Just for fun или серьезное вложение: насколько youtube-канал можно расценивать как инвестицию?

04 ноября 2021

Андрей Онистрат, предприниматель, коуч, основатель YouTube-канала «Бегущий Банкир», специально для Banker.ua

Материал подготовлен для печатной версии журнала Banker.

В настоящее время YouTube-канал можно рассматривать как инвестицию. Я воспринимаю для себя этот ресурс именно так.

Но при этом всегда важно чувствовать свою аудиторию. И если что-то идет не так, если ты чувствуешь, что контент не вызывает отклика, видишь это по количеству ругательств, то я всегда за то, чтобы менять что-то, а не стоять на месте. Хотя некоторые предпочитают целенаправленно бить в одну точку.

Главный Telegram-канал банкиров

Я почувствовал это на своем примере. Мой канал прошёл определенную трансформацию. Я начинал 8 лет назад по спортивной тематике, показывая в основном свои спортивные тренировки. Но есть такое понятие, как cornerstone, то есть камень преткновения. Впервые он случился у меня в 2016 году, когда я оставил банковскую деятельность, попрощался со своим банком, и мне нужно было найти новый источник вдохновения, снятие стресса. Я стал снимать ролики о серьезном спорте, беге, осматривал трассы, сколько стоит и т.д. И это очень хорошо зашло аудитории.

А потом случился второй cornerstone. Это произошло уже в 2019-2020 году, в период наступления локдаунов. Тогда я понял, что актуальны экономические темы, мировой кризис, обзоры курса доллара, инфляция в Украине, выживут ли банки в такой сложный период и т.д.

В целом я всегда делаю ролики на интересующие меня темы. Но спорт всегда проходит «красной линией» по всему моему контенту.

Сейчас любой человек может пойти на YouTube, в том числе и предприниматели. Даже просто имея свой gmail-адрес, ты уже можешь снимать и заливать ролики на YouTube, хотя в целом это сложный механизм со множеством правил. Во-первых, важно уметь держаться перед камерой. Сейчас это умеет делать каждый ребенок, снимая видео на смартфоне, но поколение 35+ испытывает определенные сложности. Появляются зажатые позы, удивленная мимика, повышенный голос. С этим надо работать, не говоря уже о том, сколько технических моментов нужно изучить для ведения канала. То есть в это нужно вкладывать много времени и денег.

К примеру, популярный сегодня канал Big Money Черняка — я уверен, что Евгений Александрович вложил немало денег в раскрутку своего канала, хотя он это всячески отрицает. Когда-то мы с ним даже спорили, и спор я фактически выиграл, но публично он это так и не признал.

Если рассматривать YouTube-канал как инвестицию и способ продвижения, то непосредственно продвижение своего продукта таким образом уже давно не является результативным.

Важно не рекламировать свой бренд, а популяризировать в целом направление

Важно давать полезную информацию, то есть не рекламировать свой бренд, а популяризировать в целом направление. Если ты разбираешься в генераторах, то рассказывай людям, как они устроены, что нужно сколько, почему. Например, Kernel делает какой-то контент на YouTube а-ля entertainment, но он не сильно «заходит», потому что пользы мало. При этом у меня есть друг, работавший когда-то в Kernel и Astarta, где у него было огромное поголовье коров, которое в день приносило 1 млн грн. Сейчас он делает свой контент на YouTube, рассказывая, как ухаживать за коровами, как они живут, едят, чем их лечить и т.д. И на это огромный спрос.

Поэтому продвигать что-то можно только нативно. Допустим, сегодня я могу в ролике сказать, что лечу на самолете какой-то компании, завтра надену одежду какого-нибудь бренда. Коллаборации, кстати, тоже играют немаловажную роль.

Плюс, когда ты что-нибудь делаешь, всегда важно общаться с экспертами в этой области, с теми, кто уже давно этим занимается и разбирается. Я всегда делаю контент по своему усмотрению, но раз в два месяца могу встретиться с Андреем Федоровым или Евгением Черняком и узнать мнение о своем канале.

Это важно для привлечения новой аудитории и получения лидов. Но, прежде всего, нужно понять, что ты хочешь дать своим подписчикам. Я, например, хочу их учить чему-то, чтобы мои видео были полезны. Поэтому я не рассматриваю другие каналы как конкурентные, а стараюсь делать совершенно свой контент. По статистике YouTube мой контент максимально пересекается только с каналом Геннадия Балашова, но это всего на 11%.

Банковский сектор тоже может использовать для продвижения YouTube, но чтобы банки могли туда зайти, нужны банкиры, скажем, формата Михаила Рогальского — он веселый парень, квинтэссенция маркетолога, банкира и частично айтишника. Быть классическим банкиром в наше время – это вообще не о чем.

Если бы передо мной стояла задача продюcсировать банковский канал, я бы показал конкретные кейсы по финансированию, дефолтные и другие

Будь передо мной задача продюсcировать банковский канал, я бы показывал конкретные кейсы по финансированию, дефолтные и другие.

К примеру, мы дали денег этому клиенту, он распорядился ими вот так, а потом показать результат через год, вышедший в результате. У банков много таких кейсов, они будут интересны, но нужно правильно подобрать формат. Причем я бы обязательно взял на канал очень узнаваемое лицо на этом рынке. Если взять неизвестного человека – канал не взлетит, потому что люди смотрят первые 7 секунд и отключаются. И CTR будет уменьшаться, потому что у YouTube есть «воронка». Поэтому здесь все имеет смысл.