Идея Банк: опыт первых. О возобновлении кредитования на рынке

20 декабря 2022

Banker.ua продолжает спецпроект «На своем фронте», в котором мы собрали истории украинских банков и бизнесов о том, как они функционируют с начала войны. Это полноценные бизнес-кейсы, раскрывающие путь отдельных команд в течение всех месяцев после 24 февраля.

Главный Telegram-канал банкиров

Материал подготовлен для печатной версии журнала Banker.

Сегодня публикуем кейс Идея Банка. Текст приведен ниже.

Идея Банк первым из украинских банков начал кредитовать население еще в начале апреля 2022 года. Не пожалел ли он о принятом решении? Как банк ведет бизнес в условиях войны? Об этом и другом Banker.ua рассказал Директор по развитию бизнеса, Член Правления Идея Банка Владимир Малый.

— Владимир Васильевич, расскажите, как вы и банк встретили эту войну?

— Жизнь банка, как и всех украинцев, разделилась на до и после. Еще 23 февраля на встрече Правление мы в статусе одного из наиболее прибыльных банков Украины подводили предварительные итоги февраля и планировали последнюю его неделю, констатируя рекордный рост кредитного портфеля, доходов и прибыли банка. Однако утро 24 февраля изменило наши планы, как и планы большинства украинцев.

Первые «военные» утренники были непростыми: ежечасные совещания, сверхсложные решения по вопросам, которые мы проходили впервые. Требовалось находить компромиссы и нести две конфликтующие между собой ответственности: первая — как обеспечить работу банка так, чтобы большинство клиентов имели доступ к своим финансам, вторая — обеспечить максимально возможную при этих условиях безопасность для работников банка. И, по моему мнению, главная задача банковского бизнеса — не потерять доверие клиентов — мы отстояли ежедневными конкретными действиями, работой без выходных. Несмотря на все сложности, нам удалось обеспечить безопасный доступ клиентов к своим финансам, снять часть комиссий, оформить клиентам кредитные каникулы и т.д.

– Какие первоочередные решения вы принимали?

— Во-первых, Правление и руководители направлений остались в Украине. Управлять ситуацией правильнее, когда ты в эпицентре событий и чувствуешь ее изнутри. А то, что работники отделений часто, несмотря на опасность, выходили на работу, чтобы выполнить наши обязательства перед клиентами, могу назвать героизмом и горжусь ими.

Во-вторых, информация. Хуже всего, что может произойти в такой ситуации — это информационный вакуум. Банк и до войны работал по сути в режиме трех центров управления, ведь ключевые службы банка находились во Львове, Киеве, Ивано-Франковске. Поэтому стандарты коммуникации с системой уже были достаточно четкими и позволили удержать управляемость и работу банка как единой системы. Работала коммуникация в мессенджерах на уровне Правления, ответственных за бизнес-направления, и главное с регионами. Мы в режиме онлайн управляли сетью, обеспечивали работу отделений, проводили множество совещаний по поводу реакции на оперативную обстановку.

Первоочередными стали вопросы помощи ВСУ на передовой, а также поддержка тех сотрудников, которые экстренно эвакуировались из зоны ведения боевых действий. Для них банк обеспечил возможность переезда и размещения на Западе.

С клиентами мы держали постоянную связь и информировали через сайт и соцсети о том, какие отделения работают, где и как можно совершить свои операции дистанционно. Из-за контакт-центра клиенты оставляли свои пожелания, и не раз сотрудники отделений выходили на работу на несколько часов в тяжелых регионах под запрос конкретного клиента. Кто хотел забрать свои вещи из банковской ячейки, кто остался совсем без средств, и нужно было выдать деньги через кассу.

Была даже попытка наладить работу банка в Польше для обслуживания украинцев, однако некоторые законодательные ограничения не дали это сделать. Постепенно ситуацию взял под контроль НБУ и нам стало легче, поскольку появились четкие регламенты и рекомендации. Был введен ряд важных и для банковской системы, и для экономики решений.

— Когда банк возобновил свою работу, какие услуги он оказывал? Были ли какие-либо ограничения?

– Прошли первые шоковые дни, недели, месяцы. Мы, как большинство украинцев, начали адаптироваться к жизни в военное время. Постепенно, следуя достижениям наших славных ВСУ, которые отвоевывали временно оккупированные захватчиком земли, отделения Идея Банка возобновляли свою работу там, где это было безопасно для жизни и здоровья клиентов и сотрудников. Главной своей задачей мы ставили поддержку наших клиентов, чтобы они ощущали защищенность своих ресурсов и доступ к управлению ими.

Что касается кредитов, то, с одной стороны, Идея Банк, как и большинство банков, ввел вынужденные кредитные каникулы для своих кредитных клиентов. Кроме того, хотя спрос упал в разы, однако определенный сегмент клиентов нуждался в кредитах. Требовалось восстанавливать свои микробизнесы, делать ремонты в поврежденных террористами домах, а кому-то пришлось брать средства на элементарные жизненные потребности в еде, одежде и т.д.

Правлением банка было принято непростое решение – возобновить наличное кредитование. 12 апреля Идея Банк первым среди украинских банков с момента начала войны запустил кредитование населения по всем каналам (отделения, партнерские сети, онлайн). Стоит отметить, что банк кредитовал как действующих, так и новых клиентов — на такое среди банков решились только единицы. Уже в мае сеть возобновила свою работу на 90% довоенного количества отделений.

— Не пожалели, что так рано начали? Это дало какие-нибудь результаты? В каком состоянии сейчас военный портфель?

— Предложив населению разные кредитные продукты, мы убедились, что это действительно было необходимо. Так, количество выданных кредитов за апрель-июнь составило около 5 тысяч наличных, потребительских и карточных кредитов.

На сегодняшний день качество погашений находится на контролируемом уровне и позволяет нам и дальше кредитовать. Конечно, в тех регионах, которые больше всего пострадали от войны, качество обслуживания портфеля хуже. Мы с пониманием относимся к этому и идем таким клиентам навстречу. Что касается новых выдач, то наша кредитная политика позволяет выдавать новые кредиты и держать необходимое качество портфеля по выданным кредитам.

Кроме того, Идея Банк активно кредитует микробизнес и частных предпринимателей. Здесь также наблюдается уменьшение спроса на кредиты. Причем изменилось целевое назначение.

Кроме кэш и потребительских кредитов мы восстанавливаем и карточные продукты с кредитным лимитом, которые с началом военных действий в Украине были ограничены по большинству карт. Уже в июне, понимая потребности клиентов в текущих условиях, кредитный лимит по карточкам был восстановлен.

— На ваш взгляд, насколько вынослива наша банковская система? Чего ждать дальше?

— Мы, украинцы, уникальная нация. В 2009 году весь мир ужасался от темпов спада экономики, начался банкопад и череда банкротств в США, а затем и в Европе. Так, ВВП США в 2009 году упал на 2,8%, Германии — на 5%. Такое падение воспринималось ими как драматическое, невиданное, ужасное. В то же время в Украине падение ВВП в 2009 году составило 34,9% в долларах США. Этот первый для страны вызов мы тогда выдержали. Конечно, будет преувеличением сказать, что кризис 2008-2009 годов мы пережили легко. Многие банки не рассчитали риски и ушли или были выведены с рынка. Однако мы выжили и стали сильнее. Это произошло и в 2009 году, и в 2014 году.

Сегодняшние вызовы беспрецедентны, но убежден, что мы выйдем из этой войны более сильными, единственной успешной европейской нацией. Сегодня мы все на войне, каждый на своей. Финансовый фронт, уверен, мы удержим. Между тревогами и сиренами продолжаем работать, делаем то, что любим и умеем, помогаем друг другу, верим в ВСУ, донатим и вместе приближаем победу, которая обязательно скоро состоится!


Все самое интересное за неделю в нашей рассылке: