Кризисный период для банков еще не закончился: опрос банкиров

18 января 2021

Наступивший 2021 год, вероятно, не станет лучшим для банков и финансового сектора в целом. Влияние коронакризиса сохранится, как минимум, до апреля-мая, а потепления на рынке не стоит ожидать ранее октября-ноября. Поэтому и бизнесу, и предпринимателям, и розничным пользователям, да и самим банкам придется привыкать к новым условиям работы. Каким именно, Banker.ua узнавал у банкиров.

Юрий Воевода, начальник управления обслуживания крупных корпоративных клиентов банка Пивденный :

– 2021 год, как и 2020-й, не будет для банков годом высоких финансовых результатов. Кризисное влияние пандемии затрагивает в равной степени и экономику, и клиентов, и банки. Финансовые институты продолжат находиться под влиянием снижения процентного спреда, так как конкуренция за качественных заемщиков усилится. Сокращение процентных доходов для банков ставит в свою очередь на повестку дня два вопроса. Первый – поиск новых источников дохода (внедрение новых продуктов, открытие новых направлений бизнеса, повышение эффективности действующих продуктов). Второй – сокращение расходов, в том числе оптимизация/диджитализация процессов. Этими двумя жизненными вопросами будут заняты все банки.
Банк «Пивденный» также будет уделять много внимания нововведениям. Мы запустим новое направление корпоративного бизнеса – инвестиционный банкинг. Будем продвигать новые и успешно «обкатанные» в 2020 году продукты: форвард, NDF, валютный и процентный SWAP. Будем развивать партнерские программы по финансированию техники для отдельных отраслей экономики.

Стоит отметить, что ковидный период не прошел в полной мере, соответственно про постковидный период говорить пока рано. Тем не менее, некоторые выводы уже можно сделать. Входит в моду проведение дистанционных встреч, конференц-коллов. Растет диджитализация банковского обслуживания: сокращается количество отделений банков, но количество цифровых транзакций растет. Банки стараются сделать максимально комфортной для клиента работу «на удаленке». Представители корпоративных клиентов раньше приезжали в банк для подписания договоров, предоставления документов по кредитным операциям, заявок на осуществление банковских операций и т.д. С внедрением и использованием ЭЦП (электронно-цифровой подписи) необходимость приезжать значительно сократилась. Клиент может удаленно подписывать документы и заявки с помощью ЭЦП, что значительно экономит время.

Банки в 2021 году будут стабильны. Не будет кризиса ликвидности, будет готовность поддерживать бизнес и финансированием, и новыми прогрессивными продуктами. Процентные ставки по кредитам не будут демонстрировать значительного роста, в то же время сценарий снижения процентных ставок маловероятен, учитывая прогноз роста учетной ставки НБУ. В части финансирования бизнеса можно говорить о том, что банки понизят свой порог риска в отраслях, которые демонстрируют худшие результаты в ковидный период. Особенно это отразится на финансировании CAPEX. Важно отметить и то, что кризис – это не только проблемы, но и дополнительные возможности. Хотим пожелать клиентам фокусироваться на новых возможностях, а банки, безусловно, постараются в этом им помочь.

Елена Дмитриева, первый заместитель Правления Глобус Банка:

– Банки начали год с очень большим избытком ликвидности. Поэтому стоит ожидать развития новых направлений вложения средств. Это может быть проектное финансирование, практически забытое в последние годы, рынок земли, на который возлагается много надежд, кредитование малого и среднего бизнеса, для поддержки которого государство сейчас прилагает большие усилия.

Также мы ожидаем бурный рост ипотечного кредитования, возрождение которого произошло в прошлом году. Дальнейшее снижение процентных ставок, которое неизбежно в связи с избытком денег на рынке, будет способствовать увеличению спроса на ипотеку и появлению новых игроков.

Диджитализация банковских операций останется трендом в ближайшие годы. В 2021 году банки будут делать акцент на онлайн-идентификации клиентов и упрощении дистанционного доступа к традиционным банковским услугам, таким как ипотека и сберегательные счета.

Банки по-прежнему будут требовать от клиентов подтверждение происхождения средств, что будет существенно влиять на поведенческую модель клиентов – «официальных» доходов станет больше.

Стандарты обслуживания уже меняются. В первую очередь, упрощаются подходы банков к бумажным пакетам документов. Банки имеют доступ ко многим электронным реестрам, что существенно ускоряет и упрощает процессы. В этой сфере произошла настоящая революция и она продолжится. Скоро для того, чтобы получить кредит или открыть счет, нужно будет только нажать кнопку. Карантин заставил банки быстрее думать, а выигрывает от этого клиент.

Мы ожидаем, что карантин в той или иной форме продолжится до апреля-мая. Потом ожидаем всплеска деловой активности, увеличения спроса на финансирование и другие банковские услуги. Клиентов ждут серьезные упрощения процессов идентификации, кредитования, работы с банковскими счетами. В ближайшее время на рынке появится много новых удобных приложений, которые помогут получать банковские услуги дистанционно, с минимальным участием клиента.

Сергей Панов, Председатель Правления Банка Кредит Днепр:

– Несмотря на обстоятельства и сложности, которые возникали в 2020 году, банковская система прошла этот период достойно и продемонстрировала достаточную стойкость к кризису. В то же время банки в полной мере осознали необходимость ускорения диджитализации, что стало одним из главных трендов 2020 года. Также еще одним важным условием для эффективного прохождения кризисов в дальнейшем является адаптивность. Именно банки и компании, имеющие гибкие бизнес-процессы, смогли максимально быстро восстановиться еще во время весеннего локдауна и успешно продолжить деятельность в высокий сезон осенью.

На мой взгляд в 2021 году у корпоративных клиентов сохранится спрос на структурированные продукты, в частности факторинг и лизинг. Также все большей популярностью будут пользоваться продукты хеджирования валютных рисков, такие как форвард, СВОП валютный и процентный. При этом корпоративным клиентам будет необходим такой же высокий уровень диджитализации, как и физическим лицам.

Константин Лежнин, заместитель Председателя Правления по вопросам розничного бизнеса UKRSIBBANK BNP Paribas Group:

– На банковском рынке наблюдается избыток ликвидности в гривне. Этот избыток является следствием монетарного стимулирования экономики правительством и НБУ – избыточная ликвидность и низкие ставки. Поэтому банки будут снижать ставки по депозитам практически до нуля и активно развивать кредитование устойчивых отраcлей.

Обслуживание клиентов перешло в онлайн и диджитал-каналы безвозвратно. Качество обслуживания, оперативность, удобство в онлайне – это области конкуренции на ближайшие годы.

Клиентам нужно ждать хороших, дешевых кредитных предложений. Конечно, выиграют крупный стабильный бизнес и их работники. Но и сегмент среднего и малого бизнеса получит гораздо больше внимания и предложений от банков.

Клиентам нужно перейти от изучения к действию в области персонального инвестиционного портфеля. И не важно, какой суммой вы располагаете или какой уровень ожиданий доходности у вас. Важно начать действовать в этой области.

Крупному сегменту малых предпринимателей предстоит решить вопрос с налогообложением, фискализацией и РРО. По факту, после всех ослаблений и переносов сроков введения тотальной фискализации, всем, у кого выручка свыше 1 млн гривен, нужно будет поставить кассовый аппарат, лучше программный РРО. Я уверен, что самый дешевый и удобный вариант предложит банк.


Все самое интересное за неделю в нашей рассылке: