28 августа Верховная Рада зарегистрировала законопроект, согласно которому украинские банки должны платить 5% налога от объема чистого процентного дохода. Если закон будет принят, то он вступит в силу с 1 января 2024 года и продлится до 2026 года включительно.
Идея законопроекта и возникла именно потому, что у банков появились сверхприбыли вследствие увеличения летом прошлого года учетной ставки НБУ до 25%. К тому же за первую половину 2023 года процентные доходы банков достигли 141 млрд грн, в том числе за счет операций с государственными ценными бумагами — 73,5 млрд грн.
Другими словами, доходы банков действительно увеличились, что спровоцировало идею введения такого налога. Также здесь сыграли роль и депозитные ставки.
Депозитные сертификаты были введены как инструмент для удержания инфляции и влияния на сохранение макрофинансовой стабильности. Дело в том, что население вместо скупки валюты, импортных товаров вкладывало деньги в гривневые инструменты, в частности депозиты. В результате за первое полугодие 2023 года рост объема срочных гривневых депозитов населения составил 23,3%.
Теперь банки все свободные средства вкладывают в депозитные сертификаты, получая от 20% гарантированного дохода, что парализует всю остальную их финансовую активность: зачем кредитовать бизнес или население и рисковать, когда можно получать сверхприбыли ничем не рискуя.
Эта идея подвергается большим сомнениям со стороны многих игроков рынка. Мало того, что законопроект не совсем соответствует рыночной экономике и подходу к экономике, да еще и усложняет ситуацию банкам.
То есть, во время войны банки заставят платить налоги еще с тех доходов, которых они не получили от клиентов, которые перестали обслуживать кредиты. Также оказывается, что считать доходы банков по учетной ставке — не совсем справедливый подход, ведь есть и ставка привлечения средств.
Кроме того, часть средств банков размещается в НБУ под 0%, и эта часть растет.
Если Верховная Рада таки поддержит эту инициативу, это повлечет за собой дополнительную нагрузку на клиентов банков и рост комиссионных тарифов в банковской системе. То есть пользование банковскими услугами для рядовых украинцев подорожает. Эксперты и банкиры, зная все проблемы изнутри, говорят: система не так богата, она тоже изрядно страдает от реалий настоящего.
Инициатива Даниила Гетманцева у многих обнаружила неодобрение. Некоторые банкиры откровенно осуждают такое решение. К примеру, соучредитель monobank Олег Гороховский считает, что это приведет к удорожанию кредитов для населения на 5%, поскольку банки переведут дополнительные расходы на клиентов. Он добавил, что страна, в которой не развито кредитование, может даже не мечтать о приросте ВВП.
Евгений Дубогрыз, ассоциированный эксперт CASE Украина, назвал это «налогом на бездействие». Он считает, что банки вместо признания рисков и формирования резервов под реальный ущерб начали зарабатывать на ОВГЗ и депозитных сертификатах. И теперь финучреждения воспринимают как «жирных кошек», которых можно обложить побольше.
С одной стороны депозитные сертификаты сдерживают инфляцию, а с другой, снижают экономическую деятельность. В то время, когда россияне вкладывают государственные средства в производство дронов, развитие ВПК и промышленность, у нас кладут деньги на депозит. Вряд ли это ускорит нашу победу. Впрочем, в случае введения закона в бюджет за 2023 год может поступить дополнительные средства до 10 млрд грн, которые планируют направить на оборону страны.
Дополнительное налогообложение банков существует в некоторых европейских странах: в Испании, Италии, Венгрии, Чехии, Литве и т.д. В Украине рассматривают в пример испанский вариант, где наблюдается налогообложение всех чистых процентных доходов, полученных за год, по относительно небольшой или средней ставке. В Испании это 4,8%.
А вот в Литве по ставке 60% годовых облагается 50% разницы между чистым процентным доходом в базовом году и его средним значением за предыдущие четыре года.