Продолжая пользоваться данным сайтом или нажав "Принимаю", Вы даёте согласие на обработку файлов cookie и принимаете условия Политики конфиденциальности.
Игра теней: удастся ли найти компромисс по проблеме налогообложения бизнеса в Украине?
С первых дней полномасштабной войны государство пошло навстречу украинскому бизнесу, а он, в свою очередь, поддержал экономику страны, что продолжает делать и сейчас. Предприниматели отдают себе отчет, что должны работать там, где это возможно, и что необходимо платить налоги и развивать экономику. Однако великая война требует больших денег. И правительство решило взять их именно из бизнеса. Banker.ua разбирался, какие изменения в Налоговом кодексе предлагаются, кого это касается, как бизнес-сообщество и эксперты относятся к этому, а также какие перспективы у предпринимателей в Украине, если новый законопроект все же примут.
Что произошло?
Летом Кабинет Министров принял изменения в государственный бюджет на 2024 год, предусмотрев увеличение расходов на оборону на 495,3 млрд грн. Для этого Украине придется ссудить более 160 млрд гривен на внутреннем рынке, но большую часть средств для покрытия дополнительных оборонных расходов планируется получить путем увеличения доходов государственного бюджета более чем на 214 млрд гривен. Это, в свою очередь, может повлечь за собой повышение налогов. Дело в том, что международные партнеры не покрывают военные расходы Украины. Финансирование боевых действий происходит за счет налогов и внутренних заимствований, которые, как подчеркивает Министерство финансов, являются ключевым источником таких расходов.
Следующим шагом правительство инициировало изменения в Налоговый кодекс. В ВРУ зарегистрировали законопроект о повышении налогов №11416-д, который предлагает включить в перечень обязанностей налогоплательщиков обязательное проведение инвентаризации основных средств, товарно-материальных ценностей, снятие остатков наличных денег по требованию контролирующего органа, который должен присутствовать во время проведения проверки; предоставить разрешение на арест имущества налогоплательщика в случае, если он откажется от присутствия должностных лиц, а также разрешить контролирующему органу принимать решение о возобновлении у налогоплательщика возможности выполнять свои налоговые обязанности в случае, если он в течение двух последовательных отчетных периодов добросовестно выполняет свои налоговые обязанности и т.д.
Таким образом, планируется, что принятие этого документа принесет госбюджету 30 млрд грн до конца текущего года и 126 млрд грн в следующем.
Добавим, что Президент Владимир Зеленский, 28 ноября, подписал закон №11416-д о повышении налогов. Он вступит в силу с 1 декабря.
Какие правила вводят?
В первую очередь, обновленная законодательная инициатива предусматривает повышение ставки военного сбора с 1,5% до 5%, установление военного сбора в размере 1% от дохода для ФЛП — плательщиков единого налога III группы, а также введение военного сбора для ФЛП — плательщиков единого налога I, II и IV групп на уровне 10% от минимальной заработной платы.
Документ также определяет, что условия налогообложения военным сбором будут действовать до 31 декабря года, в котором будет отменено военное положение. Кроме того, предлагается установить ставку налога на прибыль для небанковских финансовых учреждений (кроме страховых компаний) на уровне 25%.
Также в законопроекте оставили норму о ежемесячных авансовых взносах по налогу на прибыль для предприятий, занимающихся розничной торговлей горючим.
Кроме того, предлагается ежемесячное представление отчетности по налогам на доходы физических лиц — это необходимо для экономического бронирования.
И собственно причиной дискуссии правительства стало изъятие нормы о налоге в размере 50% на сверхприбыли банков. Депутаты поддерживали эту идею, однако НБУ, Минфин и МВФ выступили против. В результате договорились вернуться к этому вопросу во время второго чтения.
Как отреагировали эксперты и бизнес?
По словам Президента Украинского союза промышленников и предпринимателей (УСПП) Анатолия Кинаха, проект закона №11416-д вызывает значительную обеспокоенность среди бизнес-сообщества. дополнительная база, ставка налогообложения, администрирование. Он утверждает, что 1% нового налога на второй-третьей цепочке превращается уже в 2-3%.
“Никто из авторов законопроекта не производил расчеты, как это повлияет на бизнес и экономику. При обсуждении законопроекта представители ряда компаний — энергетического сектора, оборонки, АПК и т.п. — высказываются, что в принципе могут рассмотреть вариант некоторого повышения налоговой нагрузки, чтобы помочь государству снизить дефицит бюджета и направить больше средств на оборону. Проблемой являются методы внедрения таких новых налогов, сложности с администрированием, необоснованные проверки или признание предприятий, исправно платящих налоги, рискованными по пустячным поводам. Причем энергетический и оборонный сектор — не исключение”, — отмечает Президент УСПП Анатолий Кинах.
По мнению старшего экономиста CASE Украина, главного эксперта группы по вопросам налоговой реформы Экономически экспертной платформы Владимира Дубровского, большой минус нынешнего варианта законопроекта — это увеличение нагрузки на зарплаты, что будет способствовать дальнейшей тенизации рынка труда, «и вообще не является эффективным решением, потому что это один из самых вредных налогов для экономики. Он изначально был внедрен криво и неграмотно, а повышение ставки еще усугубляет ситуацию».
Против нынешнего варианта законопроекта выступило почти все бизнес-сообщество страны и разместило на своих сайтах и официальных страницах в соцсетях соответствующие заявления. Например, Торгово-промышленная палата Украины призвала воздержаться от принятия занонопроекта, поскольку содержит ряд крайне угрожающих норм для стабильной работы предпринимателей и экономики. Налоговые ноу-хау приведут к усилению фискального давления на добросовестных налогоплательщиков и поощрят рост теневой экономики.
В бизнес-союзе продуктовых технологических компаний-резидентов Дія.City – Diia.City United – понимают сложность финансовой ситуации в государстве и необходимость наполнения бюджета, в том числе для расходов на оборону. При этом также выступают против необоснованного поднятия налогов с оборота компаний и доходов физлиц, потому что предложенные изменения приведут к большей тенизации экономики и увеличению налоговой нагрузки на добросовестных плательщиков налогов, повлияют на отток бизнеса и решение инвесторов по возможному инвестированию в Украину.
Есть ли какие-то альтернативы?
Анатолий Кинах альтернативой усилению налоговой нагрузки считает повышение эффективности государственных институций, в частности, через борьбу с коррупцией, неэффективным управлением государственными предприятиями, теневыми схемами на таможне, схемами по продаже подакцизных товаров и т.д.
«Бизнес-сообщество призывает правительство провести дополнительные консультации по поиску более эффективных механизмов решения проблемы дефицита бюджета. Также важно разработать четкий план оптимизации государственных расходов и представить его обществу», — отмечает Президент УСПП.
Торгово-промышленная палата Украины призвала сократить второстепенные расходы общегосударственного бюджета, искать резервы путем повышения эффективности работы контролирующих органов, разрушения действующих схем уклонения от налогообложения, автоматизации бизнес-процессов и временного повышения ставок налогов.
В свою очередь, Владимир Дубровский в комментарии Banker.ua отметил: «Да, альтернатива законопроекту есть. 13 независимых аналитических центров настаивают на том, что «первым выбором» при вынужденном увеличении налогов является введение временной «военной надбавки» к НДС в размере нескольких процентов. Это, кстати, принесет больше поступлений, чем увеличение нынешнего ВЗ, которое в таком случае можно было бы отменить вообще. В дальнейшем борьба с крупнейшими схемами теневой экономики должна заместить эту надбавку».
Специалисты Украинской Рады бизнеса (УРБ) предложили комплексный подход к увеличению поступлений в госбюджет Украины. Основной акцент делается на борьбе с теневой экономикой. методологией tax gap. Дополнительно предлагается усовершенствовать администрирование налога на недвижимость и максимально автоматизировать налоговые процессы. Кроме того, УРБ рекомендует сократить расходы общегосударственного бюджета и привлечь бизнес-ассоциации к разработке новых законопроектов для поиска дополнительных источников поступлений в бюджет.
Компании-члены Европейской бизнес-ассоциации (ЕБА) тоже выступают за усиление мер по детенизации экономики для наполнения госбюджета вместо предложенного в проекте №11416-д.
«По мнению участников ассоциации, пока правительство не использует потенциал теневой экономики, сложно с пониманием воспринимать дополнительные налоги исключительно на «белый» бизнес. Детенизация может высвободить дополнительные миллиарды гривен в государственный бюджет, — говорится в заявлении ЕБА. — Так что мы хотели бы обратить внимание на неисчерпаемый фискальный потенциал теневой экономики. В то же время подчеркиваем, что без реформы таможни, полноценного перезапуска БЭБ и эффективной работы правоохранительных органов результативная борьба с тенью невозможна».
В Diia.City United считают, что необходимо сосредоточиться на других источниках поступлений в госбюджет, при этом не ограничиваясь детенизацией экономики, в том числе:
- администрировании и взимании налогов и таможенных пошлин,
- реформировании Государственной налоговой и Государственной таможенной службы,
- теневых секторах подакцизной продукции,
- сокращении расходов госбюджета через диджилизацию всех услуг и т.д.
Поэтому бизнес-союз призывает правительство, парламент и правоохранительные органы Украины активизировать усилия по детенизации экономики и борьбе с теневой экономикой для обеспечения поступлений в бюджет и честную конкуренцию. А также обращает внимание на то, что государство взяло на себя обязательство по правовому и налоговому пространству для технологического бизнеса. Дія.City и привлеченных ими специалистов. Поэтому поднятие налогов с оборота (дохода) не будет отвечать взятым на себя государством обязательствам.
Что ожидает бизнес в перспективе?
Полномасштабная война рф против Украины и связанные с этим проблемы с энергетикой, логистикой, доступом к финансовым ресурсам уже привели к падению уровня деловой активности. По официальным данным, соответствующий индекс составляет 43,6 балла, что является самым низким показателем за последние 3 года. За первое полугодие 2024 года в Украине закрылось почти 92 тысячи ФЛП, что на 54% больше, чем в аналогичном периоде 2023-го. За это же время прекратили свою деятельность 1,5 тысяч предприятий, что больше на 15% за прошлогодний показатель.
«Увеличение налоговой нагрузки без учета реальной экономической ситуации, а также вышеназванных компенсаторных мер может только усугубить ситуацию», — считает Президент УСПП Анатолий Кинах.
Владимир Дубровский, старший экономист CASE Украина отметил: «Работа над законопроектом продолжается. В нынешнем виде основные проблемные моменты, губительные для бизнеса, убраны, кроме указанных выше. Если удастся заменить рост налогов на зарплаты надбавкой к НДС, то неотвратимые губительные последствия будут минимальными, особенно по сравнению с другими неурядицами войны».
Стоит отметить, что УСПП и Антикризисный штаб устойчивости экономики в условиях военного положения призвали ВРУ и Кабмин как инициатора законопроекта не принимать его в текущей редакции, а провести дополнительные консультации с представителями бизнеса и социальными партнерами относительно более эффективных механизмов решения проблемы дефицита госбюджета.