Продолжая пользоваться данным сайтом или нажав "Принимаю", Вы даёте согласие на обработку файлов cookie и принимаете условия Политики конфиденциальности.
Кандидатство в ЕС и банковские перспективы: что об этом думают банкиры
23 июня этого года произошло историческое событие для Украины – наша страна получила статус кандидата на членство в ЕС. После четырех месяцев полномасштабной войны с Россией такое решение поддержали лидеры всех 27 стран Евросоюза. Безусловно, это повлияет на судьбу Украины. Но что именно кандидатство в ЕС означает для банковского рынка Украины – об этом Banker.ua спросил украинских банкиров. О переходе на новые стандарты, влиянии на клиентов, обслуживание и прочее – в нашем опросе.
Ежи Яцек Шугаев, Глава правления АО «Кредобанк»:
Эксперты по-разному оценивают время необходимости Украины от статуса кандидата в ЕС до полного членства, чаще всего мы слышим, что этот процесс займет от 8 до 10 лет. Хотя это и кажется долго, польский опыт учит, что это время нужно для того, чтобы подготовить внутренний рынок к открытию на рынках ЕС, усилить его конкурентоспособность, адаптировать законодательную базу его функционирования к законодательству ЕС – и это лишь некоторые из важнейших пунктов, которые необходимо выполнить в этот переходный период. Для банковского сектора важнейшими изменениями является полная адаптация к действующим на финансовых рынках стандартам и регламентам ЕС, что также означает полную прозрачность деятельности, структуры собственности, применение процедур KYC, AML и т.д. Это также усиленная конкуренция, поскольку пребывание в ЕС в конечном счете означает свободный доступ финансовых учреждений ЕС к украинскому рынку – например, упрощенные процедуры открытия заграничного отделения банка (из другой страны ЕС) в Украине в рамках механизма «single European passport», свободная возможность для банков из ЕС покупать украинские банки Следует также ожидать, что на украинский рынок выйдут инвестиционные фонды, а вместе с ними больший спектр инвестиционных инструментов для розничных клиентов. Конечно, пребывание в ЕС означает свободное движение капитала, свободу трансграничных расчетов, а значит, исчезнут валютные ограничения. С точки зрения регулятора, то есть Центрального банка (НБУ) это означает усиление сотрудничества с EЦБ и присоединение к «семье» центральных банков ЕС под эгидой EЦБ.
Переход на стандарты ЕС означает, как я уже упоминал, еще большие требования с точки зрения прозрачности деятельности, контроля источников поступления денег, документального подтверждения сведений о клиенте, а также ответственности перед клиентом, информационных обязательств. Для Украины этот процесс не новый, НБУ уже некоторое время последовательно адаптирует украинскую банковскую систему к европейским стандартам, так что можно сказать, что в сфере финансовых услуг Украина уже продвинулась в подготовке к вступлению в ЕС.
Для клиента банка вступление Украины в ЕС будет означать еще лучшую правовую защиту его интересов, в частности, возможность отстаивать свои права в общих судах для ЕС, усиление коммуникационных требований к клиентам со стороны банков (полная информация не только о цене, но и о механизмах работы продукта) , со временем возможность получить информацию обо всех ваших счетах в разных банках через ваш главный банк, гораздо большее предложение инвестиционных продуктов, а также тех, которые предлагают из других государств ЕС, это также означает возможность открытия банковских счетов в других странах ЕС (конечно, на местном уровне используются разные механизмы контроля за правомерностью открытия таковых счетов). Этих преимуществ будет много, не все они будут доступны сразу (после присоединения к ЕС Украина может проходить определенный адаптационный период, например, связанный с доступом к рынку труда и т.п.), но со временем клиенты ощутят положительные аспекты функционирования украинской банковской системы в рамках ЕС.
Иван Свитек, Глава правления Юнекс Банка:
Сам факт одобрения статуса кандидата в члены ЕС для Украины не повлияет на банковскую систему. Дело в том, что Украина до сих пор двигалась по пути имплементации принципов, изложенных в третьей редакции документа Базельского комитета. По сути, почти все последние довоенные регуляторные инициативы НБУ были частью этого процесса. LCR, буферы капитала, учет операционного риска для расчета нормативов достаточности капитала – это элементы Базеля III. И я сомневаюсь, что кандидатство сможет даже ускорить этот процесс, поскольку эти и другие изменения требуют времени для адаптации системы.
Другими словами, банковская система Украины и до этого исторического решения была уже вполне европейской по многим направлениям. В части корпоративного управления, отчетности, надзора, комплаенса и т.д. В этом контексте страна не была отсталой.
Я уверен, что в результате это повлияет на клиентов очень существенно и положительно. Но не украинских, а европейских. Сейчас очень много украинцев, оказавшихся не по своей воле в Европе, поняли, что такое классический европейский банк. Очень часто – это сложное, забюрократизированное и неповоротливое учреждение. Чем дальше на запад, тем меньше финучреждение похоже на то, к чему привыкли украинцы: комфортный, дружелюбный, современный и продвинутый банк, с одними из лучших в мире цифровыми сервисами. Этого не хватает в Европе и, боюсь, именно европейцам придется учиться у украинских банков. А когда статус кандидата сменится статусом члена ЕС – еще и конкурировать с ними.
В Украине статус кандидата в члены ЕС не повлияет на услуги и сервисы для клиентов. Чего, к сожалению, я не могу сказать о войне и ее последствиях: эти факторы будут действительно влиять. Особенно относительно доступности кредитных продуктов.
Антон Стадник, Директор департамента инвестиционного бизнеса ПУМБ:
16 сентября 2014 г. Верховная Рада Украины и Европейский Парламент синхронно ратифицировали Соглашение об ассоциации между Украиной и ЕС. 1 сентября 2017 года Соглашение об ассоциации между Украиной и ЕС вступило в силу в полном объеме. С этого момента деятельность Национального банка в сфере европейской интеграции была и остается направлена на имплементацию Соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС, а также имплементацию актов права ЕС.
Признание Украины кандидатом в члены ЕС для банковского рынка Украины предусматривает, в первую очередь, дальнейшее усовершенствование нормативно-правовой базы в сфере банковского регулирования и надзора, платежных систем, страхования, кредитной кооперации, финансовой отчетности, борьбы с отмыванием денег, цифрового рынка.
НБУ активно работает над обновлением и разработкой нормативно-правовых актов в сфере регулирования платежных услуг. В частности, по вопросам безналичных расчетов, открытия и закрытия счетов пользователям поставщиками платежных услуг, осуществления операций с электронными деньгами, выполнения межбанковских платежных операций, привлечения коммерческих агентов для предоставления финансовых платежных услуг, авторизации деятельности поставщиков платежных услуг, регистрации платежных систем и участников платежных систем технологических операторов платежных услуг, оверсайта платежной инфраструктуры и т.д.
Также продолжается реализация шагов по валютной либерализации, которые предусмотрены разработанной совместно с экспертами МВФ Дорожной картой отмены валютных ограничений. В первую очередь, это касается либерализации движения капитала.
В будущем планируется открытие доступа для участников украинского и европейского финансовых рынков к дополнительным инструментам осуществления международных платежей и присоединению Украины к Единой зоне платежей в евро (Single Euro Payments Area, SEPA).
В сфере финансовых услуг в 2021 году был достигнут наибольший прогресс в выполнении Соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС.
Принят Закон Украины, которым ужесточены требования к корпоративному управлению в банках, обновлены требования по достаточности капитала и ликвидности, расширены полномочия Национального банка в сфере надзора. В частности, повышена ответственность органов управления за принятые решения, установлены дополнительные требования к членам совета и правления банка, в том числе по их коллективной пригодности; усовершенствованы требования к системе внутреннего контроля в банках; предусмотрено введение требований относительно новой структуры капитала, комбинированного буфера капитала, оценки банками достаточности внутреннего капитала и ликвидности с учетом рисков, характерных для их деятельности.
Для имплементации отдельных положений закона предусмотрен трехлетний период, но его внедрение и применение уже активно начато. Национальный банк уже разработал и утвердил ряд нормативно-правовых актов, в частности, по вопросам организации корпоративного управления в банках, процессу оценки достаточности внутреннего капитала в банках и банковских группах, надзора на консолидированной основе.
Также принят Закон Украины «О платежных услугах», разработанный с учетом актов права ЕС, в частности, Директив ЕС. Его внедрение позволит модернизировать платежный рынок Украины, создать основу для его развития и сформировать правовую основу для интеграции платежной системы Украины с платежной системой ЕС.
Дмитрий Овсянников, Заместитель Главы Правленияя АО «КИБ» (КомИнБанк):
Безусловно, получение статуса кандидата на вступление в Европейский союз – это очень важный позитивный шаг для Украины, который несет в себе как большой потенциал для развития и укрепления во всех сферах, так и необходимость приложения значительных усилий, проведения огромного объема работы. Банковский сектор Украины в этом смысле не исключение.
При этом необходимо отметить, что отечественная банковская система уже сегодня достаточно глубоко интегрирована в европейские и мировые стандарты работы. Так, Национальный банк Украины и коммерческие банки начали активно внедрять международные стандарты в своей деятельности еще с 2014 года после заключения Соглашения об ассоциации между Украиной и Европейским союзом, согласно которому Украина взяла на себя ряд обязательств, значительная часть которых касалась банковского сектора.
Кандидатство на вступление в ЕС, безусловно, станет толчком к использованию банками Украины опыта их европейских коллег в части внедрения новых банковских продуктов и услуг, повышения уровня сервиса. При этом внедрение новых продуктов и сервисов ориентировано на удовлетворение текущих потребностей клиентов банков.