Продолжая пользоваться данным сайтом или нажав "Принимаю", Вы даёте согласие на обработку файлов cookie и принимаете условия Политики конфиденциальности.
Страсти по эквайрингу: как инициатива правительства рассорила банкиров с ритейлерами
На прошлой неделе Национальный совет реформ при президенте Украины поддержал норму законопроекта № 4364, который уже был принят в первом чтении, об ограничении комиссий за услугу эквайринга. Инициаторы законопроекта настаивают на том, что в момент кризиса закон должен быть на стороне клиента, а не на стороне банков, поэтому стоит как можно быстрее ограничить размер комиссий. В частности, принятие данной инициативы лоббировал глава исполнительного комитета реформ Михаил Саакашвили. Во время заседания по данному вопросу он заявил, что теперь потребители услуги эквайринга будут платить меньше. “Это было поддержано, несмотря на то, что Нацбанк официально против. Сегодня президент поддержал, Нацсовет поддержал», – заявил он. Как снижение комиссий за эквайринг отразится на работе банков, разбирался Banker.ua.
Ориентируемся на Европу и Китай
Основными инициаторами снижения ставок за эквайринг стали украинские ритейлеры. Они давно говорили о том, что плата за эту услугу слишком высока, а в момент кризиса, когда остро ощущается недостаток финансов, нужно экономить на всем. Кроме того, в стоимость товаров, которые сегодня реализуются на маркетплейсах, уже и так заложена банковская комиссия в размере 1,8−3% за проведение оплат с помощью банковских карт. Хотя в более развитых и экономически благополучных странах этот процент гораздо ниже. К примеру, Amazon или Alibaba платят своим банкам 0,2−0,5%, ставка в России — 1%, Казахстане — 0,7%, Узбекистане — 0,5%.
«И украинскому бизнесу некуда деться: принимать карты обязывает закон, а почти все платежи проходят через три банка, которые в Украине могут ставить любые тарифы. В Евросоюзе подобную проблему решили на законодательном уровне, зафиксировав обоснованный тариф», — пояснил свою позицию совладелец крупнейшего украинского маркетплейса Rozetka.ua Владислав Чечеткин.
По словам самих ритейлеров, если законопроект об ограничении комиссий за эквайринг будет принят, то маркетплейсы смогут предложить украинцам более приемлемую цену на товары.
В своем посте в Facebook Владислав Чечеткин указал, что в Европе этот вопрос решен на законодательном уровне.
«Чтобы вы легче представили себе эти 2% за оплату картами, скажу, что за аренду 90 магазинов ROZETKA, всех складов и всех наших офисов мы ежегодно тратим меньше, чем на банковскую комиссию. Или можно привести такой пример: чистая прибыль самой большой торговой компании в мире Walmart составляет примерно 2,8% от оборота. При этом у нас только за обслуживание платежей берут до 3%!», — написал Владислав Чечеткин.
“Дерибан и ничего больше”
Самым активным противником данной инициативы является сооснователь monobank Олег Гороховский, который не первый раз негативно высказывается по поводу данной инициативы.
«Сразу хочу расставить точки над i – для меня это уже вопрос не про деньги. Я вижу, что под знаменем борьбы за защиту интересов предпринимателей может произойти обыкновенный дерибан. Я не могу терпеть несправедливость и я хочу, чтобы независимо от того, как разрешится ситуация с регулированием эквайринга, выиграли клиенты, а не владельцы крупных сетей или, не дай Бог, владельцы «зажравшихся» банков (55% которых по активам государственные)», — написал Олег Гороховский.
Олег Гороховский считает, что даже после снижения комиссий за эквайринг цены на товары все равно не снизятся, а полученная прибыль пойдет в карман ритейлерам.
«Сегодня торговцы при лоббировании закона обещают снизить цены, но этого точно не произойдет. Никто никогда не докажет, что цена не снизилась. Цены будут такие же, но нам скажут, что мы их снизили, просто курс вырос или входная цена подросла или еще 100500 причин, которые невозможно проверить», — написал Олег Гороховский.
Сам банкир предлагает законодательно закрепить, что сэкономленные на услуге эквайринга средства должны быть направлены на кешбэк клиентам. Тогда это будет честно по отношению к украинцам, которые потеряли часть дохода в момент кризиса.
«Куда бы не передали эти 1-1,5 п.п. в случае регуляции – оставят ли их банкам или отдадут ритейлерам, необходимо законодательно закрепить, чтобы 1% от каждой траты по карте в Украине шёл на скидку или кешбэки клиентам. Оставите как сейчас, тогда надо обязать банки это делать (хоть они и сейчас почти все это делают, но добровольно). Передадите эти деньги торговцам – обяжите торговцев давать скидку 1% при оплате картой», — считает эксперт.
На данный момент законопроект находится на рассмотрении и готовится ко второму чтению. Если закон будет принят, то банкам придется сокращать комиссии, а это может повредить экономике самих банков.