Продолжая пользоваться данным сайтом или нажав "Принимаю", Вы даёте согласие на обработку файлов cookie и принимаете условия Политики конфиденциальности.
Пять «углов» Закона о лоббировании в Украине: критика и преимущества
Олесь Дмитренко, Старший GR-менеджер в СFC Big Ideas, специально для Banker.ua
Осенью 2025 года вступит в силу Закон о лоббировании, вокруг которого ведутся споры и дискуссии. За что именно его критикуют и каковы его преимущества? С позиции практика очерчу пять углов, под которыми рассматривают Закон о лоббировании: vulgaris, антикоррупционный, бизнесовый, профессиональный и практический.
Контекст
Инициированный Кабинетом Министров и разработанный НАПК Закон о лоббировании, как объявлено, является официальным обязательством Украины перед ЕС. Правда, в большинстве стран-членов ЕС такое регулирование отсутствует.
Верховная Рада приняла Закон 23 февраля 2024 года, Президент подписал его 12 марта, 14 марта он вступил в силу. Заработает он только после запуска Реестра прозрачности, имплементацию которого перенесли с 1 января на 1 сентября 2025 года.
Угол первый: Vulgaris
Латинским термином vulgaris я обозначил «простонародный» подход к делу. Речь идет об возмущении, сопротивлении и подобных реакциях, которые вызывает у некоторых Закон о лоббировании. Хотя эмоциональная реакция — самый простой способ выразить отношение к новым явлениям, народная позиция не так уж проста, как кажется.
По Конституции источником власти в Украине является народ. Следовательно, каждый гражданин имеет право влиять на законотворчество. Для этого ему не нужно приобретать «особый статус». Это конституционное право каждого украинца.
В то же время статья 10, п. 5. Закона о лоббировании говорит, что теперь «запрещается осуществлять лоббирование лицам, не получившим статус субъекта лоббирования». Не нарушает ли эта новая регуляция Конституцию Украины? Ведь ограничивает право граждан оказывать влияние на власть, источником которой они являются.
Проще говоря, с каких это пор гражданин должен приобретать особый статус, чтобы влиять на законотворчество в своей же стране? И что это за небольшая группа лиц, ознаменованных типичным украинским словом (лоббистами), эксклюзивный статус которых позволяет им взаимодействовать с властью?
Следующее. Представьте себя на минуту диктатором, одетым в костюм со многими карманами. В одной – парламент, в другой – министры, еще в одной – НБУ, не удивлюсь, если в одной из них – церковь, аж гульк – проблема! Карман для лоббистов отсутствует. Поэтому пришьем ее в таком случае в «костюм». Теперь лоббисты под полным контролем. Кто будет сопротивляться, того накажем — согласно Закону о лоббировании.
Материал подготовлен для 16 номера журнала Banker, который можно приобрести здесь.
Наконец, какую модель экономики строим? Со времен восстановления независимости в 1991 году на этот вопрос до сих пор никто четко не ответил. Какая она, украинская модель экономики? Социалистическая? Капиталистическая? Либертарианская?
Если восстанавливаем социализм (со значительной степенью присутствия государства «на кухне» рядового человека и множеством бюрократических преград в его повседневной жизни), то вопросов нет. Создание еще одной регуляции (на этот раз — лоббистов) полностью вписывается в социалистическую, коммунистическую и подобную концепции.
Если же наша модель наоборот состоит в дерегуляции, упрощении, уменьшении зависимости гражданина от бюрократии, то зачем тяготить бизнес отчетами о том, кто куда ходил и с кем о чем общался, и наказывать тех, кто поставил не там галочку или не понял, что теперь они лоббисты?
Представители НАПК, де-юре отвечает за разработку и имплементацию Реестра прозрачности, обычно с улыбкой реагируют на упреки типа «vulgaris». В то время как дискурс об экономической модели оставим экономистам, ни в коем случае о нарушении Конституции речь не идет, уверяют они. Наоборот, Цель – обеспечить прозрачность влияния на принятие законодательных решений. Ведь, кроме «белых лоббистов», деятельность которых можем назвать добродетельной, существует теневая деятельность сомнительных лиц, незаконно влияющих на решения в органах госвласти. Именно теневая деятельность и есть нарушение прав граждан.
Угол второй: антикоррупционный
Одной из официальных причин введения Закона о лоббировании считают антикоррупционную. Это также вызывает ряд вопросов. Как известно, коррупция предусматривает фактор (коррумпированного) госслужащего. А что если чиновники некоррумпированы? Потребность в дополнительной регулировке отпадет сама собой.
Когда же речь идет о преодолении коррупции именно в эшелонах власти, какие нормы этого Закона предотвращают коррупцию со стороны госслужащих? Ответ: никакие. Таких норм этот закон не содержит. Какова же официальная позиция по отсутствию антикоррупционных требований к служащим?
В Украине и без того за коррупцию должностных лиц отвечают четыре органа: НАПК проверяет декларации и конфликты интересов, НАБУ расследует преступления, САП ведет дела в суд, а Высший антикоррупционный суд выносит приговоры. Чиновник обязан каждый год подавать декларацию, избегать конфликта интересов, не брать подарков и объяснять происхождение своего имущества, не говоря об ответственности перед законом. Так что создание «пятого» источника контроля может дать обратный эффект. Чиновник будет просто избегать встреч с лоббистами, чтобы не иметь дело с дополнительной нагрузкой.
Угол третий: бизнесовый
Один из самых распространенных и болезненных вопросов, которые задают предприниматели, зачем создавать препятствия на пути бизнеса для успешной работы в Украине? Речь идет о требовании регистрироваться «субъектами лоббизма» компаниям, главный хозяйственный вид деятельности которых не имеет никакого отношения к лоббированию. К примеру, The Coca-Cola Company, в уставе которой запрещено заниматься другими видами деятельности, кроме как производство напитков.
К тому же, зачем административно обременять бизнес требованием отчитываться именно дважды в год, а не раз? Зачем в отчете повторно заполнять те же данные об одних и тех же «клиентах», «стейкхолдерах», договорах (обычно срок действия договора один год)? Зачем государство требует отчета о расходах на лоббирование? Если это касается коррупции, см. «Угол второй»: почему не требует отчёта о «подарках» от госслужащих? Не это ли вмешательство в деятельность бизнеса?
Когда же речь идет о прозрачности, прежде чем требовать ее от бизнеса, возможно, государственным агентствам стоит подать пример? Проблема в том, что данные об их сотрудниках часто скрыты, отсутствуют или неактуальны.
На большинство практических вопросов, которые задает бизнес, прежде чем заработает Закон о лоббировании, у НАПК нет четких ответов. Однако введение Закона предусматривает буфер времени на выяснение подобных вопросов без карательных действий.
Угол четвертый: профессиональный
Поскольку термин «лоббисты» вызывает самые конфузные ассоциации среди украинцев, до сих пор превалируют термины GR (Government Relations — связи с органами государственной власти), Advocacy (адвокация) и даже PR (Public Relations) и PA (Public Affairs — связи с общественностью).
На мой взгляд, главный термин в этом контексте — GR, в который может входить ряд более узких направлений — собственно, лоббирование (защита или продвижение интересов компаний), адвокация (особенно когда речь идет об общественных инициативах, связанных с защитой прав человека и т.п.) и частично PR (если пересекается с государством).
О какой именно защите интересов компаний идет речь? Как известно, современная экономика не стоит на месте, возникают новые отрасли. Например, гиг-экономика, цифровые платформы, EdTech, криптовалюта и т.д. Существует ли соответствующее законодательство, способствующее их развитию, дает понятные правила игры для отрасли и укрепляет экономику страны из-за благоприятной налоговой политики?
Итак, есть первый кейс лоббирования: защита компаний, представляющих новую волну экономики, создание новых законодательных инициатив, новаторство. Но есть и противоположный кейс: устранение устаревших норм для целых отраслей или наличие требований, препятствующих нормальной работе бизнеса. Это простое объяснение того, чем занимаются лоббисты. Поэтому для лоббистских фирм, профессионально сопровождающих клиентов во взаимодействии с органами госвласти, Закон о лоббировании не должен быть проблемой.
Многие компании, позиционирующие себя как лоббистские, скрывают информацию о своих клиентах. Мы не знаем, на кого они работают. Это создает зону риска, особенно ввиду военного контекста в Украине. Для теневых лоббистов Закон станет большой проблемой.
Не удивлюсь, если часть лоббистских компаний останется в тени, не желая раскрывать сведения о своих клиентах. С другой стороны это создаст окно возможностей для добродетельных лоббистов.
Угол пятый: практический
По опыту отмечу, что нынешняя культура диалога между бизнесом и органами госвласти в Украине на достаточно высоком уровне. Вот некоторые признаки: компетентность обеих сторон, диалог даже с разных точек зрения, умение достигать консенсуса и идти на взаимовыгодные компромиссы, положительные результаты и отсутствие коррупции.
Конечно, чиновников критикуют. Многие решения вредят бизнесу, и приходится прилагать усилия, чтобы их отменить. На это уходит много времени. Такова уж специфика отрасли лоббирования во всем мире.
Всегда существует риск произвола со стороны госслужащих по поводу того, кого приглашать на обсуждение того или иного вопроса, а кого нет. Закон о лоббировании уменьшит этот риск.
Что дает закон?
Закон дает ряд преимуществ для тех, кто занимается добродетельным лоббированием, зарегистрированным в Реестре прозрачности. Среди них следующие права:
- Находиться на территории госорганов (входить в админздания).
- Подавать аналитические материалы. В «Дело законопроекта» теперь будут вноситься аналитические материалы, предоставленные субъектами лоббирования.
- Соавторство законопроекта со стороны субъектов лоббирования.
- Присутствие и выступление на совещаниях профильных комитетов ВР для «субъектов лоббирования, подавших аналитические материалы».
- Четкость в определении некоторых важных вопросов. Например, очерчены правила этики и методы лоббирования, содержание «Договора лоббирования» с учетом расходов, а также разница между «другими видами правовой помощи» и чисто лоббированием, в то время как государство обязано создавать надлежащие условия для осуществления лоббирования.
Несмотря на критику со всех сторон, Закон о лоббировании создаст понятную юридическую плоскость законной деятельности лоббистов в Украине. Теперь добропорядочные лоббисты смогут официально находиться на территории органов госвласти, участвовать в обсуждении проблематики, касающейся их клиентов, предоставлять профессиональные рекомендации. Закон будет способствовать детенизации взаимодействия с государством.