Продолжая пользоваться данным сайтом или нажав "Принимаю", Вы даёте согласие на обработку файлов cookie и принимаете условия Политики конфиденциальности.
Банковский сектор Украины несмотря на войну продолжает развиваться. О том, как Ощадбанк переживает военные времена, как удалось сохранить персонал, какие программы внедряются для демобилизованных работников, о ближайших планах рассказала Ирина МАКОВЕЕВА, директор департамента по работе с персоналом Ощадбанка.
Интервью подготовлено для десятого номера журнала Banker.
— Ирина, Ощад является одним из крупнейших банков страны. Какой была работа с персоналом и какие задачи стояли перед командой в начале войны?
— Это было непросто, но все удалось – так это можно описать сейчас. В компании произошло быстрое изменение стратегии для перенастройки на работу в условиях войны.
Ключевой задачей Ощадбанка было сохранение человеческого ресурса и мотивация персонала – нашей команды, которая несмотря на опасность, отсутствие электроэнергии и другие препятствия продолжила работу и стала финансовой опорой для граждан по всей Украине, ведь Ощадбанк – это почти 19 тысяч сотрудников.
Тогда мы работали в режиме 24/7. Собирали данные из всех областей о работающих/неработающих сотрудниках, их местонахождении, состоянии, потребности в эвакуации и тому подобное.
Мониторили ситуацию в Киеве и областных управлениях, анализировали и оптимизировали нагрузку в тех регионах, куда релоцировались сотрудники. В первые месяцы полномасштабной войны таким городом был Днепр. Команда HR помогала с эвакуацией сотрудников и их семей из горячих точек. Мы эвакуировали около 500 семей, оказали помощь в поиске жилья и вакансий в Ощадбанке, создавали для таких сотрудников временные и удаленные рабочие места. Мы поддерживали связь с сотрудниками, которые выехали за границу (по состоянию на 1 марта 2022 года их насчитывалось 1345 человек), разыскивали тех, с кем связь была потеряна. Кроме этого, нужно было обеспечить автоматизацию воинского учета.
Это были сложные вызовы, но мы приложили максимум усилий, чтобы наши работники могли почувствовать себя защищенными.
— Удалось ли эту задачу выполнить?
— Уверена, что да. Мы сохранили человеческий капитал, рабочие места и заработные платы. Банк работал и работает стабильно, выполняя свою миссию критически важного учреждения. Мы оправдали доверие более 6,6 миллионов клиентов, обслуживая и поддерживая их во всех уголках страны, где это сегодня возможно.
В марте прошлого года процент персонала, который обеспечивал бесперебойный режим работы банка, составлял 62% учетной численности и был оптимальным в то время для осуществления основной деятельности. В конце 2022 года этот процент увеличился до 82%.
Была обеспечена бесперебойная работа на всех уровнях, постоянно работало 70% отделений сети и банкоматов. На деоккупированных территориях Ощадбанк одним из первых восстанавливал работу.
По опросам работников можем констатировать, что люди воспринимают Ощад как надежного работодателя, который заботится о них. Сотрудники гордятся тем, что работают в одном из крупнейших государственных банков страны с самой большой сетью отделений.
— Что было сделано для мотивации людей?
— В первые дни войны всем работникам Ощадбанка была выплачена материальная помощь в размере двух должностных окладов. Также в этот период произошло повышение окладов сотрудников в пределах 10-30%. Из соображений безопасности работникам было разрешено находиться в простое на срок до 90 дней с оплатой 2/3 оклада и работать дистанционно из-за рубежа. Как я уже говорила, в начале войны 1345 сотрудников выехали за пределы страны, а на конец 2022 года их количество составляло 144 человека.
И хотя банк был вынужден прибегнуть к определенному сокращению персонала из-за прекращения работы на временно оккупированных территориях, всем работникам, которые остались в банке, была сохранена заработная плата. Со II квартала 2022 года возобновлена выплата премий бизнес-подразделениям Ощадбанка.
— Как поддерживали ментальное здоровье команды?
— Еженедельно в начале войны мы организовывали вебинары с кризисным психотерапевтом Натальей Байкаловой. Их посетили тысячи работников. Более 700 сотрудников Ощада прошли тренинг по оказанию первой домедицинской помощи с обязательной сертификацией. Проводились тренинги по кризисному управлению. Очень важно оказывать поддержку сотрудникам как для их личного психического здоровья, так и для нормальной работы с клиентами. С началом полномасштабной войны среди наших сотрудников было много тех, кто в сверхсложное время проявил особую отвагу, преданность делу и приложил сверхусилия при выполнении своих обязанностей. Таким коллегам мы посвятили отдельный раздел “Смелые сердца” на внутреннем портале, где рассказываем об их подвигах.
Сегодня банк предлагает сотрудникам не только обязательные курсы и тренинги, необходимые для профессионального развития и роста, но и материалы психолого-терапевтического направления.
Недавно мы начали внедрять проект, реализованный в формате телеграмм-сообщества, где сберовцы могут получить информацию и принять участие в активностях, направленных на улучшение таких составляющих жизни, как физическое и ментальное здоровье, эмоциональная энергия, саморазвитие и межличностная коммуникация.
Адаптация и социализация демобилизованных сотрудников
— Сколько работников Ощадбанка сейчас служит в рядах ВСУ?
— С начала полномасштабного вторжения 440 сотрудников Ощада были мобилизованы в ряды ВСУ (из них 38 – женщины). Большинство из них и сейчас с оружием в руках защищают страну от врага. 55 сотрудников уже демобилизованы.
— Есть ли в Ощаде программа поддержки военных?
— Конечно, есть. У нас действуют программы поддержки для мобилизованных и демобилизованных работников.
— Что включает программа для мобилизованных?
— Эта программа у нас действует еще с 2014 года. За всеми сотрудниками, мобилизованными в ВСУ, на время службы сохраняются рабочие места. Им выплачивается ежемесячная материальная помощь: ко Дню защитников и защитниц Украины – в размере одного оклада, при мобилизации – 75 000 грн, при ранении – до 300 000 грн.
— Расскажите о программе адаптации и социализации демобилизованных работников.
— Мы в Ощаде очень ждем наших героев. Также мы понимаем, что количество ветеранов-ощадовцев будет расти и в дальнейшем, поэтому создаем условия для их скорейшей адаптации и социализации (психологическая помощь, реабилитация и т.д.). Надлежащая адаптация и социализация демобилизованных ощадовцев поможет им быстро вернуться к полноценной жизни и превратит многих из них в лидеров Ощадбанка. Для этого мы разработали специальную программу восстановления и психологической поддержки ветеранов под названием “Без барьеров”.
— Что включает эта программа поддержки?
— Это комплексная программа. Она включает 5 направлений:
Медицинское направление – предоставление ветеранам расширенной программы медицинского страхования с возможностью раз в год оздоровиться в санатории. В случае необходимости предусмотрено сопровождение по вопросам реабилитации и протезирования.
Психологическое направление – индивидуальные консультации с психотерапевтами для ветеранов и членов их семей. Дополнительно для руководителей демобилизованных сотрудников предусмотрен специальный двухдневный психологический тренинг по специфике работы с коллегами-ветеранами.
Социальное направление – рассматривается возможность обустройства инклюзивных рабочих мест, переквалификация, гибкий график работы на период адаптации и предоставление ветеранам дополнительного оплачиваемого отпуска сроком до 10 дней.
Юридическое направление – консультативная поддержка со стороны юристов Ощадбанка по всем вопросам, которые могут возникнуть у коллеги после возвращения.
Учебное направление – информационная поддержка по законодательным, налоговым и другим новациям, которые касаются ветеранов, а также данные профильных организаций и государственных учреждений, осуществляющих поддержку демобилизованных. Это направление также включает курсы по переквалификации ветеранов.
Практическая реализация проекта “Без барьеров” частично уже началась. В частности, в июле 2023 года состоялся двухдневный пилотный тренинг для руководителей демобилизованных сотрудников Ощада. Участниками приобретены навыки общения при возникновении недоразумений и получена практика в работе с эмоциональными триггерами конфликта. Этот тренинг проведен при поддержке Благотворительного фонда “Ветеран Хаб”, он является составляющей общебанковского проекта “Без барьеров”.
— Что является основным при реализации проекта?
— Главное – не навредить. Есть очень много нюансов. Особенно это касается людей, которые прошли горячие точки, в коммуникации с ними нужен особый подход. Для них нужен проводник – военный психолог, который помогает адаптироваться и вернуться к нормальной жизни. Поэтому сейчас мы хотим нанять такого специалиста.
Еще одна проблема – отсутствие общепринятых протоколов поведения. То есть в стране нет информации, как должна действовать компания в определенных ситуациях. Сейчас мы ориентируемся на КЗоТ, но он не учитывает войну.
Поэтому в сотрудничестве с другими организациями мы планируем стать платформой, психологическим хабом для ветеранов, где сможем аккумулировать международный опыт в том, как должна себя вести компания, работник, руководитель и человек, вернувшийся с войны.
— Опишите, как компания заботится о своем имидже работодателя.
— Ощадбанк признан одним из лучших работодателей банковской отрасли по мнению студентов и профессионалов с опытом работы – согласно результатам исследования EY “Лучший работодатель – 2022”.
Мы входим в тройку крупнейших и стабильных работодателей в банковском секторе. Заботясь о своем имидже как работодателя, мы обращаем внимание на следующее.
Стабильность и защищенность. Мы гарантируем стабильный заработок, соблюдение прав и оптимальных условий труда: официальное трудоустройство с первого дня, +7 дней до отпуска. Ощадбанк выполняет социальную роль для льготных категорий работников и людей с инвалидностью.
Заботу и безопасность. Возможность работать дистанционно в пределах Украины, возможность гибкого графика работы. Материальная помощь в случае наступления непредвиденных / чрезвычайных событий.
Профессиональное развитие. Обучение и возможность профессионального совершенствования на всех этапах карьеры, развитие компетенций, возможность карьерного роста.
— Что изменилось для работников Ощадбанка в текущем году?
— В этом году мы запустили программу добровольного медицинского страхования для всех работников. Для демобилизованных работников будет действовать расширенная программа страхования с учетом индивидуальных потребностей.
Кроме этого, у нас стартовала программа ежегодной оценки деятельности, которая предусматривает формирование индивидуальных целей персонала.
Также в этом году мы планируем восстановить большинство учебных программ, в частности лидерских мини-МВА.
Если говорить на перспективу, то в следующем году мы планируем усилить все существующие программы и продолжить работу с кадровым резервом.
Среди основных приоритетов ближайших лет мы планируем быть выше рынка и стать банком первого выбора.