Продолжая пользоваться данным сайтом или нажав "Принимаю", Вы даёте согласие на обработку файлов cookie и принимаете условия Политики конфиденциальности.
Наталья Холоденко: «То, на что люди чаще всего жалуются, они сами и создают». Интервью с психологом
Известный украинский психолог, мотивационный спикер и тренер личностного роста Наталья Холоденко рассказала Banker.ua о необходимости иметь личного психолога, проблемах представителей банковской сферы и бизнес-клиентов и действенных способах преодоления эмоционального выгорания на работе.
Материал подготовлен для печатной версии журнала Banker.
— Насколько сегодня важно иметь личного психолога, в частности деловым людям?
— Мир психологии разделяет людей на две категории. Первая – те, кто не верит в целесообразность визитов к психологу и считает, что для этого следует признать себя больным, неполноценным или недееспособным. Другая — люди, стремящиеся масштабироваться и не желающие тратить энергию на вывод из «зоны комфорта» (конфликты в коллективе, образы личного характера, недоразумения с партнерами).
К психологу идут люди с доходом выше среднего. Так было всегда. К примеру, Зигмунд Фрейд консультировал дворян. Позже психологию стали применять для помощи людям в различных жизненных ситуациях, в т.ч. критических.
— Что предпринимателю может дать хороший психолог?
– Хороших психологов мало. Людям бизнеса психолог может предоставить возможности. Когда ты растешь в бизнесе, к этому нужно быть внутри готовым: повышается уровень риска, ответственности, напряжения. Многие не делают что-то более стратегическое/масштабное из-за страха не достичь высокой планки.
Я всегда сравниваю работу с психологом с качеством передвижения в пространстве. Например, ехать в Польшу можно на велосипеде, поездом или самолетом. Если на самолете — это к психологу (скорее, эффективнее, и человек потратит меньше энергии на преодоление усталости собственными силами и «пытки» себя). А для людей банковской сферы это очень важно, потому что работа с людьми и деньгами чужих людей — суперстресс.
— Среди ваших клиентов много представителей банковской сферы?
— Из банковской сферы у меня было несколько русскоязычных клиентов из Швейцарии и Германии. Вообще, в Европе консультации с психологом очень популярны. Если говорить об Украине, у меня было всего несколько человек из этой сферы. И тут ко мне немногие из банкиров будут обращаться: очень маленький рынок и высокая вероятность утечки информации. Люди боятся этого.
— У вас больше клиентов-мужчин или женщин из сферы бизнеса?
— 60% клиентов — мужчины, и я этим горжусь. Потому что мужчины редко доверяют своим женщинам личные вопросы, а тем более не рассказывают о финансовых и бизнес-проблемах. В основном ко мне приходят топ-менеджеры или владельцы бизнеса. Это люди, которые готовы признавать, что у них дела обстоят не столь эффективно, как хотелось бы. Или их бизнес стабилен, однако хочется найти еще какие-то варианты разрешения ситуации.
Кстати, я начала работать с бизнес-сегментом случайно. Сначала консультировала по личным вопросам, затем плавно перешла в бизнесовую нишу. Ведь у многих людей, которые ко мне приходят, есть свой бизнес. Мы начинали с личных проблем, а когда их решали — погружались в деловые. А в бизнесе проблем не меньше, чем в личной жизни. Там тоже непосредственное общение с людьми: есть недоразумения, разногласия во взглядах, сложности отношений с родственниками (если речь идет о семейном бизнесе).
— Клиенты в банковской сфере отличаются от других ваших посетителей?
– Да. Представители банковской сферы скрупулезны, перфекционисты. У них много правил, ограничений, они привыкли существовать в зажатом режиме. Поэтому многим сложно расслабляться, и этим часто доводят себя до истощения. Такие люди сверхчувствительно воспринимают любые изменения и сложности в бизнесе (реструктуризация, банкротство, новый собственник) и таким образом попадают в жесткие личные кризисы. Обычно люди банковской сферы гиперответственны, с синдромом самоедства (если что-то пошло не по плану), они быстро себя морально уничтожают.
— А есть ли разница в проблемах, с которыми обращаются наши банкиры и европейские, возможно, из-за менталитета?
— Менталитеты не отличаются. Европейцы, с которыми я общалась, — выходцы из Украины. Но сами люди могут быть разными по характеру. Те, которые работают в Германии, Швейцарии, педантичны в работе. Те, кто работает в Украине, больше настроены на хронический кризисный менеджмент. Они приходят ко мне за креативным решением сложных задач, которые, например, у европейских банкиров не возникают. Ведь в Европе всегда маленькая маржа доходов, но есть стабильность. То есть мало зарабатываешь — мало рискуешь. У нас напротив. Поэтому наши банкиры постоянно «держат нос по ветру».
Украинские предприниматели (в т.ч. банкиры) — это серфингисты, которым важно не захлебнуться в волне очередных изменений. Это разница, продиктованная извне. Европейцы – стабильные и уверенные в завтрашнем дне, их задача – выполнять и соблюдать протокол, правила. В Украине нужно угадать, что будет с валютой, политической и экономической ситуацией, кто придет к власти.
— Если говорить о банкироах, насколько сознательны они в регулярности посещения психолога?
— Есть люди, которые проходят у меня достаточно продолжительные курсы. Мне сложно разделить клиентов по критериям. Все зависит от человека и сознания, а не от того, где он работает. Есть люди, стабильные по своей природе, а есть те, кому стало немного легче после одного-двух сеансов, и они больше не приходят. Например, у меня были депутаты из Верховной Рады: одни ходили регулярно, другие время от времени. Всё индивидуально. Хотя, по моим наблюдениям, мужчины более стабильны в этом плане (несмотря на то, что женщины больше любят психологов). Но если мужчине это «зашло», он будет ходить к психологу годами.
Ко мне часто приходят мужчины — владельцы бизнеса, которые потом признаются, что им легче самого осознания, что они сидят на приеме у психолога. То есть им легко, когда можно свободно выговориться. Когда-то я задавалась вопросом: почему чем успешнее человек, тем меньше он дает сказать мне слово на консультации. И мой коуч прокомментировал: потому что ее никто не слушает в повседневной жизни. Так и есть — на сеансах с мужчинами мои комментарии занимают гораздо меньшую часть времени. Психолог для них — определенное пространство. И когда они выговорились, то с помощью моих вопросов и советов довольно быстро сами делают выводы. Вообще, мужчины очень пластичны в работе с психологом.
— Сегодня актуальна тема эмоционального выгорания и стрессов на работе. Как их избежать?
— Эмоциональное выгорание, в первую очередь, связано с нарушением графика жизни. Люди должны ложиться спать до 11 часов вечера (не верить в легенды о «сове и жаворонке») и просыпаться рано — до 6 утра. Потому что мозг отдыхает с 11 вечера до 2 часов ночи. Когда человек бодрствует ночью, мозг не отдыхает. Многие считают, что все наверстают днем, но дневной сон не восстанавливает силы организма, как ночной. И это одна из главных причин выгорания, потому что человек сбивает себя с земного ритма.
Вторая причина – гиперответственность. Люди не умеют своевременно делегировать свои функции и очень всех переживают. А следует остановиться и понять: даже если ты умрешь, все продолжит функционировать. Поэтому не надо зацикливаться на том, что бизнес без тебя пропадет и стоит передать хотя бы несколько задач другим.
Еще одна причина – невысказанность. Особенно это касается конфиденциальных отраслей, где высок уровень напряжения. Таким работникам нужно заниматься творческими видами деятельности, ведь когда голова все время напряжена, она не выдерживает нагрузки. А смена деятельности – вид отдыха. Поэтому у человека должно быть хобби, и время на себя должно занимать не менее 25%.
К сожалению, большинство мужчин, которым пора идти к психологу, заводят любовниц. А это всегда дороже. И не факт, что более эффективно. Часто мужчины разрешают свои кризисы отношениями на стороне и алкоголем. Так они ищут свободу и право быть собой, стараются уйти от ответственности. Но наступает момент, когда это не помогает. Поэтому важно найти психолога, который будет твоим консультантом. Кстати, у женщин необходимость такая же — понять себя, донести свои желания близким, сохранить себя в сложный жизненный период.
– И в чем плюс психолога?
— В том, что это незаинтересованное лицо. Он не хочет женить тебя на себе, получить наследство или другие выгоды, на него никто не давит, и он не заинтересован склонять тебя к определенному решению. Психолог может скорее увидеть нюансы, которые не заметит обычный человек. Кстати, то, на что люди чаще всего жалуются, они сами и создают (своей добротой, нерешительностью, эмоциональной скупостью и т.п.). Обычно мы сами являемся создателями своих проблем. А психолог — следователь, помогающий провести расследование и выяснить, как ты сам «связал себя по рукам и ногам» и как распутать этот клубок.
Вообще, эмоциональное выгорание хорошо терапевтируется физической активностью. Это не обязательно тренажерный зал. Можно перед сном 40 минут прогуляться на свежем воздухе – это хорошо влияет на глубину и качество сна. Но многие почему-то игнорируют такие прогулки. Люди должны понимать и напоминать о том, что мы работаем для обеспечения личного счастья. А если работа — монстр, поглотивший тебя, и ты раб своих идей и бизнесов, то счастья там нет.
— А если цель — приумножение богатства?
— Когда люди хотят увеличить свои доходы, они начинают больше работать — и это самая утопическая идея. Потому что если в работе есть перегрузка, она становится неэффективной. Истощение бессмысленно, ведь у человека все равно есть предел и высокий уровень утомляемости. Важно переключаться на какие-нибудь увлечения или иметь психолога. Хобби — это подзарядка. Тот же мобильный телефон не будет работать, если его не заряжать. Человек тоже. И правильно поступают те, кто отключает телефон после конца рабочего дня и на выходные.
— Многие обращаются к вам с проблемой отношений с деловыми партнерами. Речь чаще всего идет о бизнес-конфликтах?
— Это довольно часто связано с конфликтами, когда компания разрастается и становится сложнее распределять большую прибыль. Ведь делить деньги, когда их мало, легче.
Другой момент связан с вектором движения компании: один из партнеров хочет ее продать (вывести свои вложения и заработать), а другой стремится развиваться дальше. Или один партнер видит компанию в бывшей отрасли, другой в новой. Также существуют личные конфликты (особенно в семейном бизнесе). Кстати, в украинском бизнесе множество родственных связей, и это главная проблема. Потому что сложно разделять бизнес и личное.
Например, фильм «Дом Gucci» — яркий пример того, что если бы родственники наняли директора, то в семье остался бы знаменитый бренд. То есть наступает момент, когда эмоции уже не позволяют решать, и каждый начинает “тянуть одеяло на себя”. В результате теряют все. Поэтому даже если бизнес семейный, его следует вовремя отдать в руки управленца и некоторое время не вмешиваться в бизнес-вопросы. Ведь требовать человека, который является твоим кумом, братом, сватом — сложно. Поэтому я всегда за то (неважно, семейный или партнерский бизнес), чтобы сразу была договоренность, как будем расходиться. По принципу брачного договора. Потому что все партнерские бизнесы рано или поздно приведут к разводу: когда по делу больше одного владельца, «междусобные войны» неизбежны. А это отрицательно сказывается на клиентах, конечном потребителе, инвесторе.
— Вы акцентировали, что с появлением больших денег их трудно делить. Т.е. аппетит появляется во время еды?
— Когда у людей, имеющих общее дело, появляется прибыль сверх обычной суммы — 100% будет конфликт. Потому что гораздо легче делить 10 тыс. грн, чем $2 млн. Когда люди в начале пути и им нечего (или почти ничего) делить, у них меньше завистей, конкуренции, они готовы вместе идти «в огонь и воду». А когда хлынули большие деньги, начинается выяснение отношений по формуле «я когда-то сюда вложил на 2 копейки больше, а я когда-то это приобрел». То есть идет счет копеек (кто имеет больший вклад в бизнес). И это не мое наблюдение, а мировая практика: чем больше денег, тем неприятнее с ними расставаться.
— Можно ли «воспитать» в себе руководителя или им нужно родиться?
— Руководители — лидеры по своей природе. Конечно, некоторые навыки можно получить в процессе работы. Но недаром говорят: «Рожденный ползать летать не сможет». Даже в животном мире есть лидеры и аутсайдеры. Так и у людей. Это данность.
— Как правильно выстроить модель отношений «босс-подчиненный»?
— С каждым годом эта модель будет становиться неэффективнее. Ведь руководитель не тот, кто громче кричит, а тот, кто берет на себя максимум ответственности. В современных компаниях руководитель — это не человек, который всем следует бояться, а тот, к кому нужно прислушиваться. Деспотические руководители скоро себя изживут.