Точки роста украинского банковского сектора в военных условиях. Часть 2

08 февраля 2023

Украинские банкиры поделились с Banker.ua собственным взглядом на то, как война изменила банковский рынок Украины, работу банков и подход к клиентам, какова стратегия рынка и отдельных финучреждений на ближайшее будущее, а также что может стимулировать рынок в военных условиях и где искать потенциальные точки роста. Публикуем вторую часть материала.

Материал подготовлен для печатной версии журнала Banker.

Главный Telegram-канал банкиров

Виктория Руда, Глава Правления АО «БАНК ИНВЕСТИЦИЙ И СБЕРЕЖЕНИЙ»:

С началом вторжения российских войск банковский рынок испытал существенный стрес. Банкам нужно было быстро минимизировать последствия и оперативно внести изменения в работу, что зависело от уровня эффективности менеджмента каждого финучреждения.

В первый день войны мы выстроили систему приоритетов в работе нашего банка. Первым приоритетом стал уровень безопасности наших сотрудников, клиентов и их активов. Мы пересмотрели график работы отделений, приложили усилия для релокации сотрудников из зоны боевых действий вместе с проведением деинкассации и вывозом ценностей. Также проинформировали клиентов об изменениях в графиках работы и возможных методах работы с банком.

Вторым приоритетом стало обеспечение непрерывности работы систем и отделений в условно безопасных регионах. К тому времени мы провели значительные объемы операций для поддержки наших клиентов.

Третий приоритет – активная работа банка в поддержку качества сформированных активов. Мы начали внеплановые проверки залогового имущества, расположенного близко к зонам военных действий, изучали возможности заемщиков для контроля и поддержки их платежной дисциплины, активизировали работу по поддержке существующих клиентов, сохранивших деловую активность.

Несмотря на значительный уровень риска, мы почти не останавливали процессы кредитования. Но в течение некоторого времени пытались работать с клиентами, репутация и качество которых безусловно высокий уровень, постепенно расширяя воронку продаж.

Мы используем риско-ориентированный подход в планировании и внедрении собственной деятельности. Риски рынка критически высоки, необходимы решения и действия для их контроля и хеджирования. Сейчас основным приоритетным направлением развития нашего банка является работа с клиентами МСБ, а уже потом — развитие розничного и крупного корпоративного бизнеса. Это обеспечит высокий уровень маневренности, недопущение концентраций риска и высокий темп оборота портфелей для быстрого реагирования на волатильность ценовой составляющей рынка.

Относительно роста банковского рынка этот процесс сейчас не может быть динамичным. Мы полностью осознаем ответственность перед кредиторами и акционерами, поэтому будем придерживаться консервативного подхода. Точками роста для нас является рынок клиентов МСБ и работа с текущей наработанной базой клиентов, не допуская регресса ее объемов. Соответственно, мелкими шагами будем работать над расширением клиентской базы путем обновления и внедрения новых, частично инновационных продуктов для МСБ.

Владимир Мудрый, глава правления ОТП Банка:

Банковская система доказала свою устойчивость, операционную непрерывность и способность обслуживать клиентов в самых тяжелых условиях во время военных действий.

Если раньше банки оценивали результаты своей деятельности по показателям роста кредитного портфеля, количеству заключенных кредитных сделок, уровню пользования кредитными лимитами, то с началом войны эти ориентиры утратили свою актуальность. На первый план вышли отношения с клиентами.

Также резко возросла необходимость развития дистанционных каналов обслуживания и перевода как можно большего количества продуктов и процессов в онлайн.

Сейчас рынок в основном сконцентрирован на привлечении ресурсов и удержании качества кредитных портфелей. Из-за разрыва цепей поставки, падения покупательной способности и снижения потребления многие бизнесы сократили объемы производств и продаж. Некоторые потеряли производственные мощности или перевели бизнес в другой регион. В результате доля неработающих кредитов по итогам 3 квартала превысила в среднем 30% совокупного кредитного портфеля. Причем в государственных банках этот показатель выше. Самый маленький NPL имел банки с иностранным капиталом благодаря довольно консервативной рисковой политике. Впрочем, и у них неработающие кредиты заметно выросли: с 6% в марте до 13% в сентябре. А по прогнозам НБУ, будут неуклонно расти и дальше по всему сектору. Банки вынуждены тщательно следить за качеством портфелей, делать переоценку, разрабатывать программы поддержки клиентов и реструктуризации задолженности.

Для ОТП Банка приоритет сегодня — поддержка существующих клиентов. У нас отличная текущая ликвидность – почти 200% при нормативных 100%. В розничном бизнесе возобновили рассрочку и кредитование в точках продаж, надеемся в скором времени вернуть кредиты наличными и автокредитование.

Второй наш фокус – персонал, который с февраля работает почти без отпусков и праздничных дней, в некоторых городах – в условиях, приближенных к боевым. Никаких сокращений или оптимизации мы не планируем.

Третий — диджитализация, которая на фоне войны получила мощный толчок. Мы активно совершенствуем новое мобильное приложение для розничных клиентов, в котором скоро появятся депозиты, «поддержка» в «Дие», онлайн-реструктуризация кредитной задолженности и регистрация сделок. Также работаем над развитием приложения для МСБ.

Развитие украинской экономики зависит от нашей победы. В таких условиях основным драйвером экономического развития страны в целом и поддержки бизнеса сейчас являются государство и государственные кредитные программы, в т.ч. по предоставлению доступных кредитов “5-7-9%”, которую планируют расширить на торговые сети.

ОТП Банк участвует в них, в частности, финансировал посевную кампанию в этом году. Также недавно на уровне ОТП Группы для Украины был утвержден отдельный лимит кредитования корпоративных клиентов, который также будет использован на возобновление бизнеса.

Иван Свитек, глава правления Юнекс Банка:

Банковский сектор Украины сильно изменился. В первые месяцы после начала войны кредитование было практически полностью остановлено, а банки сосредоточились на оптимизации расходов. Несколько позже, когда НБУ решил резко повысить учетную ставку, система предстала перед еще одним вызовом. В той или иной степени банки справились с первым шоком, хотя говорить сейчас о том, что кризис пройден слишком рано.

Подход к клиентам радикально не изменялся. Да, огромные трудности, перед которыми оказались миллионы украинцев, требовали от банков пересмотра подходов к работе с проблемной задолженностью. Но я бы не сказал, что концептуально что-то сильно изменилось: по-прежнему банки готовы идти навстречу заемщикам, если те демонстрируют встречное движение. Правда, масштаб этого вызова заставил финучреждения переходить к системному подходу. Банки начали оперативно внедрять программы реструктуризации, чтобы на системном уровне находить выход из ситуации вместе с заемщиками.

Как и многие, в самом начале войны мы были сосредоточены на скорых антикризисных решениях, но уже через несколько недель начали восстанавливать запущенные ранее проекты. Война сдвинула сроки запуска многих из них, но уже сейчас работа, которую мы вели в течение лета, начала приносить результаты. Запущена криптокартка, новый сайт, в тестировании полноценный онлайн-онбординг, который в ближайшее время откроет удаленный доступ к продуктам банка всем украинцам. Ведется работа над обновленным мобильным приложением и решением, открывающим доступ частным клиентам к инвестициям. В ближайшее время возобновим кредитование розничных клиентов.

Значительных точек роста в условиях войны я не вижу. Банки в большинстве своем находятся в режиме ожидания и в лучшем случае восстанавливают отдельные ранее замороженные продукты и направления. Мы используем это время для того, чтобы технологически догнать ключевых игроков рынка. Это важная работа, но настоящие ее результаты можно оценить только после победы Украины, когда начнется активное восстановление экономики.

Игорь Левченко, начальник департамента персональных банковских услуг UKRSIBBANK BNP Paribas Group:

Начало войны изменило планы каждого украинца и бизнеса в Украине. Банки не являлись исключением. С началом войны основной целью банковской системы стали обеспечение клиентов наличными, обмен валют, бесперебойное функционирование платежных карт, банкоматной, терминальной сети и сети отделений. Понимая сложности, с которыми каждый день сталкивались клиенты, банки ввели кредитные каникулы для физических лиц и компаний. Также практически все банки упразднили комиссии РКО и другие виды комиссий. Для коммуникации банка с клиентами были усовершенствованы дистанционные каналы обслуживания. Пока можно признать, что банковская система выдержала проверку и функционировала в наиболее трудные дни войны.

Военное время требует новых решений для клиентов. С начала войны многие украинцы оказались за границей, где они нуждаются в другом уровне банковского сервиса, и обычно других банковских продуктов. Банки сфокусировались на расширении карточных сервисов, в том числе за границей, таких как доставка и перевыпуск карт, дистанционное управление средствами онлайн, открытие счетов за границей.

На мой взгляд, я вижу две мощные точки роста:

1.Кредитование. Основной целью будет восстановление экономической и гражданской инфраструктуры, где главную роль будут играть правительство и банковская система через кредитование и инвестиционные проекты. Деньги – это кровь экономики, а банки – это сердце экономики.

2. Развитие цифровых каналов обслуживания клиентов. Время показало важность обслуживания клиентов дистанционно без визитов в физические отделения. Усовершенствование цифровых каналов обслуживания, продаж продуктов и комфортной работы с ними поднимет уровень банковского сервиса и позволит привлечь как можно больше клиентов.


Все самое интересное за неделю в нашей рассылке: