Продолжая пользоваться данным сайтом или нажав "Принимаю", Вы даёте согласие на обработку файлов cookie и принимаете условия Политики конфиденциальности.
Сегодня в Украине официально завершается карантин, связанный с распространением коронавирусной инфекции, однако адаптивный карантин продлится до 31 октября текущего года. Строгого запрета на перемещение, судя по всему, пока не предвидится, так как экономика страны просто не переживет еще одну волну строгих ограничений. Как коронавирус повлиял на Украину и когда страна сможет выйти на докризисный уровень развития, Banker.ua поинтересовался у экономического эксперта Виктора Скаршевского.
– Как кризис сказался на экономике Украины? Какие отрасли пострадали больше всего? Как вы оцениваете ущерб от коронакризиса?
В.С.: Крайне негативно. Более всего пострадала сфера услуг: туризм, индустрия развлечений, кафе, рестораны. Если ущерб измерять деньгами, то его можно оценить около $10-15 млрд за 2020 год. Ведь изначально в 2020 году прогнозировался рост ВВП на 3%, а по факту будет минус 7-8%, т.е. произошла потеря порядка 10% ВВП, а это эквивалентно $10-15 млрд. Только тут необходимо понимать, что это результат не только влияния коронакризиса и общемирового экономического кризиса, но и отсутствия проактивной промышленной и экспортной политики, более мягкой денежно-кредитной политики. Также ущерб от коронакризиса можно оценить увеличением количества безработных на 1,5-2 млн человек или практически в 2 раза по сравнению с докарантинным уровнем.
– Как вы оцениваете принятые правительством антикризисные меры? Насколько они были эффективными?
В.С.: Меры, которые предприняли правительство и Верховная Рада, естественно, смягчили кризисные последствия, но, к сожалению, они были несоразмерны с теми потерями, которые понес бизнес вследствие введения жесткого карантина с марта по июнь 2020 года.
На мой взгляд, не нужно было создавать централизованный коронавирусный фонд в сумме порядка 65 млрд, а пересмотреть статьи расходов бюджета, которые могут быть использованы на обеспечение медицинских нужд и на компенсацию потерь бизнеса. В итоге 35 млрд грн (54%) из коронавирусного фонда были выделены на дороги. Ремонт и строительство дорог – это очень важно, с точки зрения инфраструктуры и плачевного состояния украинских дорог, но это можно было делать не из коронавирусного фонда, а напрямую из дорожного фонда. И у общественности не возникало бы вопросов, почему значительный объем средств коронавирусного фонда используются на дороги, а не на медицину и на компенсацию бизнесу от его принудительной остановки на время карантина.
– Какой прогноз до конца года? Ваши прогнозы по уровню инфляции и падению ВВП?
В.С.: После глубокого падения во втором квартале 2020 года (период жесткого карантина) на 11% по сравнению со вторым кварталом 2019 года, украинская экономика начала постепенно и медленно, но восстанавливаться – и по итогам года падение реального ВВП может составить порядка 7-8%.
После постановки части украинской экономики фактически на стоп-кран жестким карантином, а потом его смягчением, естественно, что экономическая активность будет восстанавливаться.
Инфляционные процессы ускорятся с нынешних 2,4% (годовая инфляция в июле 2020 года) до 6-7%. Более высоких показателей инфляция вряд ли достигнет, ввиду низкого платежеспособного спроса со стороны населения.
– Когда Украина сможет выйти на докризисный уровень развития?
В.С.: Смотря какой год считать докризисным. Если 2019 – то, в лучшем случае, к 2022, если брать за базу 2013 год – то к 2023. Я называю этот период потерянным десятилетием. Однако, достижение докризисных уровней будет возможно, если не случится еще одного кризиса. Ведь, как показывают данные за всю историю независимости, украинская экономика еще ни разу не восстанавливалась до докризисных уровней. Каждый раз процесс восстановления прерывал очередной внешний кризис.
– Как кризис повлиял на работу банковской системы? Насколько быстро банки смогли адаптироваться под сложившиеся условия?
В.С.: На банковскую систему кризис повлиял минимально. Почему? Да потому что последние три года банки и так сокращали мизерный объем кредитования реального сектора экономики. А у отраслей, наиболее пострадавших от коронакризиса, в рамках общей банковской системы был небольшой кредитный портфель. Немного увеличилась доля просроченных кредитов со стороны населения, но опять же, в относительных показателях это не существенно для банковской системы.
– Почему в Украине, несмотря на снижение базовой ставки, такие высокие кредиты? С чем это связано?
В.С.: Здесь несколько причин. Во-первых, незащищенность прав кредитора. Это порождает риски невозврата кредита, а этот риск закладывается в стоимость кредита. Поэтому, даже при нулевой базовой ставке, кредитные ставки будут высокими. Во-вторых, в Украине существует ограниченное количество надежных заемщиков с хорошим финансовым состоянием и положительной кредитной историей.
– Почему именно сейчас правительство приняло решение о повышении минимальной зарплаты до 5000 грн? Как это скажется на достатке населения? Может ли повышение минимальной зарплаты вызвать удорожание кредитов?
В.С.: Эффект от повышения минимальной зарплаты с 4723 грн/мес до 5000 грн/мес я оцениваю как нейтрально-позитивный. Нейтрально, потому что это небольшое повышение, а позитивно – потому что увеличатся доходы отдельных категорий граждан. Во-первых, увеличатся выплаты тем, кто получал минимальную зарплату. Во-вторых, увеличатся зарплаты бюджетникам. Правительство уже пересмотрело единый тарифный разряд в сторону повышения, в связи с изменением минимальной зарплаты с 1 сентября. В-третьих, установленная минимальная зарплата в сумме 5000 грн/мес соответствует фактическому прожиточному минимуму, определяемому Минсоцполитики, который по состоянию на июль 2020 года также составляет порядка 5000 грн/мес (если быть точным, 5054 грн/мес).
Удорожание кредитов такое небольшое повышение минимальной зарплаты вызвать не может. Удорожание кредитов может вызвать повышение учетной ставки и/или увеличение рисков невозврата кредитов.
– Недавно Владимир Зеленский заявил, что Украине нужно перестать брать кредиты в МВФ. Насколько реально сегодня отказаться от международных кредитов? И если это действительно случится, то как Украина переживет отказ от международных денег?
В.С.: Отказываться необходимо не от самих кредитов как таковых, а от условий, под которые выдаются такие кредиты. Например, в меморандумах с МВФ прописано, что Украина, например, обязуется: не запускать экспортно-кредитное агентство, не снижать налоги, не вводить налог на выведенный капитал, не запускать индустриальные парки (так как это может привести к увеличению расходной части госбюджета), не предоставлять налоговые преференции украинскому бизнесу и т.д. и т.п. Другими словами, для получения кредитов от МВФ, Украина обязуется отказаться от тех инструментов экономического развития, которые применяют все развитые и развивающиеся страны.
Если по-простому, то для того, чтобы отказаться от кредитов от МВФ, нужно просто перестать у МВФ их просить. Необходимо переориентировать государственное мышление с привлечения кредитов любой ценой, даже иногда жертвуя экономическим суверенитетом, на привлечение инвестиций, создавая для этого соответствующие условия.
– Сегодня правительство работает над привлечением инвестиций в Украину. Какие отрасли могут быть потенциально интересными для инвесторов?
В.С.: Ввиду малоемкого внутреннего украинского рынка приоритетом для инвесторов могут быть отрасли с большим экспортным потенциалом. Это, прежде всего, аграрный сектор. Если будут созданы условия развития промышленного потенциала, например, с помощью индустриальных парков, внедрения налога на выведенный капитал вместо налога на прибыль, будут внедрены госпрограммы (например, по вагоностроению), другими словами, если будет проводиться проактивная инновационно-промышленная политика, то спектр отраслей для инвестирования может существенно расшириться.
– Как будет развиваться экономика Украины до конца года? Что будет с гривной?
В.С.: Украинская экономика, начиная с 3-го квартала, начнет медленно, но восстанавливаться. Медленно, потому что сейчас действует карантинный синдром – бизнес и население ожидают (не исключают) вторую волну карантина, поэтому сократили инвестирование и потребление. Соответственно, негативные ожидания формируют негативные тренды. За 2020 год падение ВВП составит порядка 7-8%.
Никаких фундаментальных причин для резкого скачка курса гривны ни в одну, ни в другую сторону на данный момент нет. До конца года гривну ожидает плавная девальвация до уровня 28-29 грн/$.
Средств для погашения и обслуживания внешних долгов достаточно. Золотовалютные резервы по состоянию на 1 августа составляют $28,8 млрд, в т.ч. чистые международные резервы превысили $17,5 млрд, а для погашения и обслуживания внешних государственных долгов до конца года необходимо всего порядка $3 млрд.
На умеренную девальвацию гривны будет влиять начавшееся удорожание импортных энергоресурсов, продолжающийся вывод валюты нерезидентами-спекулянтами из ОВГЗ и постепенное восстановление экономической активности.