Продолжая пользоваться данным сайтом или нажав "Принимаю", Вы даёте согласие на обработку файлов cookie и принимаете условия Политики конфиденциальности.
Зоя Литвин, основательница Новопечерской школы: «Это поколение будет более сильным и сознательным фундаментом для восстановления и развития Украины»
Основательница «Новопечерской школы» и общественной организации «Освіторія» Зоя Литвин в интервью Banker.ua рассказала, как изменились украинские дети и родители во время войны, о чем следует говорить с детьми, а также как качественно проводить с ними время и заинтересовать учиться .
О внутренних изменениях
— Зоя, обычно в этой рубрике мы спрашивали, как успешные и известные люди учат своих детей финансовой грамотности. Но полномасштабная война изменила жизнь всех украинцев, и о чем сейчас важно говорить с детьми в первую очередь?
— Начнём с того, что с детьми вообще нужно говорить о войне. Родителям часто хочется уберечь детей от трагедий такого масштаба, но дети все равно все видят, только переживают наедине. Во-вторых, только так мы сможем вырастить сознательных граждан, патриотов и ответственных взрослых.
Кроме разговоров, детям важно дать возможность что-то сделать, чтобы они не чувствовали себя бессильными. Например, после подрыва Каховской дамбы мы решили, что в последний день обучения в Новопечерской школе устроим благотворительное мероприятие, во время которого соберем средства и вещи для пострадавших и примем в школе эвакуированные семьи. Так дети понимают, что есть трагедия, есть переживания, которые нужно прожить, а есть конкретные действия, в которые можно конвертировать свою печаль и отчаяние. Это позиция силы.
— Изменились ли за почти два года войны украинские дети? Какие они сейчас, какие у них запросы?
– Наши дети очень повзрослели. Я это вижу, глядя и на своих детей, и на детей в школе. Во время полномасштабного вторжения в Новопечерскую школу уже дважды приезжал Фарид Захария, всемирно известный журналист CNN, и то, как они отвечали на его вопросы, рассказывая об опыте бомбардировок, родителей на фронте, которых они могут потерять ежесекундно, впечатляет. Кому война дала понять, что он хочет жить именно в Украине, кто осознал, что хочет быть журналистом или дипломатом, чтобы не допустить такого в будущем.
Очень больно, когда подростки говорят о том, что нужно наслаждаться жизнью, потому что она может закончиться через мгновение. Это не тот опыт взросления, который мы хотели бы для них. Но верю, что это поколение будет более сильным и более сознательным фундаментом для восстановления и развития Украины.
— Наверное, многие родители тоже изменились, трансформировали свои подходы к воспитанию. Видно ли это по детям или в личном общении с родителями?
– Война подняла уровень родительского стресса до космических высот. Вместе с тем, многие родители пересмотрели приоритеты и поставили во главу угла безопасность, здоровье и счастье ребенка, а не погоню за оценками. А получившие опыт обучения детей в Европе вернулись с совсем другими требованиями к школе. Надеюсь, это станет толчком к трансформации нашего образования на национальном уровне.
Как быть современными родителями
— Вы управляете двумя образовательными проектами — ОО «Освіторія» и «Новопечерской школой». Параллельно посещаете конференции, получили недавно новое образование. То есть пример современной мамы. Как при этом уделять достаточно времени детям, чтобы они не чувствовали нехватки внимания? Насколько качественным должно быть это время?
– Решает именно качество, а не количество. Лучше 20 минут содержательного разговора, чем час допроса об уроках или уборке. Для качественного диалога с ребенком важно откровенно рассказывать собственные мысли и переживания, а еще обоим отложить телефоны. Детям также нужны ритуалы, неизменные семейные традиции, чтобы чувствовать предполагаемое, стабильное присутствие взрослых в жизни. Для нашей семьи это чтение и обсуждение книг. Если в семье больше одного ребенка, то правило личного времени наедине с мамой или папой для каждого ребенка должно быть железным. Пусть это будет не очень часто, но это время должно принадлежать только ребенку. А вообще, мы воспитываем примером, поэтому реализуемая, счастливая в профессии мама — это вклад в будущий успех ребенка. Пусть даже она не каждый день готовит завтраки или иногда пропускает школьные праздники.
— А какие уроки вы для себя извлекли как мать и как педагог за последние полтора года?
— Как педагог, я убедилась в подлинности фразы о том, что образование — это самое мощное оружие. И в том, что враг тоже это прекрасно понимает, ведь украинские школы стали первыми мишенями, украинские учителя были в «черных списках» захватчиков, а школьники в оккупации подвергаются сейчас безумному давлению пропаганды. Поэтому задачу восстановления образования вижу самой важной в своей жизни сейчас. Мы должны не просто отстроить, а сделать наши школы лучше, чем они были.
А как мама, я извлекла очень важный урок: не только родители могут быть опорой для ребенка. В самые темные времена, наши дети – это маленькие генераторы счастья, которые дают нам смысл и силы жить.
— У вас с Василием Хмельницким, основателем холдинговой компании UFuture, есть взрослый сын и маленькая дочь. Насколько отличается воспитание каждого ребенка? Наверное, существуют определенные отличия.
— Мне очень нравится, каким молодым человеком растет Иван! Есть ощущение, что мы не успели совершить существенные ошибки в его воспитании, а, значит, и подходы менять не надо. По-моему, главное – идти за естественными потребностями детей: до года быть как можно больше рядом, в 2-3 года – помогать доверять миру и открывать его, после 3 лет – давать максимум возможностей общения и т.д. Единственное, с Марусей во время войны я стараюсь еще больше быть рядом. А еще, лучше разбираясь в педагогике и нейропсихологии, я не водила ее в 1,5 года в центр раннего развития, как Ивана. Я удовлетворяю ее познавательные интересы через физические активности, природу, а самое главное — даю ей как можно больше времени на фантазирование и игры с другими детьми. Ибо исследования единодушны: ничто другое так не развивает детей дошкольного возраста.
О финграмотности и потребности в обучении
— И все же, поскольку мы являемся финансовым изданием, не можем не спросить о том, какие отношения с деньгами складываются у ваших детей, в частности старшего сына? Каким принципам финграмотности вы с мужем пытаетесь научить его?
— И я, и мужчина считаем, что лучший урок финансовой грамотности — это организовать детям возможность собственноручно зарабатывать и тратить заработанное. В этом году у Ивана была уже вторая стажировка на строительстве в UNIT.City, а также первый опыт работы в колл-центре. Это помогло ему понять, что деньги трудно достаются и отрефлексировать, каким делом хотелось бы их зарабатывать в будущем. Иван, например, решил, что все же хочет работать головой, а не руками, и это дало ему больше мотивации учиться и искать дело по душе.
Важно также дать ребенку потратить заработанные средства по своему усмотрению, каким бы нелепым это казалось взрослым. Во-первых, это справедливо, потому что это деньги ребенка, а во-вторых, нет другого способа научиться ими распоряжаться. Например, когда Иван с папой зашли в кафе заказать сок, и папа предложил заплатить за него заработанными за смену деньгами, Иван решил, что попить он может и дома, потому что теперь знал цену сока.
— Мы живем в тревожное время, и дети это тоже чувствуют. Есть ли несколько простых приемов, техник, советов, как успокоить ребенка, чем и как отвлечь, как заинтересовать чему-нибудь научиться?
— До определенного возраста, до 12 лет, дети воспринимают ситуацию из-за взрослых, поэтому если взрослый может стабилизировать себя, то и ребенок считает его состояние и успокоится.
Из действенного, но простого — медленное и глубокое дыхание и объятия. Детям всех возрастов трудно понять, что они чувствуют, и в этом им должен помочь взрослый: назвать эмоцию, дать возможность осознанно ее прожить, а энергию направить на полезную деятельность.
Что касается обучения, то оно может быть мощным средством против стресса. Обучаясь, мы успешно преодолеваем трудности, что стимулирует выделение гормона счастья дофамина. Это важная рутина в жизни ребенка, дающая ощущение, что жизнь продолжается. Поэтому критически необходимо было восстановить школу в первые месяцы вторжения и учиться в бомбоубежищах и метро. С началом войны мы увидели, что на платформе Всеукраинская школа онлайн, которую мы с командой создали по заказу правительства еще во время наводнения, количество пользователей выросло с 1 до 2 миллионов, потому что это была потребность!
Сейчас нужно разрешить ребенку учиться ради процесса, а не результата, в удобном ему темпе и объеме. Это тот случай, когда можно пренебречь академической успеваемостью ради ментального здоровья и начать с чего-то легкого, интересного. Это может быть microlearning, какие-либо курсы или видеоконтент, не обязательно связанный со школьной программой. Главное – начать. А дальше природа ребенка, заточенная на познание мира, обязательно примет свое.