в 2 года без ограничения пробега на кроссовер с ДВС и 3 года или 100 000 км на XC40 Recharge. Гарантия на вольвовскую батарею составляет 8 лет или 160 000 км. Гарантия на Porsche составляет 2 года без ограничения пробега. В случае Taycan дополнительно гарантируется безотказная работа тягового аккумулятора в течение 8 лет или 160 000 км.

Volvo XC40 Recharge: мощность – 252 л.с.; динамика разгона 0-100 км/ч – 7,3 сек; запас хода – 575 км

Цена вопроса

Только люди, которые никогда не владели автомобилем, могут думать, что владельцы премиальных машин не учитывают расходы на обслуживание и топливо. И именно по цене эксплуатации и стоимости «заправки» электромобили беспрекословно опережают авто с ДВС, если речь идет о сбережениях.

К примеру, бензиновая BMW 520i в смешанном режиме потребляет 6,4 л на 100 км пробега. При цене бензина А-95+ на одной из премиальных сетей АЗС в 58 грн., для преодоления 100 км необходимо заправиться на 371 грн. Сколько нужно будет заплатить за зарядку BMW i5 на публичной зарядке? На одной из самых популярных сетей в Украине – от Yasno – стоимость зарядки стоит 13 грн/кВт*ч в случае быстрых портов и 9 грн/кВт*ч, если речь идет о медленных зарядках.

Электромобиль в среднем тратит 20кВт*ч/100 км. Поэтому в случае быстрой зарядки 100 км пробега обойдутся владельцу в 260 грн, а если никуда не торопиться, еще дешевле. Наиболее выгодный (и наиболее медленный!) метод зарядки от бытовой сети. Если заряжаться дома, при цене 2,64 грн за 1 кВт*ч пробег в 100 км обойдется всего в 53 грн.

Porsche Taycan: мощность – 480 л.с.; динамика разгона 0-100 км/ч – 5,4 сек; запас хода – 450 км

В случае спортивных электромобилей и спорткаров с ДВС разница в расходах еще более существенная. Смешанный расход электроэнергии Porsche Taycan составляет 26,4 кВт*ч/100 км. Porsche Panamera с ее схожими динамическими характеристиками тратит 9,2 л на 100 км пробега. Учитывая цены по предварительным расчетам, получаем экономию владельца электромобиля в 190 грн на каждые 100 км пробега.

Кроме того, электромобили позволяют экономить время и средства на плановом техническом обслуживании, так как имеют гораздо больший межсервисный интервал. К примеру, по регламенту ТО-1 для Volvo XC40 Recharge выполняется один раз в 30 тыс. км, или каждые 2 года. Два ТО у официального дилера стоят 15 362 грн. В случае бензинового шведского кроссовера речь идет об интервале в 1 год или 20 тыс. км. Цена трех ТО (на 3 года эксплуатации) — от 36 700 до 41 948 грн в зависимости от типа ДВС.

Porsche Panamera: мощность – 330 л.с.; динамика разгона 0-100 км/ч – 5,6 сек; запас хода – 815 км

Владельцам электрического Mercedes-Benz EQS 450 рекомендуется посещать фирменный сервис для обслуживания раз в два года или каждые 30 тыс. км. Цена одного ТО — 12 273 грн. Бензиновый Mercedes-Benz S 580 нужно обслуживать каждый год или каждые 15 тыс. км, при этом цена работы и запчастей – 8700 грн за каждый визит.

Владелец каждого автомобиля рано или поздно задумывается, за какую сумму он со временем сможет с ним расстаться. Несложно промониторить онлайн-площадки вторичного рынка, чтобы увидеть, что б/у электромобили и машины с ДВС дешевеют по-разному.

Электромобили по нашему обзору из-за своего малого возраста на вторичном рынке нечасто имеют пробег более 20-30 тыс. км, поэтому и динамику падения цен трудно сравнить с бензиновыми одноклассниками. Но в целом по рынку б/у электромобилей в Украине можно заметить, что цены на них ежегодно снижаются быстрее, чем на подобные авто с ДВС. Это объясняется тем, что рынок электромобилей постепенно насыщается и предложение во многих сегментах часто превышает спрос.

Mercedes-Benz EQS 450: мощность – 360 л.с.; динамика разгона 0-100 км/ч – 5,6 сек; запас хода – 780 км

Похоже, падение цен на подержанные электромобили будет продолжаться. Дело в том, что законодатель электромобильной моды Tesla в течение года начала снижение ценников на новые Model 3 и Model Y, что быстро сказалось и на вторичном рынке других марок. Свою лепту в спрос на электромобили вносят и цены на топливо. Стабилизация цен на бензин и дизель несколько сдвигает спрос на электромобили в сторону авто с ДВС.

В основном цена зависит от пробега, состояния кузова и основных агрегатов, аварийной истории машины. Но у электромобилей есть еще один ценообразующий фактор — остаточный ресурс батареи, который зависит не только от пробега, но и от возраста автомобиля, стиля управления им, количества «заправок» на скоростных зарядных станциях и т.д. Интересно, что большинство из обозначенных подробностей можно понять, проанализировав информацию, полученную из блоков управления двигателем, трансмиссии и других узлов автомобилей с обоими типами силовых установок.

Mercedes-Benz S 580: мощность – 503 л.с.; динамика разгона 0-100 км/ч – 4,4 сек; запас хода – 938 км

Кто победил?

Как часто бывает в поединке достойных и хорошо подготовленных противников, в нашем сравнении определить абсолютного победителя невозможно. Бензиновые и дизельные авто на сегодняшний день в Украине эксплуатировать существенно проще. Это связано с меньшим временем на заправку и возможностью пополнить бак в каждом населенном пункте. В то же время при наличии заинтересованности в сочетании с неторопливым образом жизни эксплуатация электромобилей позволяет существенно экономить. И почувствовать это можно будет уже с первых километров.


Все самое интересное за неделю в нашей рассылке: