Продолжая пользоваться данным сайтом или нажав "Принимаю", Вы даёте согласие на обработку файлов cookie и принимаете условия Политики конфиденциальности.
По данным НБУ, в январе-мае чистая прибыль банковской системы упала на 17,7% и составила 23,8 млрд грн, по сравнению с 28,9 млрд грн за аналогичный период прошлого года. Banker.ua разобрался, что стало причиной такого снижения и стоит ли ждать очередной банковский кризис.
Куда делась прибыль?
Ключевую роль в снижении прибыли сыграли валютная переоценка ценных бумаг в портфелях банков: -3,1 млрд грн против +17 млрд грн за предыдущий год. В основном к убыткам привела переоценка индексных ОВГЗ в государственных банках. Только у Ощадбанка убытки составили 2,6 млрд грн. Причина негативной динамики — колебания курса валют. В начале прошлого года гривна слабела, тогда как в начале 2021-го укреплялась.
Однако эксперты отмечают, что нынешнее снижение прибыли имеет скорее технический характер и на денежные потоки не повлияло.
Нет поводов для беспокойства
О том, что снижение прибыли повлияло на банковскую систему незначительно, говорит и рост операционных показателей. Так, благодаря существенному снижению процентных ставок по депозитам за последний год, чистый процентный доход банков вырос на 28%, с 34,3 до 44 млрд грн. А увеличение объема безналичных платежей привело к росту чистого комиссионного дохода на 26%, с 16,8 до 21,2 млрд грн. Также на 3 млрд грн снизились отчисления в резервы под кредитные убытки.
Эксперты отмечают, что банковский сектор направляет в кредитование все больше аккумулированной ликвидности, и эта тенденция значительно ускорилась в 2021 году, особенно в розничном сегменте. Адаптироваться к новым макроэкономическим условиям и поддержать операционную эффективность банковскому сектору удалось в основном благодаря значительной экономии из-за снижения ставок по депозитам и увеличению комиссионного дохода за счет быстрого развития безналичных платежей.
О том, что кризис банковской системе не грозит, заявили и в Нацбанке. “Если посмотреть на отчет по финансовой стабильности, можно увидеть, что для банковской системы кризис, по сути, так и не начался. Хотя было много опасений”, – заявил заместитель главы НБУ Дмитрий Сологуб.
Сами банки также говорят о позитивной динамике. К примеру, ПУМБ фиксирует стабильный рост прибыли в сравнении с предыдущими периодами. “Прибыль ПУМБ на 1 июня 2021 года составила 1,3 млрд грн, тогда как в прошлом году этот показатель был 995,9 млн грн”, — делится в беседе с Banker.ua маркетинг-директор ПУМБ Ксения Сикорская. И отмечает, что главная причина роста — продуманная, взвешенная стратегия работы с розничными продуктами и корпоративными клиентами. В то же время в Ощадбанке редакции Banker.ua рассказали, что, несмотря на убытки от переоценки, за первые 5 месяцев года банк показал рекордные операционные результаты, и чистая прибыль составила 463 млн грн.
Кризис как стимул
Избежать кризиса финучреждениям удалось главным образом, сохранив стабильные позиции капитала и ликвидности. Для этого одни оптимизировали расходы и привлекали малый и средний бизнес, другие вкладывали в диджитализацию и делали ставки на физлица.
Главное изменение, которое коснулось всех банков, — курс на цифровизацию. Почти все финучреждения страны отмечают колоссальный рост пользователей интернет- и мобильного банкинга. Так, количество пользователей Приват24 за 2021 год выросло на 30% – до 13 миллионов человек, а к интернет- и мобильному банкингу Ощад 24/7 присоединилось более миллиона клиентов. “За последний год объем платежей, которые осуществляются через банкинг Ощад 24/7, вырос на 70% по сравнению с аналогичным периодом 2020 года. Сейчас платформой пользуются 5,3 миллиона клиентов”, — отметили в Ощадбанке.
Значительно ускорили цифровизацию и дистанционное обслуживание в Креди Агриколь. “Несмотря на кризис, банк продолжил цифровую трансформацию. Мы запустили новое мобильное приложение CA+ и уже сейчас наблюдаем преимущества такого решения — приложение пользуется большой популярностью у клиентов”, — рассказывает член правления, финансовый директор Креди Агриколь Банка Джорджио Сопранзи.
Диджитализация не только помогла удержать и привлечь новых клиентов, но и решила еще одну задачу — оптимизацию расходов. Ведь обслуживание через интернет сократило административные расходы на персонал, помещения и тому подобное. А во времена кризиса, связанного с пандемией, сокращение расходов было неизбежно.
Банки урезали расходы всюду, где могли. При этом главным условием было — сохранить операционную эффективность. “Мы пересмотрели провайдеров, перешли на групповые скидки, начали использовать альтернативные продукты, отменили или приостановили часть внутренних активностей банка и маркетинговых кампаний, уменьшили запланированные темпы открытия новых отделений и закрыли наименее доходные”, — делится Сопранзи. И отмечает, что, несмотря на экономию, им удалось выполнить все обязательства перед работниками: не уменьшать зарплаты и не сокращать сотрудников в связи с COVID-19.
Оптимизируется и государственный Ощадбанк, однако здесь пошли путем централизации. “Наша цель – разработать такую структуру управления филиальной сетью, которая позволит избежать дублирования функций и сократить затраты”, — сообщил редакции Banker.ua пресс-спикер Ощадбанка. И добавил, что среди других стратегических направлений банка – курс на диджитализацию, работа по урегулированию проблемной задолженности, дальнейшее развитие продуктового ряда для всех групп клиентов и улучшение качества сервиса.
Также финучреждения делали акцент на привлечение новых розничных и корпоративных клиентов. “Осенью 2020 мы запустив кампанию, которая привлекла 145 тыс. клиентов, многие из них остались с нами и после окончания акции”, — делится опытом маркетинг-директор ПУМБ Ксения Сикорская. И добавляет, что кроме физлиц привлекали также представителей МСБ. Для этого в ПУМБ запустили кампанию в поддержку малого бизнеса, отменив плату за платежи в гривне, абонентскую плату за POS-терминалы и введя онлайн-верификацию для клиентов. “За время кампании уровень знания бренда среди ФОПов вырос на 77% и мы получили более 12 тыс. заявок на открытие счетов”, — делится с Banker.ua результатами Ксения Сикорская. В итоге проделанной работы, сегодня ПУМБ доверяет 1,6 млн клиентов физических лиц и 75 тыс. корпоративных клиентов.
Что дальше?
Сейчас основными рисками для доходности банков остаются сужение чистой процентной маржи и возможность актуализации кредитного риска. “Поэтому банкам стоит держать запас капитала на случай возможных шоков”, — говорит Евгений Дубогрыз. И отмечает, что в ближайшем будущем НБУ планирует повысить требования к адекватности (запасу) капитала. Поэтому банкам важно наращивать запас уже сейчас, чтобы это не стало проблемой, когда требования вступят в силу в следующем или 2023 году.
Сам регулятор также продолжает тщательно следить за ситуацией в банковском секторе. “В этом году мы восстанавливаем стресс-тестирование банков для того, чтобы гарантировать стабильность финансовой системы, которая будет надежным залогом экономического роста в стране”, — заявил заместитель главы НБУ Дмитрий Сологуб.
Однако эксперты и банкиры настроены оптимистично и отмечают, что вряд ли это станет проблемой. А также подчеркивают, что в целом кризисный период прошел без значительных потерь для финансового сектора. “Мы наблюдаем медленное восстановление экономики, важным двигателем которого является оживление потребительского спроса и деловой активности”, — говорит Джорджио Сопранзи.
Более того, по словам экс-заместителя главы департамента НБУ, прибыль банковской системы за 2021 будет выше, чем в прошлом году. “И в прошлом, и в этом году банковская система работает с большим запасом прибыли. В прошлом году чистая прибыль банковской системы составила 39,7 млрд грн — это второй показатель за всю ее историю. В этом году прибыль будет выше, даже если гривна не ослабнет – из-за снижения отчислений в резервы под кредитные убытки”, — уверен Евгений Дубогрыз.
А значит, кризис действительно миновал банковскую систему Украины и сейчас причин для возникновения новых финансовых проблем нет.