ico
Ср, 02 Дек
USD 28.5583 ico
EUR 34.2157 ico
RUB 0.37695 ico
RU
USD 28.5583 ico
EUR 34.2157 ico
RUB 0.37695 ico

«Больше половины предприятий малого бизнеса перестали существовать из-за пандемии», – Лидия Кулыба

09 ноября 2020

Пандемия коронавируса стала настоящим испытанием для малого и среднего бизнеса Украины. В начале года практически все предприятия были вынуждены сократить рабочее время или вообще остановить производство. Пережить карантин смогла только половина предприятий. Остальные – обанкротились и были вынуждены закрыться. Как страна пережила кризис и чего ждать банковской системе в ближайшем будущем, Banker.ua обсудил с главой финансовых и розничных исследований компании CBR Лидией Кулыбой.

Лидия, совсем недавно ваша компания проводила исследование рынка бизнеса и выясняла, как на этот сектор повлияла эпидемия коронавируса. Поделитесь основными результатами и выводами?

Л.К.: Компания CBR регулярно проводит всестороннее изучение рынка, чтобы выяснить основные тенденции и прогнозировать тренды на ближайший период времени. Текущий год был особенно сложным, так как мир переживал эпидемию коронавируса. Введенные карантинные меры не могли не отразится на общей экономической ситуации, и нам было важно понять, как именно изменился ландшафт украинского бизнеса под влиянием принятых ограничительных мер.

В ходе наших регулярных исследований, в рамках которых мы опрашиваем репрезентативную выборку официально зарегистрированных физических лиц – предпринимателей и юридических лиц, выяснилось, что 66% ФЛП и 54% юридических лиц сократили или полностью прекратили свою деятельность под воздействием пандемии. Если же говорить о конкретных секторах, то больше всего от карантинных мер пострадали малый бизнес, а также компании, работающие в сфере транспорта и торговли. Меньше всего почувствовало влияние кризиса сельское хозяйство. Здесь результаты работы практически не изменились.

После начала эпидемии у крупного и мелкого бизнеса изменились подходы к выбору банков для сотрудничества. По каким критериям сегодня компании выбирают банки?

Л.К.: Действительно, эпидемия изменила предпочтения и критерии выбора банка для сотрудничества не только для бизнеса, но и для розничных пользователей. На первый план теперь выходит диджитализация услуг и возможность оказывать определенные услуги удаленно, через онлайн-приложения. И если еще в прошлом году наличие функции интернет-банкинга было не ключевой позицией, то уже сегодня бизнес не соглашается сотрудничать с банком, если не может управлять своим счетом удаленно. То есть, диджитализация и удобство для пользователя стали ключевыми факторами выбора банка.

Если же смотреть более глубинно, то для малого бизнеса одним из основных критериев остаются наличие у банка удобного мобильного приложения для бизнеса, а также широкая сеть отделений. Малый бизнес все еще ходит в стационарные отделения, а поскольку в период пандемии банки начали сокращать свою сеть, то значимость фактора отделений выросла.

Для крупного бизнеса важны процентные ставки, а также возможность банка предоставить кредит или кредитную линию. Также представители крупного бизнеса обращают пристальное внимание на условия предоставления кредита. И это не только ставки, но и срок кредитования, первоначальный взнос и другие условия.

Если же говорить об изменениях в финансовой системе страны в 2020 году, то какие основные тренды вы бы выделили?

Л.К.: Безусловно, диджитализация. Эпидемия коронавируса дала мощный толчок для развития интернет-банкинга и цифровых платежей. Этот факт отмечают не только украинский бизнес, но и глобальные структуры. Количество интернет-платежей по всему миру выросло в разы.

Отсюда следуют и другие тренды, такие как электронный документооборот, удаленная электронная идентификация клиентов, всем известная процедура KYC (know your customer), а также наличие программ доступного кредитования бизнеса. Здесь я имею ввиду государственную программу кредитования 5-7-9.

На первый план теперь выходит диджитализация услуг и возможность оказывать определенные услуги удаленно, через онлайн-приложения

А как изменилось поведение потребителей услуг банков? Стали ли украинцы больше совершать онлайн-платежей или брать кредитов? Какие тренды вы бы выделили со стороны потребителей?

Л.К.: Введение карантинных мероприятий, которые фактически ограничили передвижение украинцев, способствовало возникновению и новых трендов среди пользователей банковских услуг. Обозначу только несколько основных. Во-первых, выросла общая доля пользователей Интернет среди всего населения Украины старше 16 лет приблизительно до 78-80% в этом году.

Во-вторых, возросла доля владельцев платежных карт до 77%. Но в третьем квартале этого года начала наблюдаться отрицательная тенденция к сокращению пользователей зарплатных карт, что может быть следствием потери работы частью населением и частичным переходом занятых в некоторых бизнесах на получение зарплаты неофициальным способом.

В-третьих, увеличилась доля пользователей дистанционного банкинга. В 2020 году доля пользователей мобильными банковскими приложениями выросла до 41% и впервые доля пользования мобильной версией превысила долю пользования веб-версией.

К другим трендам относятся:

  • рост активности использования карт для оплаты в магазинах и Интернете;
  • в первой половине года выросла способность населения накапливать сбережения из-за того, что стали меньше тратить. Но уже в третьем квартале мы видим ухудшение этого показателя, в т.ч. из-за того, что несколько снижается уровень благосостояния населения;
  • по кредитным продуктам в этом году несколько выросла доля пользователей кредитных карт, но по исследованиям не наблюдается существенной положительной тенденции по росту пользователей потребительских кредитов;

С какими трудностями в текущем году столкнулись банки и потребители банковских услуг? Насколько удачно банки адаптировались к новым условиям?

Л.К.: Главный вызов – это диджитализация и перевод банковских услуг в онлайн. Банки экстренно адаптировали свои продукты и процессы под удаленную работу: обновили механизм интернет-банкинга, начали внедрять удаленное открытие счетов и доставку карт новым клиентам, начали налаживать электронным документооборота.

Вторым вызовом 2020 года стало кредитование, в том числе бизнес-кредитование. С одной стороны клиенты требуют дешевых кредитов, а с другой стороны финансовое состояние клиентов во всех сегментах ухудшилось и, несмотря на появление программ с более доступными кредитами, банки стали более осторожными, избирательными и требовательными при выдаче кредитов.

Главный вызов - это диджитализация и перевод банковских услуг в онлайн

Мы постоянно говорим о банковской диджитализации, а банки рапортуют о глобальном переводе услуг в интернет. Насколько украинцы готовы к такой диджитализации? Не вызовет ли это проблем в будущем, особенно в маленьких городах и селах, где у большинства людей до сих пор кнопочные телефоны, а доступа к интернету нет?

Л.К.: В целом нынешняя пандемия COVID-19 вызвала огромнейший скачок в диджитализации прежде всего населения небольших населенных пунктов. Так, например, в селах Украины среди населения в возрасте 16+ уровень пользования Интернетом в этом году вырос до 74%. Доля пользователей смартфонов выросла до 70%. Доля пользователей платежными картами тоже имела тенденцию роста именно среди населения меньших по размеру населенных пунктов, но отрицательная тенденция к ухудшению занятости населения, что прежде всего произошло в малых населенных пунктах, несколько ухудшили положительную тенденцию по проникновению платежных карт во втором полугодии этого года.

Какие тренды на финансовом рынке будут в 2021 году? Как изменится работа банковской системы или останется прежней?

Л.К.: На самом деле мы концентрируем внимание на существующих трендах и в меньшей мере занимаемся прогнозами. Пока явно видно, что в следующем году продолжится процесс диджитализации, удаленного открытия счетов, внедрение процедуры KYC и т.д.

Как изменятся предпочтения потребителей банковских услуг в 2021 году. К чему готовится банкам?

Л.К.: Сейчас могу сказать только одно – потребители стали более диджитальными. Смартфон станет основным экраном потребителя, а также основным финансовым инструментом. Но одновременно с этим клиенты продолжат пользоваться услугами, которые оказываются непосредственно в банковском отделении.

Авторизация

Мы используем файлы cookie для сбора аналитических данных о взаимодействиях с нашим веб-сайтом, чтобы улучшить взаимодействие с Пользователем. Подробнее о файлах cookie и персональных данных узнайте в Политике конфиденциальности.
Принять
×