Продолжая пользоваться данным сайтом или нажав "Принимаю", Вы даёте согласие на обработку файлов cookie и принимаете условия Политики конфиденциальности.
В 2024 году государственный долг Украины увеличился более чем на $20 млрд. Так, по данным Министерства финансов, на 31 декабря 2024 года он составил 6,98 трлн грн, или $166,1 млрд. Такие большие цифры могут огорчать, но здесь стоит кое-что помнить: не все долги одинаковы. Например, общая сумма украинского госдолга включает в себя долг перед государством-агрессором, так что о возвращении им этих денег не может идти и речи. Также около 60% госдолга составляют льготные кредиты от международных партнеров, которые могут быть полностью или частично списаны в будущем. Но долг есть долг. Banker.ua разбирался, за счет чего растет государственный долг Украины, и вместе с экспертами искал стратегии управления долговой нагрузкой.
Финансирование госбюджета в условиях войны
Для начала напомним, что государство для финансирования своих нужд может мобилизовать финансовые ресурсы, применяя кредитные инструменты. В таком случае она является заемщиком, а население, предпринимательские структуры, иностранные государства и т.п. – кредиторами.
Источниками финансирования госбюджета с начала полномасштабной войны являются военные облигации, кредиты от международных финансовых организаций, а также двусторонние кредиты и гранты. Наибольший объем финансирования общего фонда госбюджета Украина получила от стран ЕС – $17,326 млрд.
В течение 2024 года Минфин провел 201 аукцион по размещению ОВГЗ, привлекая 640 млрд грн на покрытие дефицита государственного бюджета. Процент рефинансирования рыночных облигаций внутреннего государственного займа по состоянию на конец года составил 167%. При этом процент рефинансирования ОВГЗ, номинированных в гривне, составил 200%, в долларах США – 115%, в евро – 83%.
Материал подготовлен для 16 номера журнала Banker, который можно приобрести здесь.
Как уже было отмечено, львиную долю госдолга также составляют льготные ссуды, полученные от международных финансовых организаций и правительств иностранных государств — 58%, выпущенные ценные бумаги на внутреннем (28%) и внешнем (12%) рынках, а также ссуды, полученные от коммерческих банков, других финансовых учреждений — 2%.
Что касается валютной структуры госдолга, то доля евро составляет 33%, доллары США – 27%, гривны – 25%, СДР – 11%, а 4% в других валютах, в частности в фунтах стерлингов, канадских долларах и японских иенах.
Уже в первый месяц 2025 года налоговая и таможенная службы перевыполнили план более чем на 10 млрд грн. По данным Государственной казначейской службы, всего в общий и специальный фонды госбюджета поступило 282,8 млрд грн налогов, сборов и других платежей.
Причины роста госдолга
Как рассказали Banker.ua в пресс-службе Министерства финансов Украины, в связи с полномасштабной вооруженной агрессией РФ дефицит госбюджета Украины (без учета грантового финансирования) вырос с 3,1% ВВП в 2021 году до 26,7% в 2022-2024 годах. В то же время, в 2024 году, благодаря реализации эффективной бюджетной и долговой политики, указанный показатель был снижен до 24,1% ВВП. К тому же Закон Украины «О Государственном бюджете Украины на 2025 год» предусматривает дальнейшее его сокращение на 4,7 п.п.– до 19,4% ВВП.
Как видим, до начала полномасштабного вторжения уровень государственного и гарантированного государством долга Украины по ВВП демонстрировал устойчивую тенденцию к снижению. Однако в период военного положения, в условиях существенного увеличения расходов на оборону, этот показатель вырос.
«В целом на рост госдолга влияют такие основные факторы, как дефицит бюджета, работа финансовых рынков, уровень экспорта, процентные ставки по кредитам. Сейчас основная причина роста государственного долга — российское военное вторжение в Украину, заставляющее искать источники финансирования огромного дефицита государственного бюджета военного времени», — пояснил Banker.ua и.о. Исполнительный директор НАБУ Дмитрий Глинский.
Правительство увеличивает заимствования и на внешних рынках (около $29 млрд в 2024 году), и на внутреннем рынке: за 2024 год размещено ОВГЗ на 640 млрд грн, что эквивалентно $16 млрд, причем львиную долю этого финансирования обеспечили украинские банки.
«Стоит отметить, что Министерство финансов приложило существенные усилия для ограничения долговой проблемы. Так, летом была проведена успешная реструктуризация коммерческого внешнего долга со списанием значительной его суммы. Без этой операции мы бы сегодня говорили о значительно более высоком показателе соотношения государственного долга к ВВП. И сокращение именно этого долга очень важно, поскольку за ним Украина платит существенные проценты», — рассказал Дмитрий Глинский.
Но, как объяснил специалист, не все долги по статистике одинаковы. К примеру, общая сумма государственного долга включает долг перед государством-агрессором в объеме 3 млрд долларов (так называемые облигации Януковича), который явно не подлежит возврату. Также там есть полученные в результате глобального распределения СДР (Специальные Права Заимствования) $4 млрд от МВФ, которые также возвращать не придется. И львиная доля зарубежного финансирования во время войны — это льготные кредиты, не требующие существенных расходов на обслуживание, а также полностью или частично списанные в будущем.
«Поэтому нужно смотреть не только на общий объем государственного долга, а прежде всего на нагрузку на его обслуживание (т.е. сколько приходится направлять из государственного бюджета на выплату процентов)», — объясняет Дмитрий Глинский.
Стоит отметить, что до полномасштабного вторжения в 2021 году это было 153 млрд грн, или 2,8% ВВП. В 2024 году это 303 млрд грн или оценочно 3,9% ВВП. В настоящее время прогноз Министерства финансов на 2025 год по суммарным платежам по обслуживанию долга составляет 397 млрд грн (оценочно 4,5% ВВП).
Частично рост этого показателя вызван ростом самого долга, частично — возобновлением платежей коммерческим кредиторам после 2-летней паузы, частично — ростом гривневых платежей по валютным долгам из-за изменения обменного курса. Однако нагрузка остается достаточно контролируемой и небольшой на фоне более 2 триллионов гривен бюджетных расходов на нужды обороны.
Вероятные стратегии управления долговой нагрузкой
По данным прессслужбы Минфина, в период военного положения долговая политика Украины направлена на снижение стоимости привлеченных ресурсов и увеличение их срочности к погашению (согласно положениям Среднесрочной стратегии управления госдолгом, утвержденной постановлением КМУ от 27 октября 2023 г. №1117).
Следовательно, в период с 2022 года по 31 декабря 2024 года средневзвешенная стоимость государственного и гарантированного государством долга снизилась в 1,5 раза (с 7,79% до 5,09%), а средневзвешенный срок погашения долговых обязательств вырос в 2 раза (с 6,26 до 12,26).
«В рамках реализации базового сценария на 2025 год Минфин планирует осуществлять размещение облигаций внутреннего государственного займа (ОВГЗ) в объемах, эквивалентных запланированному погашению по соответствующим обязательствам. Это позволит избежать наращивания внутреннего государственного долга. Закон Украины «О Государственном бюджете Украины на 2025 год» предусматривает rollover ОВГЗ на уровне 103%», — рассказали Banker.ua в пресс-службе Минфина.
Пока благодаря помощи партнеров Украины и поддержке кредиторов во время войны вопрос выплат по долгам еще не стоит достаточно остро. Но после окончания войны управление долгом станет одной из ключевых задач.
В настоящее время война продолжается, и ежемесячно Украина привлекает новые долги для покрытия беспрецедентно высокого бюджетного дефицита, а экономику ежедневно разрушают атаки россиян.
«В условиях растущего дефицита государственного бюджета Минфин и «налоговый комитет», скорее всего, будут предлагать уменьшать «незащищенные» расходы и комплексные законодательные изменения в наиболее «доходные» НДФЛ, НДС и налог на прибыль из-за расширения их базы, уменьшения льгот и введения прогрессивных ставок. Возможности подать это как евроинтеграционные проекты очень велики»,— считает Эдуард Голодницкий, налоговый адвокат, Президент International Advisers Association.
Он предполагает, что, вероятно, план может выглядеть так:
- Упрощенную систему оставляют только для торговли на рынках, магазинов в маленьких городах, бытовых услуг для населения.
- Схемы с «зарплатными» ФЛП на 2-3 группе для ИТ, ресторанов и многих других секторов убирают из-за смены разрешенных КВЭДов и возможности работы с иностранными контрагентами. Усиленный финмониторинг против зарплатных ФЛП уже фактически заработал из-за требований НБУ. Для ИТ предлагают перейти на ГИГ-контракты в Дия.Сити.
- Ставка единого налога для юридических лиц без НДС увеличивается до 10%.
- Ставки налога на прибыль и НДФЛ реформируются на прогрессивную систему с 15 до 35% в зависимости от уровня доходов.
- Ставка НДС увеличивается до 25%.
- Для продавцов товаров и услуг на платформах вводится обмен информации в ГНС и возможно удержание налога в момент получения дохода.
- Операции с виртуальными активами облагаются НДФЛ.
- Акцизы и пошлины увеличиваются.
- Часть налогов, попадающих в местный бюджет, перенаправляется в государственный.
Все это европейский опыт и стратегия уменьшения бюджетного дефицита. Пока во время войны Украине целесообразно привлекать как можно больше грантового финансирования и ультрадолгосрочных кредитов под льготные проценты. А уже в мирные времена стоит делать все возможное для экономического роста и постепенно, когда экономика восстановится, переходить к первичному бюджетному профициту.
В перспективе
На фоне последних новостей неизвестно, на какую поддержку от США мы можем рассчитывать. Однако уже существует и воплощается в жизнь, например, Программа финансовой поддержки Украины от Европейского Союза Ukraine Facility. Этот технический документ предусматривает реализацию реформ, которые положат фундамент для дальнейшего восстановления и развития экономики и интеграции Украины в ЕС.
Речь идет о прямой поддержке государственного бюджета в размере €38,27 млрд, когда помощь будет предоставляться в форме льготных кредитов (€33 млрд) и грантов (€5,27 млрд).В течение 2024-2027 годов €50 млрд от Евросоюза будут направлены на финансирование государственного бюджета, стимулирование инвестиций, а также техническую поддержку в реализации программы.
Также создан инвестиционный фонд в размере €6,97 млрд для привлечения инвестиций в приоритетных секторах. А еще предусмотрена техническая и административная поддержка правительства для синхронизации законодательства Украины с ЕС, структурных реформ (€4,76 млрд).
Кроме того, не будем забывать о россии, которая должна заплатить Украине за свое вероломство и ничем не обусловленную агрессию. Замороженные активы центрального банка россии в ЕС составляют €210 млрд. В зависимости от уровня процентных ставок, доходы от этих активов сейчас оцениваются в €2,5-3 млрд в год.
К тому же в январе этого года Украина получила первые €3 млрд от ЕС в рамках инициативы стран G7 Extraordinary Revenue Acceleration for Ukraine (ERA). В общей сложности ERA предусматривает направление Украине $50 млрд, которые будут обеспечены будущими доходами от замороженных активов страны-агрессорки.
И, конечно, судьба наибольшей части госдолга перед официальными кредиторами будет решаться после войны. А пока нужно помнить, что жизнь в долг — это жизнь за средства будущих поколений, на плечи которых упадет бремя погашения и обслуживания государственных займов. Поэтому после окончания войны важно будет увеличивать темпы роста экономики и проводить реформы, позволяющие повысить кредитный рейтинг и надежность государства.