Андрей Цвых (“МЕТРО Кэш энд Керри Украина”): “Мы готовы воспользоваться новыми банковскими услугами”

17 июня 2020

Андрей Цвых, CFO “МЕТРО Кэш энд Керри Украина” в эксклюзивном интервью для Banker.ua о продажах и клиентах, банках-партнерах, эквайринге, факторинге, кредитах и планах на будущее.

一 Что произошло с продажами в компании с начала кризиса?

一 Продуктовый ритейл во время кризиса пострадал гораздо меньше других отраслей. Поэтому в первые месяцы карантина мы не почувствовали снижения продаж, наоборот нарастили их число приблизительно на 30%. Прироста компания достигла за счет новых конечных покупателей 一 15%, и возвращения старых клиентов. Если клиент не покупал товары в компании в течение 3 месяцев, то теперь вернулся. Мы это связываем со стратегией компании и запросами клиентов. Клиентам в кризис важны качество, цена, наличие товаров на полках. Если компания выполняет эти запросы, то количество клиентов растет, а компания закрепляет имидж надежной торговой сети, с широким ассортиментом качественных продуктов по доступной цене.

一 Какие виды оплат предпочитали клиенты?

一 Доля безналичных платежей B2B клиентов снизилась на 33% из-за кризиса, и 一 снижения деловой активности. В то же время выросло число транзакций платежными картами. До карантина количество транзакций составляло 48%, теперь 一 55%. Мы связываем эту тенденцию с двумя основными факторами. Во-первых, безопасностью оплат картами. Во-вторых, падением покупательской способности, и спросом краткосрочные кредиты на картах. Если говорить об абсолютном значении продаж, то количество покупок за наличные средства сохранилось. Это подтверждает веру украинцев в наличные средства.

一Кто основные банки-партнеры “МЕТРО Кэш энд Керри Украина”?

一В компании существует распространенное для международных компаний требование пользоваться услугами корпоративных банков. Поэтому услугами этих банков компания пользуется в первую очередь, остальными банками 一 во вторую.

На сегодня основные партнеры компании 一 по корпоративным вопросам Райффайзен Банк Аваль, по кредитованию сотрудничаем с ИНГ Банк Украина и Креди Агриколь Банк.

Также работают несколько успешных проектов с Ситибанк (Украина). По эквайрингу в этом году компания решила работать с государственным ПриватБанком – лидером на рынке эквайринговых услуг и крупнейшим эмитентом платежных карт в Украине.

一Какие самые главные качества банка-партнера?

一Основными критериями для нас являются надежность банка, профессионализм сотрудников, умение идти на встречу в нестандартных ситуациях, способность банка построить долгосрочные партнерские отношения, высокий уровень цифровизации и низкий 一 бюрократизма.

Стандартные услуги может оказывать любой банк, кастомизированные – мало кто. Кредиты может выдать любой, гарантировать же постоянный доступ к финансированию, даже в условиях ограниченной ликвидности – немногие. Качественные услуги обещают и выгодные тарифы все, выполняют лишь единицы.

Поэтому к выбору банков относимся серьезно, несмотря на наличие большого количества предложений, очень избирательны в этом вопросе.

Стандартные услуги может оказывать любой банк, кастомизированные – мало кто. Кредиты может выдать любой, гарантировать же постоянный доступ к финансированию, даже в условиях ограниченной ликвидности – немногие

一Какими основными услугами пользуетесь в украинских банках?

一Компания чаще всего пользуется расчетно-кассовым обслуживанием, кредитами, депозитами, валютообменным операциями и зарплатным проектам, эквайрингом и корпоративными картами. Также компания пользуется факторингом. Услуга дает возможность нашим поставщикам предложить более выгодные условия оплаты, увеличивать объемы продаж, пополнять оборотный капитал и покрывать недостающую ликвидность.

一 Что важно для компании, когда идет речь об услуге эквайринга?

一 По эквайрингу мы работаем с 2006 года. Поэтому в вопросе эквайринга кроме надежности банка важна и инфраструктура. То есть качество связи, скорость обработки платежа, наличие собственного процессингового центра, возможность стандартной интеграции POS-терминала с нашей кассой и корпоративными системами. Грубо говоря все, то уменьшает длительность пребывания на кассе клиента. А значит, увеличивает индекс потребительской лояльности (NPS).

Важна и стоимость услуг. В Украине для большого бизнеса она в 10 раз дороже, чем в странах Европейского союза. Это связано с тем, что платежные системы влияют на размер комиссионного вознаграждения, которое торговая сеть либо любое другое предприятие, принимающее платежные карты, платит за услуги эквайера, включая межбанковский сбор за интерчейндж.

Поэтому предприятия розничной торговли вынуждены, хотя бы частично включать данные затраты в цену реализации, что сказывается на ценниках и покупателях.

Ситуация не устраивает участников рынка, по этому поводу проходят многочисленные дискуссии с платежными системами и ведущими банками-эмитентами платежных карт, которые ведутся на платформе всевозможных организаций, объединяющих украинский бизнес (например, Европейская Бизнес Ассоциация или Американская торгово-промышленная палата), не привели к нормализации ставок на рынке. Увы, дальше обещаний и деклараций дело пока что не движется.

Компания пришла на рынок 17 лет назад. За это время значительная часть проектов финансировались за счет кредитных средств, поэтому кредиты активно используются компанией

一Берете ли кредиты, для каких задач? Нет, почему?

一Компания пришла на рынок 17 лет назад. За это время значительная часть проектов финансировались за счет кредитных средств, поэтому кредиты активно используются компанией.

一Какие планы у компании по работе с банками?

一На сегодня у нас достаточно обширный портфель проверенных временем банков-партнеров. Поэтому планов по расширению или какому-либо изменению их количества у нас пока нет. Что касается новых продуктов – здесь мы открыты к сотрудничеству, особенно если это улучшит качество обслуживания наших покупателей, удовлетворит их растущие потребности.

Беседовала Катерина Спорыш