Быть конкурентным значит быть гибким: как цифровой банк O.Bank интегрируется в украинский рынок

17 декабря 2021

Материал подготовлен для печатной версии журнала Banker.

Главный Telegram-канал банкиров

О том, какие тренды формируются в украинской финтехсреде и как цифровому банку получить доверие клиентов, в эксклюзивном интервью Banker.ua рассказал Иван Степанец, начальник Управления продаж и цифрового маркетинга IdeaBank.

— Иван, какие тренды на украинском финансовом рынке вы выделяете сейчас?

Главные тренды — это диджитализация (виртуализация) банкинга и подготовка систем и процессов к open-banking, то есть, прежде всего, это переход на цифровые (виртуальные) карты и их токенизация, отказ от пластика, а также диджитализация самого процесса регистрации в банке. Фактически клиенту уже не нужен ни физический контакт с менеджером банка для подтверждения личности, ни подписание «бумажек», ни даже получение обычной пластиковой банковской карты. Мы все больше погружаемся в виртуальный мир. Слово «карточка» скоро будет писаться в кавычках.

Количество операций, совершаемых клиентами в Google и Apple Pay, продолжает расти агрессивными темпами. По данным НБУ, с начала этого года количество токенов выросло на 39%, то есть по итогам года можно прогнозировать рост более чем на 50%. Также примерно четверть от количества и суммы всех безналичных операций на оплату товаров и услуг в интернете осуществлялась с помощью платежной карты (25,6% и 23,6% соответственно), а это рынок с оборотом более 700 млрд грн/год (по данным НБУ , в январе-сентябре 2021 года оборот составил 520,4 млрд грн). Как видим, люди все чаще покупают цифровыми «картами» онлайн и будут делать это в дальнейшем, а процент бесконтактных оплат будет расти.

Именно поэтому физические карточки вскоре станут более мертвым, имиджевым продуктом, чем базовой необходимостью – для всех нужд в формате «здесь и сейчас» клиенты могут использовать виртуальные карты. В ближайшие 5 лет этот процесс будет набирать обороты. Мы с вами живем в очень интересное время и фактически становимся очевидцами нового финансового времени.

Многие уже слышали о ребрендинге Facebook путем запуска Metaverse или так называемой «мета Вселенной». Это прямое подтверждение того, что в относительно ближайшем будущем границы между пользователем и поставщиком любых услуг будут очень размыты. Соответственно, если мы говорим о сфере финансов, будут стираться и границы между клиентом и банком, это неизбежно. Банки станут приложениями, в которых все действия можно выполнять онлайн, а у некоторых банков останется опция физических офисов/отделений/шоу-румов.

Интегрируясь в Европу, уже в среднесрочной перспективе мы должны имплементировать стандарты open-banking. К тому же, украинские банки только выиграют, если запустят на рынок инструменты, позволяющие получить принципиально новый формат финансовых услуг — отдельные сервисы открытого банкинга в небанковских сервисах (просмотр баланса, изменение лимитов, изменение кредитного лимита и т.п.). К примеру, благодаря открытому банкингу может возникнуть направление мультибанкинга. В Украине пока нет финтех-компаний, работающих в этом направлении, но потенциал здесь огромен. Представьте, насколько удобно использовать единую программу, в которой вы можете отслеживать операции по любым картам и счетам, и, как следствие, получать более персонализированные, уникальные предложения от банков и компаний-партнеров, услугами которых вы пользуетесь. В перспективе банки в Украине будут обязаны внедрить сервисы открытого банкинга, что позволит перейти к новым бизнес-моделям с финтех- и В2С компаниями.

Открытый банкинг и партнерские коллаборации будут давать услуги банкинга в небанковских приложениях. К примеру, у вас есть приложение АЗС, к которому «привязана» платежная карта. И кроме оплаты за сервисы АЗС, вы сможете видеть баланс карты, лимит рассрочки, бонусы и лимиты на операции, можете изменять кредитный лимит и т.д. На этом можно выстраивать взаимовыгодное сотрудничество с партнерами. Пока у карты, которую нельзя подвязать к Google и Apple Pay, очень мало перспектив на рынке. И в будущем банк, который не будет смотреть в сторону open-banking, также будет иметь довольно туманную перспективу. Быть конкурентным – значит быть гибким. При этом, конечно, каждый банк обязан обеспечить клиентам надлежащий уровень безопасности.

— Как изменился спрос на рынке за этот год?

— Сейчас клиент хочет, чтобы все процессы отображались в смартфоне: когда не нужно никуда идти, можно открывать/закрывать и управлять банковскими продуктами здесь и сейчас. Также могу отметить, что «океан уже красный», банки, а в частности необанки борются за клиентов. Это обычный рыночный процесс, и мы подходим к нему конструктивно. Если есть конкуренция, значит, есть и аудитория, потребности которой мы можем удовлетворить. И наша задача – сделать это с максимальной выгодой для клиента.

Украинские банки только выиграют, если запустят на рынок инструменты, позволяющие получить принципиально новый формат финуслуг – отдельные сервисы открытого банкинга в небанковских сервисах

— На какой сегмент клиентской аудитории ориентируется O.Bank и какова ваша миссия?

— Прежде всего, на тех, кто не хочет тратить время на оформление карт в отделениях, на очереди и заполнение бумаг, также на людей с инновационным мышлением, а еще на тех, кто любит покупать онлайн с кэшбеком. Мы в O.Bank прилагаем максимум усилий для создания качественного обновленного продукта, удовлетворяющего эти потребности. Вскоре он выйдет на рынок. Основная наша задача – давать ценность, которую клиент измеряет в конкретных выгодах. Это увеличенные кэшбеки для онлайн-шопинга и оплаты сервисов Apple и Google, кэшбеки от партнеров. Мы ведь понимаем, что желание купить не всегда совпадает с возможностью, и мы готовы предоставить кредитное плечо до 120 дней с 0,01% годовых. Наша миссия – стать лучшим финтех-сервисом для онлайн-шоппинга! В новой версии O.Bank мы предложим клиентам быстрое онлайн-открытие виртуальной карты путем предоставления документов через «Действие», а также ряд регулярно обновляемых эксклюзивных партнерских предложений. Для получения карты не нужно будет ехать в точку продажи или ждать курьера, как это было раньше. Оформление упрощается, мы избегаем «бумажного» процесса и переходим к 100% цифровому – это удобно и просто: через 5-10 минут карта появляется в смартфоне. Также мы полностью обновим сервис «Кешбек»: он будет начисляться и отображаться в интернете, появятся кэшбеки и скидки от партнеров. Отдельный раздел в новом O.Bank будет небанковским – он будет посвящен онлайн-шопингу, в т.ч. предложения и скидки для клиентов. В начале следующего года в новом релизе O.Bank появится реферальная программа, которая уже доступна в чат-ботах O.Bank в Viber и Telegram. Мы планируем расширять клиентскую аудиторию O.Bank, предлагать большее количество цифровых продуктов и выгодных предложений от партнеров и продолжим развивать кэшбек и реферальную программу.


Все самое интересное за неделю в нашей рассылке: